Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ категорий и групп должностей государственной гражданской службы.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятия должность;
2. рассмотреть должностную структуру федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
3. охарактеризовать классные чины государственных служащих.

Содержание

Введение 3
1. Основные положения о должности государственной службы 5
2. Система должностей федеральной гражданской службы 12
3. Классные чины гражданской службы 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы РФ» учреждаемые в государственном органе государственные должности должны быть соотносимы с другими должностями независимо от вида государственной службы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует огромное количество интерпретаций понятия «государственной гражданской должности», но все они являются практически тождественными по своему содержанию.

 

2. Система должностей федеральной гражданской службы

Внутренняя классификация должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным параметрам в зависимости от служебных ролей в государственном управлении. В соответствие  с положениями федерального закона «О государственной гражданской   службе РФ» в системе государственного управления для гражданских служащих федерального  и регионального уровней проводится деление должностей по двум основаниям: категории и группы13.

Категорий в законе четыре: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.

Категория «руководители» - это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.14

Так, например, к категории «руководители» можно отнести следующие: Руководитель   Администрации   Президента    Российской Федерации, Заместитель управляющего делами Совета Федерации, Директор СВР, Начальник главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Руководитель ФССП и др. В Брянской области к данной категории можно отнести Заместителя руководителя администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области - начальник управления, начальник отдела по обеспечению судопроизводства по гражданским делам в Брянском областном суде и др.

Категория «помощники (советники)» - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов власти и руководителей представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченные сроком полномочий указанных лиц или руководителей. К данной категории можно отнести следующие должности: Помощник Секретаря Совета Безопасности РФ, Помощник Председателя Государственной Думы РФ, Советник управляющего делами Президента РФ, Помощник Руководителя ФМС и др. На уровне Брянской области - Помощник Губернатора Брянской области, помощник мирового судьи, Помощник председателя Брянской областной Думы и др.

Категория «специалисты» - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Например: Руководитель   аппарата   пресс-секретаря    Президента, Начальник Отдела стратегического развития и эффективности деятельности системы здравоохранения Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения, судебный      пристав-исполнитель    при  директоре  Федеральной   службы судебных приставов  -  главном  судебном приставе РФ и др.

Категория «обеспечивающие специалисты» - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, замещаемые без ограничения срока полномочий. К данной категории можно отнести следующие должности: ведущий специалист 3 разряда Финансового управления ФНС РФ, старшие специалисты ( 1, 2 или 3 разряда) и специалисты (1 или 2 разряда) различных федеральных служб и агенств ( старший специалист 1 разряда отдела подготовки решений об условиях приватизации Управления инвестиционных отношений Росимущества РФ) и др. В Брянской области, например, ведущий специалист 2 разряда отдела по обеспечению судопроизводства по уголовным делам в Брянском областном суде, Главный специалист 1 разряда (в Контрольно-счетной палате Брянской области) и др.

Выделяют пять групп должностей гражданской службы:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.15

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую (Руководитель ФНС), главную (Начальник главного управления ФРС РФ) и ведущую группы (Начальник отдела кадров Роспотребнадзора РФ) должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную (советник Управления кадров и государственной службы Верховного Суда РФ), ведущую (заместитель начальника Планово-экономического отдела Департамента управления делами Минюста РФ) и старшие группы (главный специалист-эксперт в Управлении делами Президента РФ)  должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную (главный специалист 2 разряда в Контрольно-счетной палате Брянской области), ведущую (ведущий специалист 3 разряда какого-либо отдела ФАС РФ), старшую (старший специалист 1,2 или 3 разряда управления ФНС РФ) и младшую группу (специалисты 1 или 2 разряда планово-экономического отдела Департамента управления делами Минюста РФ) должностей гражданской службы.

Специализация государственных должностей гражданской службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей этих должностей и предмета ведения соответствующих государственных органов. И то и другое по совокупности объединяется понятием «квалификация».

Термин квалификация обозначает определение чьей-либо пригодности для той или иной деятельности на основе наличия необходимых знаний, навыков и умений.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят:

  1. уровень профессионального образования;
  2. стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж опыт) работы по специальности;
  3. профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.16

Квалификационные требования к должностям  гражданской службы устанавливаются в соответствие с категориями и группами должностей гражданской службы.

В числе квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категорий «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего  профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих  устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ - законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимых для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативными актами государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. №1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями от 26 июля 2008г.) установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения 17: 

  • высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • старших и  младших должностей  федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

При этом стаж государственной гражданской службы, дающий право на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, определяется в соответствие с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы РФ и зачета в него иных периодов замещения должностей, утверждаемым Президентом РФ.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений названного Указа.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимых для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Данные требования обеспечивают соответствие компетентности лица, претендующего на должность, содержанию и объему полномочий по этой должности. Чем выше в организационной иерархии должность, тем выше объем квалификационных требований.

Государственные должности гражданской службы приобретают легитимный характер только после включения их в соответствующие реестры. Реестр - есть перечень должностей гражданской службы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональный и сводный.

Реестр должностей федеральной гражданской службы включает должности федеральной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам и иным признакам, который утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей гражданской службы субъекта  РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Законом о государственной гражданской службе РФ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей федеральной гражданской службы. Реально все субъекты РФ (кроме Чеченской Республики) имеют такие реестры.

Сводный реестр должностей гражданской службы РФ образуется из реестра должностей гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы РФ также утверждается указом Президента РФ. Однако пока работа по составлению Сводного реестра должностей гражданской службы не выполняется. Но данной работы, судя по всему, не избежать и чем быстрее она будет начата, тем больше будет полезной отдачи от этого нормативного документа.

Больше всего принималось федеральных реестров. Первый был принят Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. «Положение о федеральной государственной службе», а последний был введен указом Президента РФ от 31 декабря 2005г. № 157 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Это самый объемный и обстоятельный нормативный  документ подобного рода. В нем подчеркивается, что должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в данный реестр. Установлено, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах (или их аппаратах) должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в федеральный реестр.

В этом подзаконном акте говорится о том, что наряду с прочим, допускается и двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы.  Например, заместитель руководителя государственного органа может быть руководителем структурного подразделения этого органа, заместитель руководителя структурного подразделения государственного органа может быть руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа, заместитель руководителя органа исполнительной власти может быть статс-секретарем этого органа и т.д.

В тех случаях, когда федеральным законом предусмотрено наименование должности федеральной государственной гражданской службы в сочетании с наименованием другой должности (должностными обязанностями или функциями), такое сочетание следует считать наименованием должности, установленной реестром.

В Указе сказано, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы имеется семь цифр: первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела реестра, третья цифра – категории должности («руководители» - 1, «помощники (советники)» - 2, «специалисты» - 3, «обеспечивающие специалисты»   -  4, четвертая цифра- группе должностей (высшая - 1, главная - 2, ведущая - 3, старшая - 4, младшая - 5), пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому   номеру должности в разделе реестра.

Информация о работе Категории и группы должностей государственной гражданской службы