Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:01, курсовая работа
Правовая норма - одна из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Ей присуще качества, характерные любой социальной норме как регулятору общественных отношений. Каждая разновидность социальных норм наряду с общими свойствами обладает своими собственными признаками, отличительными особенностями. Специфическими признаками, выражающими свойства права как особой системы социального регулирования, обладают и правовые нормы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ НОРМЫ, ЕЕ ПРИЗНАКИ
1.1. Понятие правовой нормы
1.2. Признаки правовых норм
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
2.1. Основание и содержание классификации правовых норм
2.2. Структура правовой нормы. Классификация элементов
2.3. Классификация способов изложения правовых норм в статьях правовых актов
Заключение
Библиографический список
Не может существовать правовая норма, рассматриваемая с позиций ее логической структуры, также без санкции, так как именно санкция указывает на те специфические меры государственного воздействия, которые отличают способ обеспечения правовых норм от способов обеспечения иных социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм).
Санкция выражает реакцию
государства на противоправное поведение
и содержит указание на ту меру воздействия,
которая применяется
Гипотезы, диспозиции и санкции имеют разновидности. Тем не менее во всех случаях эти логические элементы структуры правовых норм, по мнению сторонников данной позиции, необходимо рассматривать в их неразрывном единстве и взаимообусловленности .
Когда речь идет о различии взглядов ученых по поводу структуры правовых норм, возникает вопрос: с чем связаны эти различия, чел они вызваны?
В наиболее общем виде существующее положение можно объяснить тем, что не все авторы, исследующие проблему, одинаково воспринимают и трактуют понятие самой структуры нормы.
Некоторые из них наличие определенного элемента (части) нормы права ставят в зависимость от его текстуального, реального изложения в статьях нормативных правовых актов, приводя примеры, когда в статьях этих актов те или иные элементы отсутствуют. Утверждают также, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. Сторонники трехзвенной (логической) структуры считают такой подход основанным на ошибочном смешении нормы права со статьей нормативного правового акта. По их мнению, тот факт, что текстуальное закрепление в статьях нормативных правовых актов всех трех элементов встречается не так уж и часто, обусловлен применением законодателем юридической техники в целях обеспечения компактности актов. В связи с этим отдельные части юридической нормы могут находиться в различных статьях нормативного акта и даже разных нормативных актах. Более того, законодатель иногда прибегает и к таким приемам, когда отдельные части правовой нормы и вовсе опускаются. Это допускается в тех случаях, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента. Установление же отсутствующих структурных частей нормы права следует осуществлять путем их поиска в иных нормах данного акта, в других нормативных правовых актах или домысливать. Полное представление о юридической норме как регуляторе общественных отношений дает только целостное восприятие, уяснение всех элементов ее логической структуры.
Различия в оценке структуры правовых норм связаны и с тем, как ученые понимают саму норму и каждую ее часть. В частности, сторонники подразделения норм права на отправные (учредительные) и на нормы права — правила поведения полагают, что нетипичные (отправные) нормы имеют иные структурные элементы.
Итак, трехэлементная (логическая)
концепция структуры правовой нормы
обращает внимание на то обстоятельство,
что юридическая норма, включающая
в себя гипотезу, диспозицию и санкцию,
может по-разному излагаться в
статьях нормативных правовых актов.
Логический анализ указанных элементов,
их отыскание в актах представляет
определенные трудности. Это вызывает
необходимость рассмотреть
2.3 Способы изложения правовых норм в статьях правовых актов
Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти ), то при анализе мы не всегда обнаруживаем полностью все три элемента правовой нормы. ( см. Приложение 4 )
Например, в ряде статей уголовных законов гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формируется в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно- правового акта не совпадают.
Дело в том, что при
несомненной необходимости
Существуют, однако некоторые правовые предписания, которые по содержанию в логической структуре ( " если - то - иначе " ) близки к правовой норме, но они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства; только в соединении с этими положениями такие предписания могут образовать полноценную юридическую норму. Другие правовые предписания в основном строятся по формуле "если - то "; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической. В целом, излагая норму права как правило поведения, законодатель может использовать несколько способов:
Прямой способ изложения.
Суть данного способа заключается
в том, что законодатель включает
в статью нормативно-правового акта
все три элемента правовой нормы,
т.е. и гипотезу, и диспозицию, и
санкцию. В данном случае логическая
структура нормы полностью
Умышленное убийство ". В данной статье наказание лишением свободы на срок от трех до десяти лет назначается за убийство без отягчающих обстоятельств. Перечень же признаков подобных обстоятельств находится в статье 102 данного кодекса. Таким образом очевидно, что в представленной статье диспозиция нормы не раскрывается: чтобы указать ее содержание, нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью и т.д. Следовательно, чтобы применить норму, содержащуюся в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться в отсутствии признаков, указанных в статье 102. Статья 103 отсылает нас к статье 102 и поэтому называется отсылочной.
Способ изложения, при котором в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, называется бланкетным . Самих же охраняемых правил в этой статье не содержится. Бланкетный способ изложения имеет место тогда, когда в данной статье имеется ссылка не на другую, конкретную статью, а на законодательство вообще. В тех статьях, нормативных актов, где применяется бланкетный способ, гипотеза подразумевается , четко излагается санкция, а сами правила поведения ( диспозиция ) только называются. Для того, чтобы четко определить санкцию компетентные органы должны обратиться к специальным правовым актам, в которых правила, соответствующие данной норме, закреплены отдельно1.
Заключение
Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями.
Норма права — это первичный элемент системы права, юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закрепленное в официальном акте (законе, указе и т. д.) и охраняемое от нарушения мерами государственного принуждения.
Норма права обладает определенной
структурой, т. е. внутренним строением,
специфической компоновкой
Гипотеза (предположение) — часть нормы, комплекс юридических фактов, являющихся основанием возникновения типовых отношений.
Диспозиция (распоряжение) — часть нормы, формулирующая права и обязанности участников правоотношения, само правило поведения.
Санкция (взыскание) — часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при ее нарушении.
В правоведении выделяют полную, отсылочную и бланкетную формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов При полной форме в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям. При отсылочной форме — в статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же нормативного акта, где имеются недостающие сведения. При бланкетной — в статье лишь называются правила либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правила поведения содержатся в другом нормативном акте.
Классификация норм права — это подразделение норм на виды. Это способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга.
Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:
1) по предмету правового
регулирования — в зависимости
от регулируемых отношений
2) по специфическим юридическим
функциям или по их роли
в правовом регулировании
а) регулятивные нормы —
рассчитаны на регулирование нормальных,
желательных или допускаемых
в данном обществе отношений, составляющих
основную массу отношений. Это нормы,
которые непосредственно
Регулятивные нормы
• управомочивающие. Нормы, устанавливающие субъективные права с положительным содержанием, т. е. права на совершение управомоченным тех или иных активных действий;
• обязывающие — юридические нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия;
• запрещающие юридические нормы, устанавливающие обязанность та воздерживаться от действий известного рода (запреты);
б) охранительные (или правоохранительные) нормы — рассчитана отклоняющееся от нормы поведение, неправомерное, правонарушающее действие. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные пения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.
Охранительные нормы предусматривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав.
Необходимость обособленной и притом дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлена различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере;
в) специализированные нормы,
или нормы специального действия,
— это нормы о нормах. Они
регулируют не психофизическое поведение
субъектов, а отношение к другим
нормам. Они не являются самостоятельной
нормативной основой для
К их числу относятся:
• общие — нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений;
• дефинитивные — нормы, направленные на закрепление в опре деленном виде признаков данной правовой категории;
• оперативные — нормы,
роль которых в процессе регламентации
общественных отношений выражается
в отмене действующих нормативных
положений или в
коллизионные — нормы, указывающие на нормы, которые должны быть применены в данном случае, т. е. предписания, регулирующие выбор между нормами;
• декларативные (нормы-принципы) — нормы, в которых сформулированы принципы, а также задачи данной совокупности юридических норм;
3) по характеру обязательности нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.