Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 02:10, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. Существует и еще одно важное значение понятия источника права, когда под ним подразумевают способ внешнего выражения содержания правовой нормы, при помощи которой она получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право, оно не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т.д., т.е. формализованного текста).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права.….………………….…….....5
1.1 Понятие источника (формы) права. Соотношение формы права и источника права……………………………………………………….………………………….5
1.2 Виды источников (форм) права……..………………………………….....7
1.3 Источники права в Российской Федерации…………….………….…..17
Глава 2. Нормативный акт как источник права………………………………....25
2.1 Действие нормативных актов во времени, в пространстве,
по кругу лиц……………………………………………………………..…...25
2.2 Закон как ведущий источник права………………………………….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………....32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ТОМИНА курсовая по ТГП (восстановлен).doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

• в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему в принципе «все под силу», он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

• в-четвертых, закон — нормативный  акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается», поэтому закон в своем действии (например, в случае неисполнения) «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона.

Рассматривая закон как нормативный  юридический акт — источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно:

— от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, «разовым»  вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам; в примерах, приведенных в первом разделе, это было распоряжение главы администрации);

— от интерпретационных актов, т.е. актов толкования, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые или изменяются либо отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка1.

Законодательство — это вся  совокупность законов, действующих  в стране.

Необходимо иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие правовые нормы (например, нормативные указы Президента. РФ, постановления Правительства).

В настоящее время нормативные указы Президента (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. Но по своей юридической сути они остаются подзаконными документами. В ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п. 5 ст. 3).

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт  страны — это основной, «заглавный»  закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

В Российской Федерации в настоящее  время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Важное значение имеет деление законов по отраслям права. Наиболее существенную роль в законодательной системе играют законы: административные, гражданские, брачно-семейные, уголовные, земельные, финансово-кредитные и т.д. . Среди законов (и иных нормативных юридических актов) выделяются кодифицированные законы, акты-кодексы.            Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Каждый кодекс — это самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений: и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Правовое регулирование действия закона включает в себя комплекс правил, определяющих время вступления в силу закона, механизм введения его в действие, пределы действия закона во времени и пространстве, орган, способы и средства его исполнения, перечень законов и других правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием нового закона1.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы, причем только объективизированная («в определенной форме») норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права — оболочки бытия правовой нормы.

Мы выяснили, что источниками  права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.

В нашей работе мы рассмотрели следующие  основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент и  нормативный договор и др. Более  подробно были рассмотрены нормативно-правовой акт и закон.

Выявление круга источников имеет  важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности от формы права  зависят такие факторы, как способы  правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.

В свете вышеизложенного можно  сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое  значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России?

Во-первых, при улучшении форм права  надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной  правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность  в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму  права. В правовом государстве главной  формой права должен быть признан  не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

В связи с тем что на  формирование российской системы права  оказывало  большое влияние как европейское  так и азиатское правовое видение, то понятие правовой система, права,  форм и источников права в России сложилось на основании аккумулирования основных теорий, с учетом возможности фактического применения  права на территории России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации - «Российская газета», №237, 12.12.1993.
  2. Гражданский Кодекс Р.Ф. от 30.11.1994 №51-ФЗ. «Российская газета»№238-239, 08.12.1994
  3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации - «Российская газета» №81-ФЗ от 30.04.1999
  4. Консульский устав СССР от 25.06.1976. «Ведомости ВС СССР» №27,1976
  5. Уголовный Кодекс РСФСР (действовал с 01.01.61 по 01.01.97 ) – «Свод законов РСФСР», «Ведомости Верховного Совета РСФСР»
  6. Уголовный Кодекс Российской Федерации "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25.
  7. Закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 №2124-1. – «Ведомости СНД и ВС РФ»
  8. Закон "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.1992 N 2490-1. Ведомости СНД и ВС РФ", 23.04.1992, N 17, ст. 890,
  9. Мухаев Р.Т. Основы государства и права. – М.: «Издательство ПРИОР»,2000.- 256 с.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права.- М.: Издательство Проспект,2005- 504-532 с.
  11. В.С. Нерсесянц. Общая теория права и государства, М., Издательство Норма – инфра × М, 1999 г. – с. 400
  12. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – 2-е изд., - Юристъ, 1997.
  13. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772
  14. Зивс С.Л. Источники права. – М.: «Наука», 1981. – 240 с.
  15. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 1999. – С. 76.
  16. Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской Империи в XIX в. // Государство и право. – 1997. - № 8. – С. 101.
  17. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. – С. 513.
  18. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА – М: Изд-во НОРМА, 2001. – С. 308.
  19. Теория государства и права: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько.М.,2003.
  20. Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. – 1997. - № 4. - С. 91.
  21. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. – 1995. - № 3. - С. 60.
  22. Сергеева Т.Н. Обычаи как источник права // Правоведение. – 1997. - №2. – С. 79 – 86.
  23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 1998. – 382 с.
  24. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: ИКФ Омега – Л, 2002. – 608с.
  25. Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской Империи в XIX в. // Государство и право. – 1997. - № 8. – С. 101 – 109.
  26. Юридический энциклопедический словарь. – М., 1984. С. 301.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Марченко М.Н. Теория государства и права.- М.: Издательство Проспект,2005.С.-504

2 Мухаев Р.Т. Основы государства и права. – М.: «Издательство ПРИОР»,2000.-С.94

3 В.С. Нерсесянц, общая теория права и государства, М., Издательство Норма – инфра × М, 1999 г

4 Марченко М.Н. Там же. - С.504-505

5 Мухаев Р.Т. Там же. – С.95

6 Теория государства и права: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько.М.,2003

7 Сергеева Т.Н. Обычаи как источник права // Правоведение. – 1997. - №2. – С. 79 – 86.

8 Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской Империи в XIX в. // Государство и право. – 1997. - № 8. – С. 101.

9 Там же. – С.102

10 Кодекс торгового мореплавания Р.Ф. от30.04.1999 №81 «Российская газета»№85-86

11 Зивс С.Л. Источники права. – М.: «Наука», 1981. – 240 с.

12 Уголовный Кодекс РСФСР (действовал с 01.01.61 по 01.01.97 ) – «Свод законов РСФСР», «Ведомости Верховного Совета РСФСР»

13 Уголовный Кодекс Российской Федерации "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25.

14Юридический энциклопедический словарь. – М., 1984. С. 301

15 Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. – С. 252.

16 Там же. - С.253

17 В.С. Нерсесянц, общая теория права и государства.-С.259

18 Марченко М.Н. Теория государства и права.- М.: Издательство Проспект,2005- 504-532 с.

19 Марченко М.Н. Теория государства и права 504-532 с.

20 Закон "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.1992 N 2490-1. Ведомости СНД и ВС РФ", 23.04.1992, N 17, ст. 890.

21 В.С. Нерсесянц. Общая теория права и государства.-С.265

22 Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

23 Гражданский Кодекс Р.Ф. от 30.11.1994 №51-ФЗ. «Российская гзета»№238-239, 08.12.1994

24 Закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 №2124-1. – «Ведомости СНД и ВС РФ»

25 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – 2-е изд., - Юристъ, 1997.

26 Гражданский Кодекс.2 часть ст.478

27 Конституция Российской Федерации - «Российская газета», №237, 12.12.1993.

28 Мухаев Р.Т. Основы государства и права. – М.: «Издательство ПРИОР»,2000.- 256 с.

29 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 552 с.

1 Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. – С. 513.

30 Мухаев Р.Т. Основы государства и права

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА – М: Изд-во НОРМА, 2001. – С. 309.

31 Теория государства и права: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько.М.,2003.

1 Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 1999. – С.83.

1 Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. – 1997. - № 4. - С. 91.

1 Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. – 1995. - № 3. - С. 60.




Информация о работе Источники (формы) права