История становления права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Восполнить пробелы в знаниях об истории становления права - вот главная цель представленной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1 ознакомиться с понятием и сущностью права
2 выделить принципы и функции права
3 изучить классификацию происхождений права
4 изучить сущность происхождения права

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы содержания права……………………………………...5
Понятие и сущность права...…………………………………..5
Принципы права……………………………………………..…9
Функции права…………………………………………………11
Глава 2. Теории права…………………………………………………….14
2.1 Классификация теорий права…………………………………14
2.2 Историческая школа…………………………………………..18
2.3 Причины разнообразия теорий ……………………………….20
2.4 Происхождение права: теория и практика…………………...24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

историческая школа права КУРСОВАЯ.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Историческая  школа

Историческая школа права сформировалась в Германии в противовес теории естественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи (179 – 1861 г.г) . Видными представителями исторической школы права были также Гуго и Пухта.

Савиньи выступал против игнорирования  специфически национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал  участие свободной человеческой воли в развитии истории и права.

Право, по его мнению, не является искусственным изобретением законодателя, но не выдумано людьми истоки права надо искать в истории его развития.

Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и  постепенно, и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. законодатель  не может «пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя – зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Государство, найдя готовое право, превращает его в действующее законодательство.

Таким образом, обнаруживая  себя первоначально в глубине  народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами – профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании.

Таким образом, право  не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.

Сегодня сущность права  нужно искать в позиций современной  правовой действительности.

На современном этапе  человеческой истории – 20 21 века –  противостоят два подхода к пониманию права.

Первый – право (как  и государство) – симптом расколотого  общества, орудия насилия, средства подавления. При таком подходе классовые  интересы превалируют над общенародными.

Второй подход – право (как и государства) – средство общественного компромисса, орудие снятия общественных противоречий, механизм управления общественными делами. Противоречие отнюдь не теоретическое. В теории лишь отражалось противоречие путей развития общества.

Первый теоретический  подход опирался на практику одних  стран и был верен в том смысле, что адекватно отражал общественную практику, соответствовал ей. Второй был верен для других стран и их практического опыта.

Особое значение имеет  этот вопрос для выяснения сущности права. При любом подходе к  праву в нем признается определенный общественный порядок, право выступает в качестве общественного средства, обеспечивающего порядок в обществе. Также несомненна и специфика права как общественного регулятора: оно выделяется своей обязательностью для членов общества, правовые установления обладают потенциальной принудительной силой.

Обязательность права  – его необходимое качество, без  обязательности право утрачивает свою индивидуальную определенность среди  других регуляторов. О природе такой обязательности можно спорить, но само это качество отрицать нельзя, без обязательности нет и права.

С этой точки зрения право  является системой общественного порядка, основанной на учете интересов разных слоев общества, их согласии и компромиссах. Право сохраняет элемент потенциального принуждения, но этот элемент играет второстепенную роль и при необходимости осуществляется ненасильственным путем.

 

2.3  Причины  разнообразия теорий

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает взгляды различных групп, слоев, классов . наций и других социальных общностей на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

Речь идет не только о классовых  интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеет в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, тысячи самых разных предположений. Вместе с споры тем о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.

Причины их и порождаемых ими  многочисленных теорий заключаются  в следующем.

Во – первых, в сложности и  многочисленности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом сложностях его адекватного восприятия со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порой противоречащими экономическими, политическими и иными взглядами и интересами.

Во – вторых, в преднамеренном искажении процесса первоначального  или последующего, возникновения  государственно – правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений.

В  - третьих, в преднамеренном или  непреднамеренном допущении смещения в ряде случаев процесса возникновения  государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ним процессами.

Обращая внимание на последнее обстоятельство, Шершеневич не без оснований сетовал, в частности, на то, что вопрос о  происхождении государства и права часто смешивался с вопросом об обоснованности государства и права. Конечно, рассуждал он, логически эти два вопроса совершенно различны, но «психологически они сходятся общими корнями».

Вопрос о том, почему нужно повиноваться государственной власти, в таком  представлении логически связывался с вопросом, каково происхождение государственной власти и права.

Кроме того, оставляя вопрос о происхождении  государства и права весьма запутанным и нерешенным, не умея, как отмечал  Коркунов, естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать «божественное установление». Государство и право получает, таким образом, в глазах людей значение некоего объективного порядка, независящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола.

Как показывает опыт, в решении  проблем происхождения государства  и права особая роль на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Фома Аквинский утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам божественный разум, согласно Аквинскому, управляет всем миром. Он лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

Религиозные учения о происхождении  государства и права имеют  хождение и ныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме,  о том, что на возникновение и развитие государства и права, а также на закат отдельных государств и правовых систем решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них – жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.

Однако как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право – на смену обычаям. И происходит это в силу не самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а коренных изменений в экономической сфере и  в самом обществе. Именно они привели к разложению первобытно – общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях жизни.

До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета старейшин, регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение сложившихся в нем  правил, в новых условиях жизни оказались бессильны.

Появилась жизненная необходимость  в новых условиях – регуляторах  общественных отношений, которые учитывали  бы коренные изменения в обществе и обеспечивались не только силой  общественного воздействия, но и  государственным принуждением.

Таким регулятором стало право.

Важнейшими признаками, свидетельствующими о его появлении стали, по мнению исследователей, следующие:

- социальное и имущественное  расслоение в обществе, появление  классов – антагонистов – бедных и богатых, угнетенных и угнетателей;

- постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других;

          -  появление  наряду с имущественными семейно  – брачных отношений и иных правоотношений;

- придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов;

- др.

первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали  зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды.

Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделенных такими полномочиями чиновников.

Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта и Вавилона.

Закрепление в праве экономического и социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное закрепление власти господствующих слоев и классов имеют место не только у римского народа, но и у других народов. В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права и правовых обычаев от прежних, регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя, неправовых обычаев.

 

 

2.4 Происхождение  права: теория и практика

 

Происхождение права представляет собой одно из значительных приобретений человечества.  На смену хаосу, порожденному животным эгоизмом человека, произволу сильного приходит понимание необходимости признания известных границ, ограничивающих проявление агрессивности и господства силы.

Однако прежде чем стать равным масштабом, общей мерой возможного и дозволенного поведения, право прошло длительную эволюцию вместе с развитием человечества.

Появление права – закономерный процесс. В его основе лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества.

Переход от присваивающей к производящей экономике, вызванной ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей заклялись за конкретным видом деятельности. На Востоке переход к производящей экономике обусловил деление населения общин на управляющих и управляемых.

Необходимость в организации землевладельческих общин для ирригационного земледелия привела к созданию разветвленного аппарата чиновников, который мог объединить усилия разрозненных семейно – клановых групп, не способных в одиночку обрабатывать землю и собирать урожай. Так появляется слой организаторов производства, которые одновременно были и контролерами и распределителями произведенного.

Управленческие посты дают их обладателям  большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делился  не поровну. Естественно, нарушением прежних  обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно – общинная знать создает право.

С появлением письменности правовые нормы фиксируются в официальных источниках.3

На Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев. Все это способствовало повышению эффективности производства, возможности отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины.

Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство, появлением частной собственности и накоплению богатства.

Деление общества на богатых и бедных неизбежно усиливает конфликты и противоречия. Обычаи, религиозные и моральные нормы не в состоянии обеспечить порядок в таком обществе. Тогда и появляется право, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя – собственника, а с другой – как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.

Таким образом, появление права  шло параллельно с развитием  государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей и их полномочия.4

Информация о работе История становления права