Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:01, курсовая работа
Правовая норма - одна из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Ей присуще качества, характерные любой социальной норме как регулятору общественных отношений. Каждая разновидность социальных норм наряду с общими свойствами обладает своими собственными признаками, отличительными особенностями. Специфическими признаками, выражающими свойства права как особой системы социального регулирования, обладают и правовые нормы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ НОРМЫ, ЕЕ ПРИЗНАКИ
1.1. Понятие правовой нормы
1.2. Признаки правовых норм
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
2.1. Основание и содержание классификации правовых норм
2.2. Структура правовой нормы. Классификация элементов
2.3. Классификация способов изложения правовых норм в статьях правовых актов
Заключение
Библиографический список
Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентировать себя в общественной практике — он должен решить сам.
Анализируя социальную природу
норм права, приходим к выводу о ведущем
значении дозволений, так как они
предполагают установление государством
связываний и запретов. Это значит,
что все эти способы
В социальном плане доминирующий элемент правовой нормы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает, решающим, наиболее существенным в ней все же является то, что она предписывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда можно определить. Можно выделить два смысла "разрешения": в рамках обязывающих или запрещающих норм и содержащееся в управомочивающей норме.
Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их реализации действующие субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных границ этого разграничения.
В административном праве доминируют обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном и ряде других регулятивных отраслей - управомочивающие, в уголовном - запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства - обязывающие, однако немало и запрещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие нормы.
Для обязывающих и запрещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву - это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Нередко обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаются в одной и той же норме.
Для примера сошлемся на норму, содержащуюся в ст. 77 УИК РФ, которая устанавливает, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть решением начальника тюрьмы или следственного изолятора оставлены с их письменного согласия в тюрьме или в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию.
Представляется, что в данной статье содержится две диспозиции, причем первая словесно отсутствует, но логически выражена через оборот "в исключительных случаях". Следовательно, она может быть сформулирована таким образом: "Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию запрещается". Вторая диспозиция — управомочивающая, но не обязывающая, так как в исключительных случаях и при наличии согласия осужденных они могут быть оставлены для работы по хозяйственному обслуживанию.
В законодательстве, в различных его отраслях довольно часто наблюдается употребление таких смысловых оборотов: "как правило, не разрешается", "как правило, может быть разрешено", "в исключительных случаях", "как правило, должно быть ..." и т.д. Подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуациях.
И все же такое соединение
форм регулирования следует отнести
скорее к недостаткам, чем к положительным
свойствам форм правовых норм. Здесь
открываются широкие
Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, например, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни - социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению - запреты в широком и узком смысле; по характеру и объему правового материала - информативные и элементарные; по степени определенности - абсолютные и относительные и т.д.
Праву свойственна особая разновидность корм, исходящих от государственных органов, но наделенных силой рекомендательных норм. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни определенно считают их нормами права (Л. С. Явич, П.Е. Недбайло)1, другие столь же категорично относят их к "промежуточной стадии", определенному этапу в создании нормы.
Наконец, есть и более сдержанные суждения, исключающие крайности в оценке рекомендательных норм. Так, А.В. Мицкевич1 считает, что в рекомендациях, как правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государства на общественные отношения. Такие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и позволяет считать рекомендательные нормы нормами правовыми, управомочивающими, в конечном счете обеспеченными правовыми санкциями.
5. По степени активизации
социально полезной
Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т.е. предоставление различных материальных, духовных благ.
Поощрительные нормы —
это разновидность
Поощрительные нормы следует
считать нормами права, но выступающие
не как правила поведения, а как
государственный призыв к определенному
поведению. При наступлении
6. По способам установления правил поведения нормы права делятся на категорические и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание. так и дозволение; вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст. 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
7. По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.
Определенные - непосредственно
содержат описание правила поведения
в статье, в которой она излагается.
Бланкетные - делают отсылку в самом
общем виде к нормативно-правовому
акту в целом или к его части.
Отсылочные - содержат ссылку на правило
поведения, содержащееся в конкретных
статьях данного нормативно-
8. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные.
Социально-технические - регулируют
использование человеком
9. Классификацию норм
права можно проводить и по
признакам, свойственным
2.2 Структура правовой нормы. Классификация элементов
Юридический анализ нормативных актов, который необходим при любой правовой деятельности, предполагает правильное уяснение смысла каждой юридической нормы, уточнение целей, которые преследовал законодатель, издавая конкретную норму, ясное представление о ее структуре.
Принцип законности требует одинакового понимания этих вопросов всеми, кто руководствуется в тех или иных ситуациях предписаниями правовых норм. В свою очередь, знание структуры нормы права важно и для законодателя, поскольку оно обеспечивает четкое, рациональное, логически завершенное построение статей нормативных правовых актов.
Под структурой правовой нормы
понимается ее внутреннее строение, наличие
в ней взаимосвязанных между
собой и предполагающих друг друга
необходимых составных частей, элементов.
В совокупности все эти части
могут характеризовать
В настоящее время отсутствует единая точка зрения по поводу основных элементов структуры правовой нормы. Тем не менее анализ различных позиций, высказанных относительно структуры юридических норм, позволяет подразделить их на три основные группы:
1) норма права состоит из трех элементов;
2) норма права состоит из двух элементов;
3) норма права может состоять как из трех, так и из двух элементов.
Существуют и другие суждения на этот счет1.
К наиболее распространенным
относится понимание нормы
Под гипотезой подразумевается часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлений которых следует руководствоваться установленным ею правилом. Другими словами, эта часть нормы указывает на условия ее действия.
Диспозиция - та часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
Санкция - часть нормы, в
которой указываются
Логическую структуру
юридической нормы можно
В соответствии с изложенной конструкцией норма права не может начать действовать, если не предусмотрены те фактические обстоятельства, при которых она подлежит реализации, т.е. без гипотезы. При отсутствии гипотезы норма потеряла бы свое практическое значение. В этой части правовой нормы определяются время и место действия нормы (военное время, определенный район, заповедник, общественное место), конкретные обстоятельства (достижение определенного возраста), события (стихийные бедствия, рождение ребенка, истечение времени), субъекты (должностные лица, несовершеннолетние) и другие условия ее действия.
Нельзя представить себе правовую норму и без диспозиции, которая является ее ядром. В ней указаны права и обязанности субъектов тех общественных отношений, которые регулирует данная норма.