Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:44, курсовая работа
Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений гражданского общества и государства, населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность, возможно, развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.
Введение
Глава I
1.1 Партия как общественное объединение
1.2 История развития многопартийности в России
1.3 Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах
1.4 Законодательное закрепление гарантий плюрализма мнений и многопартийности в РФ
Глава II
2.1 Классификация политических партий
2.2 Порядок регистрации политических партий
Заключение
Список используемых источников и литературы
Новый избирательный механизм в значительно большей степени, чем ожидалось, пошатнул устои однопартийности.
Изменение избирательного законодательства следствием своим имело появление легальной политической оппозиции - фактической многопартийности, еще не успевшей осознать себя и оформиться в качестве таковой.
В итоге многопартийность начинала принимать неадекватные формы. Возникало множество карликовых партий и движений, претендовавших. на представительство интересов разных социальных сил, но не имевших ни массовой базы, ни цивилизованных организационных форм. Кризис сложившейся партийной системы стал неизбежен.
Август 1991 г. положил конец тому балансу политических сил, в котором главенствующая роль принадлежала КПСС. Была приостановлена деятельность КПСС и Компартии РСФСР1.
Сама по себе сложившаяся ситуация, при которой политическая партия, хоть и являвшаяся главенствующей в обществе и сросшаяся с государственным аппаратом, была запрещена государственно-властными органами, по своей сути далека от реальной многопартийности.
Указ Президента Российской Федерации № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»2 положил конец послеавгустовскому этапу и характерному для него размежеванию политических сил. Он же заложил основы правовой базы выборов в федеральные законодательные органы, которые были развиты и уточнены последующими нормативными актами исполнительной власти. Именно в этом - в отсутствии законодательной базы — и состоит характерная особенность состоявшихся в декабре 1993 г. выборов и сформировавшейся на их основе многопартийности.
Итоги выборов позволили сформировать ядро будущей российской многопартийности: определить спектр политических партий - от левых коммунистических до правых либеральных, - которые, благодаря участию в парламентской деятельности, получают преимущественные шансы для дальнейшего развития, роста их влияния, укрепления позиций1. Стремление вырастить многопартийность - одна из главных целей, которую сегодня стремится реализовать правовыми методами Российское государство.
Многопартийность как общественно-правовое явление характеризуется наличием определенных признаков. По нашему мнению, можно выделить следующие из них:
Таким образом, можно определить многопартийность как состояние общественного развития, при котором множественные политические объединения граждан имеют юридическое закрепление своего правового статуса и возможности их участия в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления.
Рассматривая различные партийные системы, мы пришли к необходимости разграничения видов многопартийности.
Допускается существование
абсолютной и относительной многопартийнос
Как конституционно-правовой институт многопартийность нашла свое отражение в различных нормативно-правовых актах: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, а также в текущем федеральном законодательстве.
Для реализации принципа многопартийности важно определение правового статуса политических партий, участвующих в политическом процессе и составляющих его институционную основу. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, а государство и его органы -юридически закрепленные обязанности.
Дня Конституции Российской Федерации безразлично количество политических партий, их социальный состав и идеология. Он ограничивается установлением организационных и функциональных параметров существования общественных объединений. Речь идет о том, что, с одной стороны, принципы организации общественного объединения не должны противоречить требованиям демократии и прав человека в том виде, в каком они выражены в Конституции, и, с другой стороны, цели и деятельность общественных объединений должны быть тождественны конституционному строю. Принцип многопартийности означает также законность политической оппозиции. Конституция легализует мирное, ненасильственное соперничество политических партий за участие в осуществлении государственной власти в установленных ею парламентских и иных формах.
В соответствии с ч.1 ст.1 Конституции РФ: Россия есть демократическое федеративное, правовое государство, с республиканской формой правления1. Основной характеристикой правового демократического государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Право на объединение занимает не последнюю позицию в списке охраняемых законом интересов, наряду с правом на жизнь, достоинство и неприкосновенность личности. Законодательно оно закреплено в ст.30 Конституции РФ и конкретизировано в ряде федеральных законов. Законодатель в ст.7 ФЗ от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» выделяет следующие организационно правовые формы общественных объединений:
Предметом нашего интереса являются политические партии. Термин «партия» в переводе с латинского означает «доля, часть». Т.е. в буквальном смысле слова партия – это часть населения. Партии являются весьма своеобразным участником общественной жизни. Это своеобразие заключается в двойственной природе партий, а именно – социальной и институциональной одновременно. Когда говорят о социальной природе партий, имеют в виду, что партии объединяют наиболее активных представителей тех или иных социальных групп, т.е. они берут свое начало в обществе. Когда говорят об институциональной природе партий, имеют в виду, что партии являются важнейшим элементом в механизме государственной власти.
«В силу своей двойственной природы партии выступают в качестве посредника между гражданским обществом и государством, трансформируя интересы гражданского общества в реальную политику государства. В этом состоит уникальное значение партий как общественного института»3 - пишет проф. С.В. Решетников.
В современной
науке существует огромное количество
различных определений
Законодатель же, в ст. 3 Федерального Закона от 11 июля 2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» закрепил следующее определение: «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»5.
Как ясно из приведенных определений, партии имеют большое значение в жизни любого современного общества, т.к. являются одним из ключевых факторов, влияющих на формирование органов государственной власти и местного самоуправления, а так же объективным показателем соблюдения запросов, прав и законных интересов населения.
Политические партии отличает от остальных видов общественных объединений ряд присущих исключительно им черт, таких как:
1. Любая партия
является носителем идеологии.
2. Любая партия представляет собой организацию. Это означает:
3. Цель любой партии – захват и удержание государственной власти. Это важнейшее отличие политической партии от общественного движения.
4. Любая партия
стремится обеспечить себе
Место партии в общественной жизни раскрывается через ее функции. К важнейшим функциям политических партий ученые политологи относят следующие:
1. Сплочение масс на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в идеологии и программе развития общества.
2. Социально-политическое
просвещение масс. Оно заключается
в разъяснении массам проводимо
3. Организация
и проведение избирательных
4. Формирование
в парламенте партийной
5. Разработка принципов отношений с другими политическими партиями. Это может быть сотрудничество, партнерство, создание избирательного блока или блока фракций в парламенте или, напротив, соперничество, борьба вплоть до антагонизма.
В конце рассмотрения поставленного в этой части нашего исследования вопроса можно сказать, что политические партии хоть и включены в законодательный перечень общественных объединений, но имеют ряд своих уникальных особенностей, раскрывающихся в научной литературе и Федеральных Законах.
Первой российской политической организацией партийного типа можно считать социалистическую по своим идейным установкам «Народную волю» (1870-е - начало 1880 гг.), обладающую как четкой политической программой и относительно развитой организационной структурой, так и претензией на представительство политических интересов определенной социальной группы – крестьянства (т.е. одними из отличительных черт политических партий, о которых говорилось выше). Однако в скором времени она исчезает в силу ряда объективных причин, юридически значимой, по нашему мнению, является отсутствие законодательства, гарантирующего политическую деятельность партии. Но все же не следует забывать о том, что «Народная воля» на пике своей деятельности использовала террористические методы политической борьбы, поэтому, даже при развитом (относительно конца XIX века) современном законодательстве, она не смогла бы функционировать в соответствии с ч.5. ст. 13 Конституции РФ.
Относительно развития многопартийности в начале XX века интересно мнение русских ученых Ю.Г.Коргунюка и С.Е.Заславского «В начале XX века процесс образования политических организаций социалистической ориентации превратился в устойчивую тенденцию. Новые организации претендовали на представительство интересов уже не крестьянства, а промышленного пролетариата, и хотя их реальной опорой по-прежнему являлась в основном разночинная интеллигенция, однако связи социал-демократических организаций с промышленными рабочими все более расширялись»8. Основываясь на мнении двух видных отечественных историков, можно сделать вывод, что именно в то время начинают формироваться основы многопартийности в России.
Однако с победой большевиков, и установлением диктатуры пролетариата идеи многопартийности были отвергнуты, и была установлена однопартийная система. Юридически она закреплялась в различных нормативно-правовых актов, одним из первых была Конституция СССР 1936 года, называемая так же «Сталинской». Статья 126 которой гласит: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»9. Как видно из текста нормы, граждане СССР могли объединяться в партию, только одну – ВКП(б).
Информация о работе Конституционное закрепление принципа многопартийности