Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа
Восполнить пробелы в знаниях об истории становления права - вот главная цель представленной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1 ознакомиться с понятием и сущностью права
2 выделить принципы и функции права
3 изучить классификацию происхождений права
4 изучить сущность происхождения права
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы содержания права……………………………………...5
Понятие и сущность права...…………………………………..5
Принципы права……………………………………………..…9
Функции права…………………………………………………11
Глава 2. Теории права…………………………………………………….14
2.1 Классификация теорий права…………………………………14
2.2 Историческая школа…………………………………………..18
2.3 Причины разнообразия теорий ……………………………….20
2.4 Происхождение права: теория и практика…………………...24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….31
Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико – правовой принцип и юридическую категорию следует отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство – более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве.
3 Принцип единства прав и обязанностей.
Данный принцип выражается
в том, что предоставленные гражданину
права и свободы сочетаются с
его обязанностями перед
4 Принцип гуманизма.
Гуманизм в широком понимании слова означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношения общества и личности. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве, он пронизывает все отрасли права.
5 Принцип сочетаемости убеждения и принуждения.
Данный принцип является важнейшей формой проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение составляют методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного их сочетания. Правильное решение вопроса об из соотношении приобретает особое значение в период перехода от тоталитаризма к демократии. Основным, главным методом руководства обществом является убеждением, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы права.
6 Принцип демократизма.
Принцип демократизма означает принадлежность всей власти непосредственно народу.
Перечисленные принципы распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимодополняют, а часто и проникают друг в друга. Они свойственны всей системе права, всем ее отраслям. Однако в каждой отрасли они проявляются по – разному в зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предмета и методов регулирования.
В юридическое понятие функций права вкладывается двойной, но внутренне взаимосвязанный смысл: роль, которую осуществляет право или определенный правовой институт, и конкретные направления правового регулирования (воздействия) на поведение субъектов.
Функции права можно определить как правовую характеристику реальности общества и отдельных его компонентов. В результате взаимодействия права с внешними условиями, с процессами, происходящими в общественном менталитете, преобразуются, видоизменяются сами функции права, приспосабливая правовую систему к новым условиям.
Существует множество функций права, среди которых необходимо отметить такие как:
1 культурно – историческая.
Право как явление
Наиболее видные представители - Гоббс, Локк, Монтескье.
Данная теория предполагала существование двух систем права - естественного и позитивного. Позитивное или положительное право представляет собой официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти в том числе санкционируемых ею обычаях. Естественное право – совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Среди них - право на жизнь, свободу, собственность, равенство и так далее. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости.
Данная теория различает позитивное
право, официально действующее в
государстве и интуитивное
Позитивное право, выражаемое в законах и других актах, не всегда доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве называются фантазиями. Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие.
Право согласно мнения Петражицкого имеет два уровня:
- интуитивное право,
образующее эмоциональные
- позитивное право, - нормы
, созданные органами
Таким образом, Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не только государством. Он справедливо отмечал особую роль социальной психологии, то есть психологии больших масс людей, отличающихся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядка. При принятии того или иного закона необходимо игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений.
Наиболее видные представители – Дюги, Муромцев, Эрлик, Паунд.
Сторонники этой теории считают, что право не следует искать в законах или психологических переживания личности. Право по их мнению – реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп.
Право в данном случае должно рассматриваться только в действии, в процессе применения. Право – есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность.
Способность творить право наделяются судьи: право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон. При этом подчеркивается значение психического переживания судей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.
4 марксистская теория права.
Основоположники – Маркс и Энгельс.
Данная теория, как и учение марксизма в целом основывается на материалистической философии. Согласно взглядам Маркса и Энгельса право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие.
5 Современная теория права.
В нашей стране наиболее видные представители – Алексеев, Марченко, Нерсесянц, Мутузов, Малько.
Современные ученые связывают правопонимание с нормативистским и социологическим аспектом. Право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально – политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы. Таким образом, право – система норм, выраженных в признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно – государственным критерием правомерно – дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.1
6 теологическая теория
Сторонники данной теории утверждают, что право как и все земное имеет божественное происхождение. Для христиан основными законами являются заповеди Моисея, содержащиеся в Библии, мусульманское право представляет собой откровения Аллаха и т.д. ученые отмечают уязвимость данной теории в научном отношении.2
7 Нормативистская теория права.
Автор данной теории Ганс Кельзен. Он считает, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет собой «централизованный порядок».
Право рассматривается им как своеобразная «лестница норм» , на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции. Нижестоящие ступени занимают нормы, соответствующие конституционным нормам, но в конституции могут быть не записаны.
Основная норма призвана вводить действия должностных лиц государства в русло правопорядка и придавать нормативным актам общеобязательный характер. Ее можно представить , по мнению Кельзена, «самой первой из конституций», она существует в религиозной системе любого общества и подразумевает, что некто должен вести себя как бог и что власть устанавливается по его воле.
Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок.
Сторонники нормативисткой теории происхождения права отрицают проблему происхождения права, поскольку и сих точки зрения государство и право нераздельны, следовательно, и их происхождение – это единый процесс.
Нормативистскую теория права еще называют чистой теорией права за стремление ее создателя Кельзена отделить право от ценностей добра, справедливости, равенства, так как , по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми и основываться на личности оценивающего субъекта, его чувствах. Зато право, согласно Кельзену, органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти».