Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа
Восполнить пробелы в знаниях об истории становления права - вот главная цель представленной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1 ознакомиться с понятием и сущностью права
2 выделить принципы и функции права
3 изучить классификацию происхождений права
4 изучить сущность происхождения права
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы содержания права……………………………………...5
Понятие и сущность права...…………………………………..5
Принципы права……………………………………………..…9
Функции права…………………………………………………11
Глава 2. Теории права…………………………………………………….14
2.1 Классификация теорий права…………………………………14
2.2 Историческая школа…………………………………………..18
2.3 Причины разнообразия теорий ……………………………….20
2.4 Происхождение права: теория и практика…………………...24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….31
2.2 Историческая школа
Историческая школа права
Савиньи выступал против игнорирования специфически национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал участие свободной человеческой воли в развитии истории и права.
Право, по его мнению, не является искусственным изобретением законодателя, но не выдумано людьми истоки права надо искать в истории его развития.
Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно, и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. законодатель не может «пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя – зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Государство, найдя готовое право, превращает его в действующее законодательство.
Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами – профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании.
Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.
Сегодня сущность права нужно искать в позиций современной правовой действительности.
На современном этапе человеческой истории – 20 21 века – противостоят два подхода к пониманию права.
Первый – право (как и государство) – симптом расколотого общества, орудия насилия, средства подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными.
Второй подход – право (как и государства) – средство общественного компромисса, орудие снятия общественных противоречий, механизм управления общественными делами. Противоречие отнюдь не теоретическое. В теории лишь отражалось противоречие путей развития общества.
Первый теоретический подход опирался на практику одних стран и был верен в том смысле, что адекватно отражал общественную практику, соответствовал ей. Второй был верен для других стран и их практического опыта.
Особое значение имеет этот вопрос для выяснения сущности права. При любом подходе к праву в нем признается определенный общественный порядок, право выступает в качестве общественного средства, обеспечивающего порядок в обществе. Также несомненна и специфика права как общественного регулятора: оно выделяется своей обязательностью для членов общества, правовые установления обладают потенциальной принудительной силой.
Обязательность права – его необходимое качество, без обязательности право утрачивает свою индивидуальную определенность среди других регуляторов. О природе такой обязательности можно спорить, но само это качество отрицать нельзя, без обязательности нет и права.
С этой точки зрения право является системой общественного порядка, основанной на учете интересов разных слоев общества, их согласии и компромиссах. Право сохраняет элемент потенциального принуждения, но этот элемент играет второстепенную роль и при необходимости осуществляется ненасильственным путем.
2.3 Причины разнообразия теорий
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает взгляды различных групп, слоев, классов . наций и других социальных общностей на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеет в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.
За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, тысячи самых разных предположений. Вместе с споры тем о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.
Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем.
Во – первых, в сложности и многочисленности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом сложностях его адекватного восприятия со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порой противоречащими экономическими, политическими и иными взглядами и интересами.
Во – вторых, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего, возникновения государственно – правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений.
В - третьих, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смещения в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ним процессами.
Обращая внимание на последнее обстоятельство, Шершеневич не без оснований сетовал, в частности, на то, что вопрос о происхождении государства и права часто смешивался с вопросом об обоснованности государства и права. Конечно, рассуждал он, логически эти два вопроса совершенно различны, но «психологически они сходятся общими корнями».
Вопрос о том, почему нужно повиноваться
государственной власти, в таком
представлении логически
Кроме того, оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и нерешенным, не умея, как отмечал Коркунов, естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать «божественное установление». Государство и право получает, таким образом, в глазах людей значение некоего объективного порядка, независящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола.
Как показывает опыт, в решении
проблем происхождения
Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и ныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и развитие государства и права, а также на закат отдельных государств и правовых систем решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них – жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.
Однако как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.
Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право – на смену обычаям. И происходит это в силу не самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а коренных изменений в экономической сфере и в самом обществе. Именно они привели к разложению первобытно – общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях жизни.
До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета старейшин, регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение сложившихся в нем правил, в новых условиях жизни оказались бессильны.
Появилась жизненная необходимость в новых условиях – регуляторах общественных отношений, которые учитывали бы коренные изменения в обществе и обеспечивались не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением.
Таким регулятором стало право.
Важнейшими признаками, свидетельствующими о его появлении стали, по мнению исследователей, следующие:
- социальное и имущественное расслоение в обществе, появление классов – антагонистов – бедных и богатых, угнетенных и угнетателей;
- постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других;
- появление
наряду с имущественными
- придание действующим социальны
- др.
первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды.
Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделенных такими полномочиями чиновников.
Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта и Вавилона.
Закрепление в праве экономического и социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное закрепление власти господствующих слоев и классов имеют место не только у римского народа, но и у других народов. В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права и правовых обычаев от прежних, регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя, неправовых обычаев.
2.4 Происхождение права: теория и практика
Происхождение права представляет собой одно из значительных приобретений человечества. На смену хаосу, порожденному животным эгоизмом человека, произволу сильного приходит понимание необходимости признания известных границ, ограничивающих проявление агрессивности и господства силы.
Однако прежде чем стать равным масштабом, общей мерой возможного и дозволенного поведения, право прошло длительную эволюцию вместе с развитием человечества.
Появление права – закономерный процесс. В его основе лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества.
Переход от присваивающей к производящей экономике, вызванной ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей заклялись за конкретным видом деятельности. На Востоке переход к производящей экономике обусловил деление населения общин на управляющих и управляемых.
Необходимость в организации
Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делился не поровну. Естественно, нарушением прежних обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно – общинная знать создает право.
С появлением письменности правовые
нормы фиксируются в официальны
На Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев. Все это способствовало повышению эффективности производства, возможности отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины.
Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство, появлением частной собственности и накоплению богатства.
Деление общества на богатых и бедных неизбежно усиливает конфликты и противоречия. Обычаи, религиозные и моральные нормы не в состоянии обеспечить порядок в таком обществе. Тогда и появляется право, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя – собственника, а с другой – как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.
Таким образом, появление права шло параллельно с развитием государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей и их полномочия.4