Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 02:10, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. Существует и еще одно важное значение понятия источника права, когда под ним подразумевают способ внешнего выражения содержания правовой нормы, при помощи которой она получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право, оно не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т.д., т.е. формализованного текста).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права.….………………….…….....5
1.1 Понятие источника (формы) права. Соотношение формы права и источника права……………………………………………………….………………………….5
1.2 Виды источников (форм) права……..………………………………….....7
1.3 Источники права в Российской Федерации…………….………….…..17
Глава 2. Нормативный акт как источник права………………………………....25
2.1 Действие нормативных актов во времени, в пространстве,
по кругу лиц……………………………………………………………..…...25
2.2 Закон как ведущий источник права………………………………….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………....32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ТОМИНА курсовая по ТГП (восстановлен).doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра теории государства и права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория  государства и права»

на тему «Источники (формы) права»

 

 

 

Выполнил: студент 1-го курса очной формы обучения юридического факультета, группа 3103  Т. О. Кондрашкина

Подпись_____________________

 

Научный руководитель: Н. В. Курысь,

кандидат юридических  наук,  доцент

Подпись_____________________

 

 

 

 

Москва

2007 г.

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права.….………………….…….....5

1.1 Понятие источника (формы) права. Соотношение формы права и источника права……………………………………………………….………………………….5

1.2 Виды источников (форм) права……..………………………………….....7

1.3 Источники права в Российской  Федерации…………….………….…..17

 Глава 2. Нормативный акт как источник права………………………………....25

2.1 Действие нормативных актов  во времени, в пространстве,

по кругу лиц……………………………………………………………..…...25

2.2 Закон как ведущий источник  права………………………………….....27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………....32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права  следует также признать форму  выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. Существует и еще одно важное значение понятия источника права, когда под ним подразумевают способ внешнего выражения содержания правовой нормы, при помощи которой она получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право, оно не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т.д., т.е. формализованного текста).

Наличие надежных источников истории  права зависит от существования  в соответствующий период организованного  правительственного механизма (элемент законности) и группы образованных людей, например священников, ученых или официальных лиц, которые располагают возможностью с определенной степенью точности регистрировать состояние права (элемент аутентичности).

Как для действующего права, так  и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) — один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко-правовой науки и юриспруденции в целом.

Как для действующего права, так  и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) – один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко-правовой науки и юриспруденции в целом.

Цель исследования в данной работе являются источники права, в которых нашли отражение определенные ступени социального, экономического, политического, духовного и культурного развития общества. Эта тема актуальна в наше время тем, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества, по источнику явления судят и о самом явлении.

 Основными задачами в данной курсовой будет рассмотрение понятия, классификации и содержание источников права. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, отдается предпочтение учебникам, написанным под руководством Р.Т Мухаев, М.Н. Марченко, А.В. Малько. На мой, взгляд, в трудах этих авторов наиболее тщательно рассмотрены вопросы, затрагиваемые при рассмотрении  такого правового института как источник права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА

 

1.1 Понятие источника (формы) права

Соотношение формы права и источника права

  Одним из признаков права, которые отличают его от других социальных регуляторов, является формальная определенность. Потребность в праве была обусловлена тем, что прежние социальные регуляторы не могли успешно согласовывать столь различающиеся и даже противоположные интересы. Упорядочить взаимоотношения людей, имеющих различные интересы, можно только с помощью четких правил поведения, которые закреплены в официальных действующих документах государства. Только четко закрепленные правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, поскольку их обязательность обеспечена возможностью государственного принуждения. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности. Поэтому важно знать, где может содержаться информация о правилах поведения, обязательных для всех, кто и каким образом придает правилам поведения значение правовых норм, то есть обеспечивает их обязательность.

Для того чтобы стать реальностью  и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права1, в других — источниками2, а в-третьих — их именуют одновременно и формами, и источниками права3.

Под термином «источник права» понимаются4:

1) силы, творящие право; например, источником права считают «волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть»;

2) материалы, положенные в основу того или иного законодательства; например, констатируют, что римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса и т. д.;

3) исторические памятники, откуда люди черпали свои знания о праве;

4) средства познания действующего права (познание права через закон);

5) материальные условия жизни общества, которые обуславливают содержание правовых норм;

Термин источник права имеет  философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру философские идеи легли в основу той или иной правовой системы.

Таким образом, источник (форма) права есть способ, внешняя форма выражения и закрепления содержания правил поведения, которые придают качество правовой норме, то есть становятся определенными, постоянными и обязательными. Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержанием и пользоваться ими.5

Понятие форма права и источник права тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если форма права показывает, как содержание права организованно  и выражено вовне, то источник права  указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Источник права в юридической литературе определяется неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Содержание и формы права не являются результатом произвольного конструирования законодателя. Их первопричины заложены в системе общественных отношений.

История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:6

1. Правовой обычай

2. Судебный прецедент

3. Принцип права

4. Правовая доктрина

5. Нормативный договор

6. Деловое обыкновение

7. Нормативно-правовой акт

Таким образом, в разных правовых системах различные источники (формы) права играют далеко не одинаковую, обусловленную характером и местом каждой из конкретной правовой системе регулятивную роль. Несмотря на это, все они являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия власть имущих на общественные отношения и различные общественно - политические институты.

А теперь подробнее рассмотрим  эти источники права.

 

1.2 Виды источников права

Правовой обычай

Исторически первым источником права был обычай – правило поведения, ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного фактического применения. Обычай связан с традицией и способен передаваться от поколения к поколению.7 Однако обычай становиться правовым, только когда появляется государство. В этом случае обычай становиться обязательным, поскольку опирается на возможность применения принуждения со стороны государства. До этого обычай существовал в качестве не правового, как правило, которое не требует санкции государства, соблюдается добровольно, поскольку обычай слит с нормами морали, религии, идеалами и представлениями первобытного человека. Обычай как мера должного поведения передавался из поколения в поколение в форме мифов, легенд, пословиц, поговорок. Все первые законы, например Русская Правда, Законы Хаммурапи, Законы ХII таблиц были сводами обычного права. Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права. 8

Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным  и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное  явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно - брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи сохранившиеся до настоящего времени, хотя и утратили прежнее значение. Они достаточно широко распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве деловых обычаев, на основе которых взаимодействуют партнеры, а так же в межгосударственных отношениях, где значительную роль играет дипломатический этикет.

Правовой обычай –  это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Санкционирования обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной, или административной практики. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено. Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.9  

Более или менее длительное существование  правовых  обычаев можно ожидать  лишь в некоторых сферах правового  регулирования,  например, при регулировании внешней торговли. Известно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев  мореплавания ст.130  КТМ РФ устанавливает:  "Срок,  в течение которого груз должен быть погружен на судно,  определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками,  обычно принятыми в порту погрузки".10 В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкновения. При этом следует отметить,  что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте. Вряд ли прав и С.Л. Зивс,  утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового обычая11. В истории Российского права существовали нормативно - правовые акты, содержащие в себе прямую отсылку к обычаю, такие отсылки относились, например, к порядку землепользования в 20-х годах 20 века.

Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат,  согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.             Обычаи, противоречащие государственной политике,  общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, до недавнего времени существовала в Уголовном Кодексе РСФСР (действовал с 1.01.61 по 1.01.97г.) глава 11, которая предусматривала ответственность за преступления, составляющие пережитки местных обычаев. Статья 233 УК РСФСР, в частности, предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет за похищения женщины для вступления в брак.12 В действующем ныне Уголовном Кодексе РФ, вступившем в силу с 1.01.97г., такой статьи нет. Но там есть статья 126, которая предусматривает суровую ответственность за похищения человека, не ссылаясь при этом на пережитки.13

Судебный прецедент

Судебный прецедент является распространенными источником права в Англии, США, Канаде, Австралии, бывших колониях Великобритании. Судебный прецедент – решение суда, вынесенное по конкретному делу, которое становиться правилом, обязательным для всех судов той же низшей инстанции при решении аналогичного дела. Создателем права является само государство в лице такого органа, как суд. Решение вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций14. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы права. Тем самым устраняются противоречия между развивающейся практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при отсутствии норм права.       Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их. Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и более точно, чем общая норма, способен отразить существо конкретного дела. В России и целом ряде других стран, в основном расположенных на европейском континенте ( Италия, германия, Франция ) и относящихся к другой правовой семье, называемой Романо-германской судебная практика не рассматривается в качестве источника права. Здесь считается, что суды могут только рассматривать конкретные судебные дела, но они не могут создавать новые нормы права.

Информация о работе Источники (формы) права