Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:44, курсовая работа
Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений гражданского общества и государства, населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность, возможно, развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.
Введение
Глава I
1.1 Партия как общественное объединение
1.2 История развития многопартийности в России
1.3 Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах
1.4 Законодательное закрепление гарантий плюрализма мнений и многопартийности в РФ
Глава II
2.1 Классификация политических партий
2.2 Порядок регистрации политических партий
Заключение
Список используемых источников и литературы
Такое деление партий пришло из политической истории Франции. В 1814 г. в Национальном собрании Франции депутаты-роялисты расположились справа от спикера, депутаты - республиканцы – слева, а в центре оказались умеренные депутаты. С тех пор принято построение идеологического спектра политических партий слева направо.
Традиционно к
левым партиям относят
Еще одним основанием
классификации принято считать
идейное основание
Так же можно отметить деление партий по методам выполнения программы:
По характеру политических действий:
По представительству в высших органах государственной власти и отношению к национальной политике:
По характеру членства:
Существует еще множество классификаций политических партий, делая вывод, мы акцентируем внимание на том, что юридически значимой является только классификация, приведенная нами первой, т.е. деление политических партий на легальные и нелегальные.
Статья 13 Конституции Российской Федерации, признает в Российской Федерации не только политическое многообразие, но и основанную на нем многопартийность20.
Практикой развития демократии в современных государствах порождены, в основном, две формы партийных систем: многопартийная (с целым рядом разновидностей) и однопартийная политическая система. Особой разновидностью многопартийной системы считают двухпартийную систему в США.
Обычно
о многопартийности говорят тогда,
когда в той или иной стране
действуют две и более
В России
можно выделить три последовательных
этапа становления
Первый этап (1985-1987 гг.)— возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.
Второй этап (1987 г. — начало 1989 г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.
Третий этап (весна 1989 г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций21.
С провозглашением Конституцией Российской Федерации идеологического многообразия неразрывно связан и вопрос о политическом многообразии. Суть его заключается в объективной обусловленности различных позиций, различных интересов социальных групп, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере при реализации стоящих перед ними целей и задач.
Среди зарегистрированных политических партий наиболее известны: КПРФ, «Единая Россия», СПС, «Яблоко», ЛДПР, Аграрная партия. Появились и такие партии, которые мало кто знает: партия экономической свободы, партия «Справедливости и развития России», «Гражданская партия России», «Новая коммунистическая партия» и др.
Политологи считают, что только две партии – «Единая Россия» и КПРФ в наибольшей степени отвечают требованиям современных партий и имеют достаточное количество своих региональных отделений.
От других общественных объединений, действующих на политической арене, политические партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте, дающие возможность принимать участие в управлении делами государства, реализовать свои программы.
Формы, которые используют политические партии для достижения своих целей в условиях многопартийности, частично определены в статье 3 Федерального закона. Среди других форм можно выделить следующие:
во-первых, исходным пунктом деятельности любой политической партии является стремление к реализации своей программы и своего политического курса, пропаганда своих ценностей, своего мировоззрения, создание для свое деятельности благоприятной социально-психологической атмосферы. С организационной точки зрения это выражается в создании т.н. «мозговых центров», инициативных групп, комитетов, на которых возлагается организация и проведение всей пропагандистской работы в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами о выборах того или иного государственного органа;
во-вторых, существенным является умелое и эффективное функционирование партии в качестве «электоральной машины» (сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные органы, образуют ее «электорат»22. На этой стадии деятельности задача политической партии сводится к активной пропагандистской работе среди избирателей, к состязательности в ходе избирательной кампании23;
в-третьих, в процессе разъяснительной работы осуществляется та же функция вовлечения (рекрутирования) в ряды партии новых членов, мобилизация избирателей на поддержку партийных кандидатов, воспитание активистов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие посты в партийных организациях и на соответствующие должности в органах государственной власти и местного самоуправления;
в-четвертых, в случае завоевания большинства мест в парламенте партия получает статус правящей (российское законодательство такого статуса официально не предусматривает), принимает активное участие в формировании правительства. В настоящее время представители партии «Единая Россия» уже называют себя «партией власти» и требуют от Президента Российской Федерации при формировании Правительства опираться на партию, победившую на выборах;
в-пятых, та партия, которая в результате выборов получила то и иное количество депутатских мест в парламенте, ведет свою работу по следующим направлениям:
а) участвует в формировании и контроле за деятельностью государственных органов;
б) учитывает
наличие различных политических
течений как в самом парламенте
в) участвует в подготовке законопроектов, в работе комитетов и комиссий, а также в решении других задач, предусмотренных регламентом законодательного (представительного) органа.
в-шестых, политические партии также реализуют коммуникативную функцию, суть которой состоит в установлении и поддержании обратной связи со своими избирателями, используя для этой цели средства массовой информации, личные контакты с избирателями как в представительном органе, так и в избирательных округах.
Многопартийность, как открытая форма реализации политического многообразия, имеет свои плюсы и свои минусы.
Преимущество многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату. Реально же получается, что народ достоин тех депутатов, которых он избрал, а следовательно, и той политики, которую они будут проводить24.
Что
же касается явных недостатков
При осуществлении любого мероприятия в условиях многопартийности необходим опыт, время, широкая информированность избирателей и гораздо большие средства. Особое значение в этом отношении приобретает и политическая культура.
Неотъемлемой чертой политической жизни современной России выступает деятельность различных организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.
Начавшиеся
в нашей стране во второй половине
80-х годов реформы
Становление многопартийности
в российском обществе, плюрализм
и борьба мнений вызвали к жизни
закономерные процессы переоценки многих
ценностей и привели в конечном
счете к очевидной
Пятая Государственная
Дума в общем и целом знаменовала
переход от советского квазипарламента
к парламенту европейского типа, от
неструктурированного по политической
ангажированности депутатского корпуса
к партийно-фракционному, от формально двухпалатного к реально двухпалатному
представительно-
Новый российский
парламент избирался на протяжении
десятилетия четырежды – в 1993,
1995, 1999, 2003 гг. Все выборы проходили
по образцу смешанной –
На первых выборах в 1993 году 8 партий и 4 блока преодолели 5%-ный барьер. В 1995 году этот барьер преодолели 4 партии, в 1999 г. – 6 партий и блоков, в 2003 г. – 4 партии («Единая Россия», КПРФ, «Родина», ЛДПР).
В настоящее время барьер составляет не менее 7%.
На выборах в Госдуму 2007 года 7-процентный барьер преодолели 4 партии - "Единая Россия" (61%), КПРФ (11,5%), ЛДПР (8,8%) и "Справедливая Россия" (8,4%).
В демократических странах партии являются посредниками между гражданским обществом и государством. В настоящее время в странах Западной Европы, а также во многих странах Восточной Европы ведущими политическими партиями являются: социал-демократические (левоцентристы) и консервативные, христианско-демократические (правоцентристы). Причем программные цели и установки этих двух крупнейших доктринальных партий в настоящее время значительно сблизились.
Информация о работе Конституционное закрепление принципа многопартийности