Конституционное закрепление принципа многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений гражданского общества и государства, населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность, возможно, развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.

Содержание

Введение
Глава I
1.1 Партия как общественное объединение
1.2 История развития многопартийности в России
1.3 Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах
1.4 Законодательное закрепление гарантий плюрализма мнений и многопартийности в РФ
Глава II
2.1 Классификация политических партий
2.2 Порядок регистрации политических партий
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КурсовикКП.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Такое деление  партий пришло из политической истории Франции. В 1814 г. в Национальном собрании Франции депутаты-роялисты расположились справа от спикера, депутаты - республиканцы – слева, а в центре оказались умеренные депутаты. С тех пор принято построение идеологического спектра политических партий слева направо.

Традиционно к  левым партиям относят радикальные  большевистские, коммунистические, анархистские и умеренные социалистические, социал-демократические. К центристским - либеральные, либерально-демократические партии. К правым – умеренные консервативные, неоконсервативные партии и радикальные фашистские, националистические.

Еще одним основанием классификации принято считать  идейное основание деятельности. По этому признаку партии делятся  на:

  1. Доктринальные – деятельность партии в основном направлена на защита своей идеологии (к таким партиям мы предлагаем отнести КПРФ);
  2. Прагматические - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий (большинство парламентских партий, например «Единая Россия», «Справедливая Россия», из непарламентских – «Яблоко»);
  3. Харизматические - объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера (например, ЛДПР).

Так же можно  отметить деление партий по методам выполнения программы:

  1. Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);
  2. Реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений).

По характеру  политических действий:

  1. Реакционные;
  2. консервативные;
  3. умеренные;
  4. радикальные;
  5. экстремистские

По представительству  в высших органах государственной власти и отношению к национальной политике:

  1. Правящие;
  2. оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные)

По характеру  членства:

  1. Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью)
  2. Массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)

Существует  еще множество классификаций  политических партий, делая вывод, мы акцентируем внимание на том, что юридически значимой является только классификация, приведенная нами первой, т.е. деление политических партий на легальные и нелегальные.

1.3 Конституционное закрепление принципа многопартийности в Российской Федерации

Статья 13 Конституции Российской Федерации,  признает в Российской Федерации  не только политическое многообразие, но и основанную на нем многопартийность20.

Практикой развития демократии в современных  государствах порождены, в основном, две формы партийных систем: многопартийная (с целым рядом разновидностей) и однопартийная политическая система. Особой разновидностью многопартийной системы считают двухпартийную систему в США.

Обычно  о многопартийности говорят тогда, когда в той или иной стране действуют две и более политические партии. Подобное утверждение нуждается  в уточнении. О многопартийной системе  можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе участвуют более двух политических партий и все они имеют шансы принять участие в формировании правительства.

В России можно выделить три последовательных этапа становления многопартийности.

Первый этап (1985-1987 гг.)— возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.

Второй  этап (1987 г. — начало 1989 г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.

Третий  этап (весна 1989 г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций21.

С провозглашением  Конституцией Российской Федерации  идеологического многообразия неразрывно связан и вопрос о политическом многообразии. Суть его заключается в объективной обусловленности различных позиций, различных интересов социальных групп, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере при реализации стоящих перед ними целей и задач.

Среди зарегистрированных политических партий наиболее известны: КПРФ, «Единая Россия», СПС, «Яблоко», ЛДПР, Аграрная партия. Появились  и такие партии, которые мало кто  знает: партия экономической свободы, партия «Справедливости и развития России», «Гражданская партия России», «Новая коммунистическая партия» и др.

Политологи  считают, что только две партии –  «Единая Россия» и КПРФ в наибольшей степени отвечают требованиям современных  партий и имеют достаточное количество своих региональных отделений.

От  других общественных объединений, действующих  на политической арене, политические партии отличаются тем, что открыто борются  за места в парламенте, дающие возможность  принимать участие в управлении делами государства, реализовать свои программы.

Формы, которые используют политические партии для достижения своих целей в условиях многопартийности, частично определены в статье 3 Федерального закона. Среди других форм можно выделить следующие:

во-первых, исходным пунктом деятельности любой  политической партии является стремление к реализации своей программы и своего политического курса, пропаганда своих ценностей, своего мировоззрения, создание для свое деятельности благоприятной социально-психологической атмосферы. С организационной точки зрения это выражается в создании т.н. «мозговых центров», инициативных групп, комитетов, на которых возлагается организация и проведение всей пропагандистской работы в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами о выборах того или иного государственного органа;

во-вторых, существенным является умелое и эффективное  функционирование партии в качестве «электоральной машины» (сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные  органы, образуют ее «электорат»22. На этой стадии деятельности задача политической партии сводится к активной пропагандистской работе среди избирателей, к состязательности в ходе избирательной кампании23;

в-третьих, в процессе разъяснительной работы осуществляется та же функция вовлечения (рекрутирования) в ряды партии новых членов, мобилизация избирателей на поддержку партийных кандидатов, воспитание активистов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие посты в партийных организациях и на соответствующие должности в органах государственной власти и местного самоуправления;

в-четвертых, в случае завоевания большинства  мест в парламенте партия получает статус правящей (российское законодательство такого статуса официально не предусматривает), принимает активное участие в  формировании правительства. В настоящее время представители партии «Единая Россия» уже называют себя «партией власти» и требуют от Президента Российской Федерации при формировании Правительства опираться на партию, победившую на выборах;

в-пятых, та партия, которая в результате выборов получила то и иное количество депутатских мест в парламенте, ведет свою работу по следующим направлениям:

а) участвует  в формировании и контроле за деятельностью  государственных органов;

б) учитывает  наличие различных политических течений как в самом парламенте, так и в других органах государственной власти;

в) участвует  в подготовке законопроектов, в работе комитетов и комиссий, а также  в решении других задач, предусмотренных  регламентом законодательного (представительного) органа.

в-шестых, политические партии также реализуют коммуникативную функцию, суть которой состоит в установлении и поддержании обратной связи со своими избирателями, используя для этой цели средства массовой информации, личные контакты с избирателями как в представительном органе, так и в избирательных округах.

Многопартийность, как открытая форма реализации политического  многообразия, имеет свои плюсы и  свои минусы.

Преимущество  многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит  самому народу, а не государственно-партийному аппарату. Реально же получается, что народ достоин тех депутатов, которых он избрал, а следовательно, и той политики, которую они будут проводить24.

Что же касается явных недостатков многопартийности, то к их числу следует отнести: сложность и громоздкость всей организации общественно-политической жизни; большую затрату государственных денежных средств и практическая невозможность проконтролировать затраты денежных средств на избирательные кампании, поступающих из иных источников, что ставит кандидатов в депутаты в неравные условия; это также неизбежность демагогии, попыток одурачивания масс, политиканство и политическое ловкачество. Для современно российской действительности одним из таких негативных моментов является также сам факт чрезвычайно большого количества политических партий, что не может не наложить свой неприятный оттенок на общее морально нравственное состояние общества.

При осуществлении любого мероприятия  в условиях многопартийности необходим  опыт, время, широкая информированность избирателей и гораздо большие средства. Особое значение в этом отношении приобретает и политическая культура.

 

iII. практика реализации многопартийности в РФ

 

Неотъемлемой  чертой политической жизни современной  России выступает деятельность различных организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Начавшиеся  в нашей стране во второй половине 80-х годов реформы политической системы пробудили небывалую  общественную активность населения  и привели к формированию множества  политических партий и движений. Идейный спектр этих организаций охватил фактически все возможные направления и оттенки, воспроизводя программные установки как политических объединений современного западного зарубежья, так и партий, существовавших в России в начале XX века25.

Становление многопартийности в российском обществе, плюрализм  и борьба мнений вызвали к жизни  закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели в конечном счете к очевидной трансформации  базисных основ как государственности, так и политической системы в целом. Способность к объективному, свободному от идеологических пристрастий изучению и освещению этих проблем выступает одним из важнейших критериев профессионализма политолога, занимающегося как теоретическими поисками, так и решением прикладных задач26.

Пятая Государственная  Дума в общем и целом знаменовала  переход  от советского квазипарламента  к парламенту европейского типа, от неструктурированного по политической ангажированности депутатского корпуса  к партийно-фракционному, от формально двухпалатного к реально двухпалатному представительно-законодательному органу.

Новый российский парламент избирался на протяжении десятилетия четырежды – в 1993, 1995, 1999, 2003 гг. Все выборы проходили  по образцу смешанной – мажоритарно  – пропорциональной – избирательной системы, в соответствии с которой половина депутатов (225) избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарному принципу – побеждает кандидат,  набравший наибольшее число голосов. Вторая половина депутатов избирается по федеральному списку. Партии и блоки составляют списки своих кандидатов и получают депутатские места в парламенте пропорционально количеству голосов, набранных ими по стране в целом – ранее это было не менее 5%.

На первых выборах  в 1993 году 8 партий и 4 блока преодолели 5%-ный барьер. В 1995 году этот барьер преодолели 4 партии, в 1999 г. – 6 партий и блоков, в 2003 г. – 4 партии («Единая Россия», КПРФ, «Родина», ЛДПР).

В настоящее  время барьер составляет не менее 7%.

На выборах  в Госдуму 2007 года 7-процентный барьер преодолели 4 партии - "Единая Россия" (61%), КПРФ (11,5%), ЛДПР (8,8%) и "Справедливая Россия" (8,4%).

В демократических  странах партии являются посредниками между гражданским обществом  и государством. В настоящее время  в странах Западной Европы, а также во многих странах Восточной Европы ведущими политическими партиями являются: социал-демократические (левоцентристы) и консервативные, христианско-демократические (правоцентристы). Причем программные цели и установки этих двух крупнейших доктринальных партий в настоящее время значительно сблизились.

Информация о работе Конституционное закрепление принципа многопартийности