Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации: понятие и принципы правового статуса личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи. Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное изучение правового статуса личности в России.
В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности;
- изучить правовой статус личности в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные гарантии прав и свобод личности в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Правовой статус личности: понятие, виды………………………….
Глава 2. Правовой статус личности в Российской Федерации………………..
Глава 3. Конституционные гарантии прав и свобод личности в России…..
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по конституционному праву.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

Права личности чрезвычайно  многообразны по содержанию, объему и  способам реализации. Права личности могут быть официально признаны государством и стать законами, изданными надлежащими  органами государственной власти. В  этом случае права личности и права  гражданина совпадут. Однако такое  их опосредствование государством необязательно. Права личности не будучи опосредствованы  государством все равно остаются правом. Как отмечал Гегель, "человек  как таковой... имеет право на свободу". Права человека иногда получают официальное  закрепление и в документах внегосударственного  характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г.

Возникает вопрос, обеспечиваются ли права человека государственной  защитой в том случае, если государство  их не санкционировало и не включило в национальную систему законодательства. Тот, кто сводит право к совокупности исходящих от государственной власти юридических норм, отвечает на него отрицательно. "Декларации ООН о  правах человека нуждаются в том, чтобы каждое государство юридически, законодательным путем, закрепило  их, придало им значение прав гражданина данного государства и последовательно обеспечивало возможности их использования каждым человеком" указывал Л. С. Явич. Однако столь категорическое суждение, хотя оно и разделяется очень многими, не подтверждается фактами. Зарождающиеся в глубинах гражданского общества права человека могут иметь и имеют государственную защиту в тех случаях, когда источниками права выступали обычай, сложившееся правоотношение, договор, судебный прецедент и т.д., если в них они получили свое отражение. При этих условиях права человека, если они будут нарушены, могут быть признаны и восстановлены органами суда.

Права личности – это  не "дар" государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно "занижать" или "завышать" объем прав и  свобод, он связан условиями социального  взаимодействия людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное  в законодательстве, сделает права  человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав приведет в конечном счете к дисфункции социальной системы.

Принимая на себя обязательства  по обеспечению прав граждан, государство  и от них требует определенного  поведения. Свои требования к гражданам  государство формулирует в системе  обязанностей, устанавливает меры юридической  ответственности за их невыполнение.

Юридические обязанности  личности – это установленные  и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия  на общественные отношения.

Итак, обязанность – объективно необходимое, должное поведение  личности. Следует вместе с тем  подчеркнуть, что такая объективная  необходимость определенного поведения  не всегда субъективно осознается индивидом, что может привести к отступлению  от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и  возможное поведение.

Личность совершает свой выбор не только исходя из юридических  требований и предписаний, на него могут  влиять и иные нормы, в том числе  имеющие антиправовую направленность. В этом случае обязанность не будет  реализована. Обязанность – это  возможное поведение и потому, что даже при позитивном отношении  личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает  лишь при определенных условиях, предусмотренных  правовой нормой.

Правовой статус личности очерчивает ее "пространство свободы", ставит преграды ненадлежащему, противоречащему  интересам общества, государства  и других лиц использованию прав и свобод, определяет критерии правовых запретов. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые однако должны быть установлены  законом и являться необходимыми:

а) для уважения прав и  репутации других лиц;

б) для охраны государственной  безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между  собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и  обязанностей проявляются через  их взаимообусловленность, а также  равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и  обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Необходимое исполнение каждым человеком  своих гражданских обязанностей является необходимым условием и  гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства  и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое  и моральное основание для  человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения  его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные (основные) и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

Понятие юридической обязанности  тесно связано с понятием юридической  ответственности личности. Юридическая  ответственность личности прежде всего  состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия  за совершение противоправных и виновных проступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

 

Глава 2. Правовой статус личности в Российской Федерации

 

Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в  основу правового регулирования  статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к  общей характеристики действующей  Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа  тоталитарного советского государства  и переход к длительному и  трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и  правового государства. Конституция  РФ является первой в ряду отечественных  конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в  современном миропонимании. Она  вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой  российской демократии. В месте с  тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных  фрагментов конституционного опыта  советского периода (это касается, прежде всего, некоторых чисто "советских" социально-экономических прав).

Учитывая весьма жесткую  систему организации государственной  власти, установленную Конституцией РФ, можно сказать, что демократический  характер этой Конституции отразился  именно в положениях, устанавливающих  правовой статус личности. Нормы, посвященные  правовому статусу личности сосредоточены  в Конституции главным образом  в специальной Главе 2 "Права  и свободы человека и гражданина". Однако ряд важнейших принципов  и норм можно найти уже в  Главе 1 "Основы конституционного строя". Отдельные нормы, затрагивающие  права человека, обнаруживаются также  практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

Какие же принципы заложены Конституцией в основу правового  статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1 "Основы конституционного строя". В этой главе закреплены такие фундаментальные  принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного  действия общепризнанных принципов  и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости  прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного  действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед  законом и судом) (статья 19). Чтобы  понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции  РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство  из вышеперечисленных принципов  не признавались советской наукой государственного права, как основанные на "буржуазных" теориях естественного права. Советская  государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами  личность наделяет государство. Из этого  логически вытекало, что государство  могло и лишить человека "дарованных" ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

Нужно сказать, что качественно  новый взгляд на природу прав и  свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающем этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в  ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения  которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда  Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция  РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все  изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и  принципов.

Особенно стоит сказать  о принципе равноправия (равенства  перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия  людей вообще от принципа равноправия  граждан конкретного государства  между собой, поскольку объем  прав и свобод у двух вышеуказанных  категорий не одинаков. Конституция  РФ сначала говорит о равноправии  людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (часть 2 статьи 19) гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения  к религии и т.д.) В этой же части  говориться о запрете любых ограничений  прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной  принадлежности. Третье значение равноправия  раскрывается в части 3 статьи 19, где  говорится о равноправии мужчины  и женщины, а также о том, что  мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих  прав.

Конституционная доктрина современных  государств все же признает возможность  существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: например обязанность проходить военную  службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан  мужского пола, особые конституционные  права в последние десятилетия  стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных  коренных народов и т.п.

Конституция РФ закрепляет один из самых полных в мире каталогов  прав и свобод человека из всех, известных  современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления  и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового  статуса личности в Российской Федерации.

Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его  разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально  всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка - права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье - социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как "буржуазной" ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.

Заметнейшим образом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. На место  демагогии советских конституций, говоривших о "материальных гарантиях" прав в виде "неуклонного роста  производительных сил" и т.п., пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной  демократической конституции.

 

Глава 3. Конституционные гарантии прав и свобод личности в России

 

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда  ему соответствует чья-то обязанность  его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно  к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

В Конституции РФ права  и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права  закреплены декларативно ("каждый имеет  право на жилище"), другие - как  гарантия ("гарантируется свобода  массовой информации"), третьи - как  объект охраны или защиты со стороны  государства или закона ("право  частной собственности охраняется законом", "материнство и детство, семья находятся под защитой  государства"). Различие формулировок не умаляет признания тех или  иных прав граждан, поскольку Конституция  имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного  права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его  отрицания. Однако формулировка "гарантируются" звучит более весомо, она чаще встречается  в тех случаях, когда государство  обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной  и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем  образовании говорится, что оно  гарантируется, и это вызвано  тем, что начальных и средних  школ достаточно для всех граждан, а  получить высшее образование только "каждый вправе", поскольку бесплатно  дать такое образование всем гражданам  государство не в состоянии. Формулировки "охраняются государством" и "находятся  под защитой закона" по существу означают, что соответствующие права  обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).

Однако наряду с таким "попутным" решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные  статьи (ст. 45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти  гарантии могут быть условно разбиты  на две группы: общие гарантии и  гарантии правосудия.

Информация о работе Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации: понятие и принципы правового статуса личности