Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа
Восполнить пробелы в знаниях об истории становления права - вот главная цель представленной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1 ознакомиться с понятием и сущностью права
2 выделить принципы и функции права
3 изучить классификацию происхождений права
4 изучить сущность происхождения права
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы содержания права……………………………………...5
Понятие и сущность права...…………………………………..5
Принципы права……………………………………………..…9
Функции права…………………………………………………11
Глава 2. Теории права…………………………………………………….14
2.1 Классификация теорий права…………………………………14
2.2 Историческая школа…………………………………………..18
2.3 Причины разнообразия теорий ……………………………….20
2.4 Происхождение права: теория и практика…………………...24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….31
Формирование права
На Востоке, где сильны традиции, право ограничено вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, то есть как обязанность, но не возможность.
Источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения. К примеру, авторами законов Ману были жрецы одной из древнеиндийских школ.. в Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле – «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость. В нем используется библейская идея, что человек был создан по образу и подобию Бога. Каждое человеческое существо – видимый образ невидимого Господа. Создатель наделяет людей жизнью, свободой и правом на стремление к счастью. Эти условия могут быть должным образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.
Может показаться, что с точки зрения отдельной личности, идея о том, что все люди созданы равными, выглядит ложной, поскольку они имеют различные таланты, способности, характер, что определяет уникальность каждой личности. Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий: все люди равны перед Богом, имеют общую родословную.
Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека , на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Однако оно было дополнено теорией естественных прав, идеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия. В связи с этим право определяло меру свободы обусловленную природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека.
Государство закрепляло и гарантировало
эти возможности в своих
Изучение процесс
1 Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты.
2 Дает возможность
3 Позволяет четче определить все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время единства, общности взглядов в отношении процесса происхождения права и государства.
При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнениям такие, например, общеизвестные исторический факты, что первыми государственно – правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникли не рабовладельческие , а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
Дифференцированный подход к исследованию процесса возникновения государства и права обуславливается тем, что существуют разные условия возникновения этого явления, значительно отличающиеся друг от друга закономерности их становления и последующего развития.
Способ приобретения государства и права имеют важное значение не только с точки зрения государственно – правовой, но и прагматической, с позиции практики.
Они имеют важное значение , во – первых, для удержания правящими элитами или отдельными лицами вновь приобретенной государственной власти.
Во – вторых, способ и форма возникновения права и государства на месте старых имеет важное значение в морально – политическом и социальном плане как основа для формирования новых законов и их добровольного соблюдения.
В третьих, имеет огромное значение для их дальнейшего укрепления и развития в плане поддержания их высокого жизненного тонуса, Усиления их социально – политической сбалансированности и живучести.
Акцентируя внимание на изучении проблем возникновения и развития государства и права в настоящем, мы тем самым перебрасываем мостик в его прошлое и создаем предпосылки для понимания основных тенденций его развития в будущем.
Рассматривая проблему взаимосвязи настоящего и прошлого Коркунов писал, что рядом с настоящим для общества и государства имеет важное значение и прошлое.
Каждое поколение имеет
Жизни и уклад общества, подчеркивал ученый, в большей степени определяются прошлым, чем более прошлое богато историческими событиями.
Однако рядом с прошлой исторической жизнью, продолжал Коркунов, есть третий элемент , составляющий важную черту государственного управления и правового развития. Это память и желание.
Все то, что человек накопил в опыте прошлого, он так или иначе переносит в будущее. Таким образом, правовые устои общества определяются тремя моментами – «настоящими условиями жизни, прошедшими и теми идеалами, которые образуются на основании прошедшего опыта».5
1 Алексеев С.С. Философия права. М. Спектр. 1999 год
2 Алексеев С.С. Теория права. М. Спектр. 1995 год
3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. Феникс. 1998 год
4 Власенко Н.Н. Правоприменение в России. М. Феникс. 2006 год
5 Громоновский А.А. Теория права. М. Юриздат. 2005 год
6 Демьянов М.И. Теория государства и права. Феникс. М. 2001 год
7 Евсюков Л.Т. Теория
государства и права. М.
8 Кацер М.Т. Теория права. М. 2000 год
9 Клименко А.В, В.В. Румынина. Теория государства и права. Мастерство. М. 2000 год
10 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 1997 год
11 Лазарев М.К. Основы государства и права. М. Нева. 2007 год
12 Лейгст О.Э. Сущность
права. Проблемы теории и
13 Литвин Т.Д. Общая теория права. М. Спектр. 2005 год
14 Маликов М.К. Общая теория государства и права. М. Феникс. 2007 год
15 Морозова Л.А. Теория государства и права. Эксмо. М. 2007 год
16 Никулин П.Р. Сущность права. М. Юнити. 2008 год
17 Пиминов А.А. теория государства и права. М. Нева. 2008 год
18 Романов М.С. Теория права. М. Феникс. 2006 год
19 Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории государства и права. М. 2000 год
20 Черепанов С.М. теория государства и права. М. Юнити. 2006 год
1 Давыдов Ю.Г. Правоведение. М. Проспект. 2005 год
2 Клименко А.В., Румынина В.В. теория государства и права. М. Мастерство. 2000 год
3 Мухаев Р.Т. Правоведение. М. Юнити. 2007 год
4 там же
5 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С 204