Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 02:10, курсовая работа
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. Существует и еще одно важное значение понятия источника права, когда под ним подразумевают способ внешнего выражения содержания правовой нормы, при помощи которой она получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право, оно не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т.д., т.е. формализованного текста).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права.….………………….…….....5
1.1 Понятие источника (формы) права. Соотношение формы права и источника права……………………………………………………….………………………….5
1.2 Виды источников (форм) права……..………………………………….....7
1.3 Источники права в Российской Федерации…………….………….…..17
Глава 2. Нормативный акт как источник права………………………………....25
2.1 Действие нормативных актов во времени, в пространстве,
по кругу лиц……………………………………………………………..…...25
2.2 Закон как ведущий источник права………………………………….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………....32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Принцип права
Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.)15. Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.16
Правовая доктрина
Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.17 Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина). В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя. Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации. Нельзя не сказать и о том, что в отечественной истории некоторые юридические конструкции, созданные юристами, тоже входили в правовую систему, закреплялись правом. Например, творчество выдающегося учённого - А. В. Венедиктова, создавшего конструкцию “оперативного хозяйственного управления”, разграничившую правомочия государства и предприятий при социалистической форме хозяйства
Нормативный договор
Нормативный договор - соглашение
между сторонами направленное на
установление официальных юридических
правил.18 Например, международный договор, коллективный
договор между хозяином (предпринимателем)
и наемными работниками в лице их профсоюза.
Договоры нормативного содержания - это
соглашения между субъектами, которые
добровольно закрепляют взаимные права
и обязанности и обязуются их соблюдать.
Подобные соглашения служат основой для
принятия других нормативных правовых
актов. Такие договоры получили распространение
в трудовом праве при заключении контрактов
между работодателем и работником, в международном
праве.19 В последние годы, указанные договоры
стали применяться и в конституционном
праве России. Например, в 1992 г. был заключен
Федеративный договор между Российской
Федерацией и ее субъектами о разграничении
между ними предметов ведения и полномочий.
В 1994 г. был заключен Договор между Российской
Федерацией и Татарстаном, где были определены
предметы взаимного делегирования полномочий.
В дальнейшем такие договоры были заключены
и с другими субъектами Федерации. Для
признания договора источником права
требуется, чтобы он содержал юридические
нормы. Историческими примерами договора
нормативного содержания в советском
праве могут служить Договор об
образовании Закавказской советской
республики (1922 г.), Договор об образовании
СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор
о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации
и органами власти республик в составе
Российской Федерации) 1992 г. В области трудового права значительную
роль продолжают играть коллективные
договоры. Согласно ст.7 Кодекса законов
о труде РФ, коллективный договор -
правовой акт, регулирующий
трудовые, социально-экономические
и профессиональные отношения между
руководителем и работниками на предприятии,
в учреждении, организации. Следует подчеркнуть,
что договорное право - юридический фундамент
динамичной и расширяющейся системы
свободного предпринимательства. Принятый
11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации
"О коллективных договорах и соглашениях"20 один из наиболее значимых актов, цельно
регулирующий взаимоотношения предпринимателей
и наемных работников. В качестве основной
формы права выступает договор в международном
праве. Международный договор -
это явно выраженное соглашение между
государствами и другими субъектами международного
права, заключенное по вопросам,
имеющим для них общий интерес, и призванное
регулировать их взаимоотношения путем
создания взаимных прав и обязанностей.21 Статья 2 Венской конвенции о праве международных
договоров содержит нормативное определение
этого источника: "Договор означает
международное соглашение, заключенное
между государствами в письменной форме
и регулируемое международным правом,
независимо от того, содержится ли
такое соглашение в одном документе,
в двух или нескольких связанных между
собой документах, а также независимо
от его конкретного наименования"22. Примером международно-правового договора
нового типа может служить принятый 12
сентября 1990 г. Договор об окончательном
урегулировании в отношении Германии,
согласно которому "объединенная
Германия будет включать территорию Германской
Демократической Республики, Федеративной
Республики Германия и всего Берлина". Нормативно-
Деловое обыкновение
Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями.25 В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".26
Нормативно- правовой акт
Наиболее распространенным источником права является нормативно правовой акт. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. Нормативно-правовые акты различаются по содержанию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:
1) они исходят только от государственных
органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется письменная форма и оформление
в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная
на различной юридической силе отдельных
актов;
5) содержание нормативных правовых актов
составляют нормы права;
Нормативно-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм. Нормативно-правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права. Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке законодательным органом власти и выражает волю государства по наиболее важным вопросам общественного развития. Он обладает высшей юридической силой, то есть имеет верховенство над всеми иными нормативно-правовыми актами, содержит правовые нормы по конкретным вопросам общественной жизни. Все остальные нормативно-правовые акты должны исходить из законов, не противоречить им. Цель закона - установить и четко определить взаимоотношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Создатель закона стремиться предоставить человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других. По степени важности и юридической силе законы разделяются на конституционные, органические и обычные. К конституционным относятся конституция и примыкающие к ней законы, касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общественного развития. Это закреплено в ст.108 Конституции РФ27. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как в ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. Конституционные законы касаются основополагающих вопросов жизни государства, общества личности и принимаются особым способом. Для их принятия необходимо, чтобы 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Государственной Думы проголосовали за принятие закона. Органические законы как источник права распространены в странах Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих государств. Они регулируют деятельность органов государства. Этим законам присущи следующие особенности: 1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами; 2) принимаются в особом порядке – классифицированным большинством, т.е. заранее установленным кворумом при голосовании. 3) глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечению определенного срока подписать закон и обнародовать его. Обычными законами называют федеральные законы. Которые принимаются на основе и во исполнении Конституции и конституционных законов. Для их принятия достаточно простого большинства обеих палат Федерального собрания. В течении четырнадцати дней принятый закон должен подписать Президент, после чего закон вступает в законную силу и начинает действовать Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию (неопубликованные законы не могут применяться). К подзаконным нормативно – правовым акта относятся: 1) указы Президента, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации; 2) постановления Правительства по актуальным вопросам текущей жизни; 3)приказы и инструкции министерств и ведомств, содержащие нормы права;
Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться. Все другие формы (источники) права относятся к так называемым не законодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.28
Таким образом, в юридической практике существует множество видов источников (форм) права которые применяются в различных странах, некоторые из источников утратили свое прежнее значение.
1.3 Источники права в Российской Федерации
Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.29
Из всех известных истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации можно говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. В российском праве санкционирование обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе; Кодекс торгового мореплавания (на территории России пока действуют Консульский устав СССР и КТМ СССР) предлагает руководствоваться портовыми обычаями для определения продолжительности погрузки и разгрузки судов и размера платы за их простой.
В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.
Международный договор — это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).
Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт -Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.
Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»)1. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.
Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме. Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.
Высшей юридической силой
Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим.
Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.30