Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ категорий и групп должностей государственной гражданской службы.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятия должность;
2. рассмотреть должностную структуру федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
3. охарактеризовать классные чины государственных служащих.

Содержание

Введение 3
1. Основные положения о должности государственной службы 5
2. Система должностей федеральной гражданской службы 12
3. Классные чины гражданской службы 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

Введение

Конечным этапом в процессе дифференциации и специализации общественного труда, социальной  деятельности в целом является формирование профессиональных должностей. Гражданская служба как особая отрасль профессиональной деятельности не оставляет исключения. Здесь также процесс дифференциации административного (аппаратного) труда завершается образованием  необходимых для деятельности государства административных должностей.

Решение многих социально-экономических проблем напрямую зависит от управленческой деятельности государственных гражданских служащих. Благодаря их деятельности реализуются многие социальные функции государства. Эффективная работа органов государственной власти зависит от правильного подбора, расстановки и рационального использования управленческих кадров, проходящих государственную службу в данных органах. Кроме того эффективность работы органов государственной власти зависит от профессиональной подготовки, уровня квалификации, а также обеспечения правового и социального положения государственных гражданских служащих.1

Формированию  государственных должностей на государственной  службе в последнее время уделяется  большой интерес. Важно отметить, что долгое время не существовало целостного механизма отражения  этого вопроса и только с принятием Федерального закона  № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федерального Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были нормативно закреплены должности государственной службы и многие другие вопросы, непосредственно касающиеся данной темы.

Все изложенное позволяет отметить актуальность данной темы. В связи с этим целью курсовой работы является анализ категорий и групп должностей государственной гражданской службы.

В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия должность;
  2. рассмотреть должностную структуру федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
  3. охарактеризовать классные чины государственных служащих.

Предмет исследования – нормы правовых актов, регулирующие должности и чины гражданской службы.

Объект исследования – правоотношения, возникающие при присвоении должности или чина государственного служащего.

Данная  тема имеет  большой  научный  интерес  и анализу ее исследования был посвящен ряд трудов научных деятелей. Теоретической базой для написания работы послужили труды таких ученых, как          Барциц И.Н., Щербаков Ю.Н., Черепанов В.В. и другие.

Нормативной базой являются различные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе в РФ», ФЗ «О системе государственной службы РФ» и другие.

В ходе написания  работы были использованы следующие методы исследования: монографический, сравнительный, социально-правовой, системно-структурный.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка используемой литературы.

 

1. Основные положения о должности государственной службы

Понятие «должность» широко используется в юридической, социологической и социально-психологической литературе. Выработано довольно много определений этого понятия. Каждое  из них оттеняет специфику подхода того или иного автора к проблеме. Чаще всего используются два подхода деонтологический и ролевой. При деонтологическом подходе должность  определяется как совокупность тех действий и операций, которые должен осуществлять человек на своем рабочем месте. При ролевом подходе должностью называется установленная определенным образом социальная (служебная) мера влияния, которую должен исполнять человек в государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях. С содержательной стороны при обоих подходах должность выступает как совокупность обязанностей, прав и ответственности работника. Другими словами, между этими двумя определениями имеет место чисто словесное различие. По содержанию они  тождественны.2

Должность является исходным началом (первоосновой) организационной структуры любой социальной деятельности. Чтобы успешно решать производственные или служебные задачи при достижении поставленных целей, обычно и создаются должности, а затем на них подбираются соответствующие работники. Специфика той или иной отрасли социальной деятельности всегда реализуется в специфике создаваемых для этих целей должностей, а также в их наборе и структуре  расположения. В конечном счету именно совокупность конкретных профессиональных должностей образует реальную основу, несущую конструкцию любой социальной организации. Именно по должности,  с учетом специфики оборудуются рабочие места, которые снабжаются определенными  средствами производства, техникой, технологическими ресурсами.

В государственном управлении встречаются обычно два понятия для обозначения должностей работников: «государственная должность» и «должность государственной (гражданской) службы.

Понятие «государственная должность», которое встречается в Федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», используется в двух смыслах:

  • как название для должностей политических руководителей, исполняющих полномочия РФ и  органов, а также полномочия субъектов РФ и их органов (по закону 1995 года она назывались государственными должностями категории «А»);
  • как общее название всех должностей, которые введены в государственном управлении.3

По поводу должностей политических руководителей в  статье 1 Федерального закона « О государственной гражданской службе РФ» говорится  о том, что «государственные должности Российской федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами  для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ». Стало быть, это должности для «непосредственного исполнения полномочий» государства и его органов.4

  Помимо понятия «государственная должность», введено еще одно понятие, имеющее частично синонимический характер со вторым смыслом, - «представитель нанимателя». В законе сказано: «представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителей или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации». Следовательно, непосредственным нанимателем федерального государственного служащего является само государство, государственного гражданского служащего субъекта РФ, которые персонифицируются в лице политических руководителей государственных органов, субъекты РФ. Но в определении перечислены два «представителя». Что касается первого «представителя», то в определении сказано – это «руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность». А вот характер деятельности второго «представителя» разъясняется лишь впоследствии, когда речь идет о комиссиях - конкурсной (ст. 22), аттестационной (ст. 48), по урегулированию конфликта интересов (ст. 19) и др. Здесь речь идет о том, что представитель нанимателя или  сам входит в состав этих комиссий и (или) назначает «уполномоченных им гражданских служащих», которые рассматриваются в качестве такого представителя».5

Одним словом, должности, которые занимают политические руководители, всячески маскируются, уводятся в «понятийную тень». Таким образом, принцип демократического устройства гражданской службы и в новом законе проведен не до конца и не вполне последовательно. Это выражается в том, что здесь, правда, несколько в завуалированной форме, но достаточно прозрачно проводится линия служения гражданского служащего не закону, а непосредственно вышестоящему начальнику, в основном, представителю нанимателя. Именно по его усмотрению гражданский служащий, совершивший дисциплинарный проступок, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности или даже уволен (ст.57).

При этом необходимо отметить то, что гражданская служба (или административная власть) в сфере государственного управления – это тоже политическая власть только со своей спецификой. Она с необходимостью выполняет политические функции государства. Но эти функции, естественно, отличны от функций политических руководителей. Дифференциация этих функций в литературе пока не проведена.

Для целей научного анализа их вполне возможно разделить на первичные политические функции для политических руководителей и вторичные политические функции для гражданских служащих (административного аппарата). Следовательно, в структуре государственного управления участвуют первичная и вторичная политические власти. В этом случае гражданские служащие будут исполнять как раз вторичные политические функции для реализации первичных политических решений, принятых политическими руководителями государственных органов.

Кроме того, на обыденном уровне понятие «государственная должность» используется и как название для должностей        государственно-хозяйственного персонала, трудовая деятельность которых регулируется  законом о труде. В законе «О системе государственной службы РФ» сказано: «…в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством РФ о труде».6

Понятие «должность государственной (гражданской) службы» различными авторами определяется тождественно и носит практически одинаковый смысл по своему содержанию.

Например, Ю.Н. Старилов считает, что она «является первоэлементом, «кирпичиком» государственной организации (администрации). Это означает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность». Следовательно, должность гражданской службы есть первоэлемент государственной организации (администрации), которая замещается гражданским служащим.7

По мнению А.Ф. Ноздрачева, такая должность – это «простейшая ячейка государственного аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль, стабильный круг обязанностей,  возложенных на этого работника». В принципе данное определение по содержанию повторяет суть первого определения.8

С точки зрения Д.М. Овсянко: «под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица государственного  органа (службы, учреждения), определяющая содержание и объем полномочий и ответственности занимающего ее лица, а также расходы его нанимателя за выполняемую работу в этом органе». Как видим, и это определение указывает на первичную структурную единицу организации, которая определяет содержание и объем полномочий государственного служащего.9

Таким образом, предусмотренное п.4 ст. 32 Конституции РФ право на равный доступ к гражданской службе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминации по признаку партийности, национальности, социального происхождения и т.п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного управления, закрепленная в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных интересов. Чем большим объемом полномочий обладает государственный служащий, тем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде» власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.10

В российских нормативных документах как федеральных, так и субъектов РФ нет определения сущности и особенностей должности гражданкой службы. В них дается  почти идентичные характеристики  этого понятия и краткие особенности должностей гражданской службы различных категорий и групп. Базового, исходного определения понятия «должность гражданской службы» в законах и других нормативных актах пока не выработано. Такие определения  имеются только в научной и учебной литературе.

По статье 8 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» должности гражданской службы учреждаются  федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.11

Следовательно, должности гражданской службы вводятся для «обеспечения исполнения полномочий государственного органа» или  руководящего им лица. Здесь достаточно четко  определяется то, что эта должность предназначается не для прямого и непосредственного исполнения полномочий государственного органа, а для «обеспечения» такого исполнения. Политические руководители  непосредственно исполняют полномочия государственных органов, а гражданские служащие в основном обеспечивают это их исполнение.

Если взять за основу данную характеристику, то можно предложить следующее определение должности гражданской службы. С содержательной стороны, должность  государственной гражданской службы есть совокупность административных обязанностей, прав и ответственности гражданского служащего по обеспечению деятельности лиц, замещающих государственные должности, оказанию услуг населению, а также исполнению полномочий государственного органа.

Другими словами, в должности гражданской службы сосредотачиваются аппаратные (административные) обязанности конкретного работника по оказанию услуг руководителя государственного органа и населению, а также в отдельных случаях и по исполнению полномочий данного государственного органа.12

Информация о работе Категории и группы должностей государственной гражданской службы