Конституционные основы Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:58, реферат

Краткое описание

В настоящей работе автор ставит целью подробно охарактеризовать Конституционные основы Греции.
Греция имеет богатую конституционную историю. В частности, в ХХ в. были приняты четыре конституции Греции, в том числе и ныне действующая, вступившая в силу 11 июня 1975 г. Конституция Греции состоит из четырех разделов, включающих в себя 120 статей.

Содержание

Введение…………………………………………………..……………….…………..3
1. Основы конституционного строя и статуса человека и гражданина по конституции Греции………………………………………………………….……….4
1.1 Основы конституционного строя Греции…………………………………….….4
1.2. Статус человека и гражданина в Греции……………………………………..….5
2. Высшие органы государственной власти Греции……………………………10
2.1 Глава государства и исполнительная власть в Греции…………………………10
2.2. Законодательная и судебная власть в Греции………………………………….15
3. Политика территориального устройства и местное самоуправление в Греции……………………………………………………………………………..….22
3.1 Политика территориального устройства в Греции………………………….…22
3.2 Местное самоуправление в Греции……………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….……..27
Список использованной литературы………………………………………….…….28

Вложенные файлы: 1 файл

конституц основы Греции.rtf

— 372.36 Кб (Скачать файл)

     К компетенции Президента Республики относится назначение Премьер-министра, а по его предложению - назначение и увольнение остальных членов Совета министров и заместителей министров. Он освобождает от обязанностей Совет министров, если он подал в отставку или если Парламент выразил ему недоверие. Ряд полномочий Президента касается деятельности Парламента. Парламент Греции собирается каждый год в первый понедельник октября на очередную сессию, продолжительность которой в общей сложности не должна быть менее пяти месяцев в году. Президент Республики может созвать Парламент на его обычную сессию раньше, чем в октябре, а также на чрезвычайную сессию, когда сочтет это нужным. Кроме того, Президент вправе всего один раз отложить проведение парламентской сессии: либо отсрочив ее открытие, либо прервав ее работу. Временное приостановление работы сессии Парламента Президентом Республики не может длиться более 30 дней.

     Президент также имеет право распустить Парламент. При этом Конституция строго определяет те обстоятельства, при наличии которых он может этим правом воспользоваться:

     1) когда два состава Правительства подали в отставку или им было выражено недоверие Парламентом;

     2) когда Правительство, пользующееся доверием Парламента, предложило Президенту распустить Парламент6.

     Предложение, указанное в последнем случае, Правительство может сделать лишь в том случае, если Парламенту предстоит принять решение по жизненно важному для греческого народа вопросу. Роспуск Парламента в этом случае преследует цель - провести новые выборы, чтобы народ новым голосованием выразил Парламенту свое доверие, необходимое для решения данного вопроса. Президент Республики обязан опубликовать принятые Парламентом законы в месячный срок с момента их принятия, однако он может в течение этого времени вернуть в Парламент законопроект, изложив мотивы возврата. Решение по возвращенному Президентом законопроекту Парламент принимает на пленарном заседании. Если Парламент вновь примет данный законопроект абсолютным большинством голосов депутатов, он становится законом и Президент обязан опубликовать его в течение 10 дней с момента его вторичного принятия Парламентом. Президент Республики издает необходимые декреты во исполнение законов; он ни в коем случае не может отложить их исполнение или сделать для кого-либо исключение в отношении их исполнения. По предложению компетентного министра допускается издание регулирующих декретов на основе предоставленных законом особых полномочий и в рамках этих полномочий. Предоставление другим административным органам полномочий издавать регулирующие акты допускается с целью разрешения вопросов специального содержания, местного значения, технического или детального характера. Законами, принятыми Парламентом на пленарном заседании, могут передаваться полномочия издавать регулирующие декреты для разрешения определяемых в них в общих чертах вопросов. Этими законами предопределяются общие линии и направления последующего урегулирования вопросов и ставятся сроки для использования полномочий7.

     Президент Республики также уполномочен: обращаться с согласия правительства с посланиями к народу; объявлять по решению Парламента референдум; возглавлять вооруженные силы страны; назначать и увольнять государственных служащих в соответствии с законом; награждать орденами. Согласно Конституции, Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные им при выполнении своих обязанностей, исключая случаи, когда речь идет о государственной измене или предумышленном нарушении Конституции. За противоправные действия, не связанные с выполнением Президентом его обязанностей, преследование Президента откладывается до истечения срока его полномочий.

     Следует отметить, что изменения, внесенные в Конституцию в марте 1986 г., затронули главу, которая посвящена Президенту Республики. Так, был ликвидирован Совет Республики, который ранее создавал Президент. Кроме того, Президент был лишен права: распускать Парламент по той причине, если он считает, что деятельность Парламента находится в противоречии с общественным мнением; назначать референдум; издавать декреты об амнистии осужденных лиц за политические преступления; объявлять осадное положение, если Парламент находится на сессии или может быть созван на сессию. Правительство состоит из кабинета, в который входят премьер-министр, министры, дополнительные министры и министры без портфеля. Кабинет, объединенный заместителями министра, является коллективно ответственным за общую политику правительства, которое, в свою очередь, устанавливают общую политику страны в соответствии со сроками Конституции и закона. В настоящее время существует 19 ведомств, которые относятся к соответствующим министерствам. Премьер-министр гарантирует единство правительства и направляет его действия, также как и действия государственных служб вообще для заявления о правительственной политике в пределах структуры закона. Правительственная система Греции поместила греческого премьер-министра в центр политического процесса принятия решения.

     Как было сказано выше, статья 37 устанавливает, что Президент Республики назначает Премьер-министра, а по его предложению назначает и увольняет остальных членов Правительства и заместителей министров.

     Премьер-министром назначается лидер партии, располагающий абсолютным большинством мест в Парламенте. Если ни одна из партий не располагает абсолютным большинством мест в Парламенте, Президент Республики поручает лидеру партии, обладающей относительным большинством мест, изучить возможность формирования Правительства, пользующегося доверием Парламента. В случае неудачи Президент Республики поручает такую же миссию лидеру партии, занимающей по числу депутатов второе место в Парламенте, а если и эта попытка окажется безуспешной - лидеру третьей по численности мест в Парламенте партии. Каждый пробный мандат имеет силу в течение трех дней. Если пробные мандаты не дадут результата, Президент Республики созывает лидеров партий и, убедившись в невозможности сформирования Правительства, пользующегося доверием Парламента, поручает формирование Правительства из представителей всех парламентских партий с целью проведения новых всеобщих выборов; в случае же неудачи и этой попытки - возлагает миссию формирования Правительства широкого согласия с той же целью на председателя либо Государственного совета, либо Ареопага, либо Контрольного совета и распускает Парламент. В случаях, касающихся возложения миссии формирования Правительства или предоставления лидеру политической партии пробного мандата в соответствии с положениями предыдущих пунктов, если партия не имеет лидера или представителя либо если ее лидер или представитель не являются депутатами, Президент Республики поручает указанный мандат лицу, предложенному парламентской группой партии. Предложение относительно предоставления мандата выдвигается в течение трех дней. Перед каждым предоставлением мандата председатель Парламента или лицо, его замещающее, информирует Президента Республики о распределении мест в Парламенте между политическими партиями8.

     При предоставлении пробных мандатов, в случае если партии имеют равное количество депутатских мест, предпочтение отдается получившей в ходе выборов большее число голосов; вновь сформированная партия с парламентской группой в соответствии с определением Устава Парламента следует за более старой, имеющей равное с ней количество депутатских мест. В вышеуказанных случаях пробный мандат не предоставляется более чем четырем политическим партиям. Статья 38 устанавливает, что Президент Республики освобождает Правительство от его обязанностей, если оно подало в отставку или если Парламент выразил ему вотум недоверия. В случае отставки или кончины Премьер-министра Президент Республики назначает Премьер-министром лицо, предложенное парламентской фракцией партии, к которой принадлежал сменяемый глава Правительства; предложение о выдвижении кандидатуры на пост Премьер-министра вносится не позднее чем в течение трех дней. До назначения нового Премьер-министра обязанности главы Правительства исполняет первый по очереди заместитель Премьер-министра или министр. 
 

     2.2 Законодательная и судебная власть в Греции 

     В соответствии с Конституцией законодательную функцию осуществляют Парламент и Президент. Высшим представительным органом греческого народа является однопалатный Парламент, избираемый сроком на четыре года прямым, всеобщим и тайным голосованием граждан, имеющих право голоса. Участие в выборах Парламента в Греции является обязательным. Кандидаты в депутаты Парламента должны достичь ко дню выборов 25-летнего возраста. В соответствии с Конституцией лица, занимающие оплачиваемые должности, офицеры вооруженных сил и органов безопасности, служащие местных органов управления или других юридических лиц публичного права, мэры и представители муниципальных советов, управляющие или председатели административных советов юридических лиц публичного права, государственных или муниципальных предприятий, нотариусы, хранители ипотек и записей ипотечных регистров не могут выдвигаться кандидатами и быть избраны депутатами, если они не уйдут в отставку до своего выдвижения. Отставка считается действительной, если прошение о ней подано в письменном виде.

     Примечательно, что возврат на службу ушедших в отставку военнослужащих запрещен, возврат же гражданских лиц на службу может иметь место только по истечении года после их отставки. Эти предписания, несомненно, направлены на то, чтобы все указанные категории служащих не стремились стать депутатами Парламента. Такое решение, с одной стороны, препятствует их активному участию в предвыборной борьбе, с другой - обеспечивает стабильность в кадровом составе армии и управленческого аппарата9.

     В состав Парламента входит не менее 200 и не более 300 человек. Собирается парламент один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. В целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений в начале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии. Законодательная деятельность осуществляется в ходе пленарных заседаний. Хотя допускается рассмотрение и принятие части законопроектов на секциях, число которых не может превышать двух. То, какие законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотрение секций, определяет Конституция. Президент должен ратифицировать законопроекты, принимаемые Парламентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.

     Обращает на себя внимание ряд предписаний, касающихся порядка деятельности греческого Парламента. Так, Конституция устанавливает, что издаваемые Парламентом законы принимаются как на заседании Парламента, так и на заседаниях двух образуемых Парламентом секций. Вместе с тем Конституция определяет круг законов, которые принимаются только на заседании Парламента.

     Таковыми, например, являются законы: о выборах депутатов, о государственном бюджете, о свободе совести, об изменении государственной границы, о собственности, о деятельности политических партий, об ответственности министров, об осадном положении, о цивильном листе (сумма, представляемая ежегодно) Президенту Республики, об аутентичном толковании законов и др.

     Парламент Греции вправе принимать законы, которые он считает необходимыми. Следовательно, предоставление права принимать законы по определенному кругу вопросов парламентским секциям имеет лишь цель повысить эффективность законодательной деятельности Парламента, а не в коем случае не ограничить его законодательные полномочия. Примечательно, что Конституция предусматривает возможность учреждения при Парламенте специальной службы, задачей которой является научное обеспечение его законодательной деятельности. Касаясь права законодательной инициативы, которое принадлежит Парламенту и Президенту, надо обратить внимание на те условия, при наличии которых это право может быть реализовано. Так, к каждому вносимому на рассмотрение Парламента законопроекту должны быть приложены мотивы, а в самом законопроекте ясно сформулирована его основная цель. Это требование особо важно для законодательной деятельности Парламента, ибо оно позволяет выявить, во-первых, какой общественной потребностью продиктовано издание данного закона и, во-вторых, какие юридические и другие меры необходимо принять для достижения данной цели. Кроме того, ясно сформулированная цель законопроекта является критерием для оценки законопроекта с точки зрения его целостности и логичности. Конституция требует соблюдения особых условий, когда речь идет о внесении в Парламент законопроектов, касающихся финансов государства. Например, законопроекты, имеющие отношение ко всякого рода пенсионным пособиям и условиям их выплаты, вносятся только министром финансов с приложением к законопроекту заключения Контрольного совета.

     Когда речь идет о пенсиях за счет выплат из бюджета местных органов власти или других юридических лиц публичного права, инициатива внесения законопроекта принадлежит соответствующему министру и министру финансов. Законопроекты, устанавливающие местные или специальные налоги, либо какие бы то ни было обязательства в пользу органов или юридических лиц публичного или частного права, должны быть, кроме того, контрассигнованы министром экономической координации и министром финансов, что означает принятие министром юридической и политической ответственности за данный акт10.

     Парламенту, в соответствии с изменениями, внесенными в марте 1986 г. в Конституцию, предоставлено исключительно важное право, ранее принадлежавшее Президенту Республики, а именно: право вводить в силу на части территории или на всей территории страны (при наличии предусмотренных Конституцией обстоятельств) закон об осадном положении, учреждать чрезвычайные суды и приостанавливать действие ряда статей Конституции, касающихся прав граждан. Греческий Парламент наделен правом не только законодательствовать, но и осуществлять контроль за деятельностью Правительства. Так, Парламент, может выразить недоверие Совету министров, что приводит к прекращению его полномочий. Обращают на себя внимание и те предписания, которые касаются ответственности членов Правительства и заместителей министров, а также роли Парламента в их привлечении к ответственности. Согласно ст. 85, члены Правительства, равно как и заместители министров, несут коллективную ответственность за общую политику Правительства, а каждый из них - за действия, совершенные ими при осуществлении своих полномочий в соответствии с предписаниями законов об ответственности министров. Примечательно положение Конституции о том, что письменное или устное указание Президента Республики ни в коем случае не освобождает министров и их заместителей от ответственности.

     Парламент, согласно ст. 86, уполномочен выдвигать против действующих или бывших членов Правительства и заместителей министров, в соответствии с законами об ответственности министров, обвинение в специально создаваемом для этой цели суде. Председателем этого суда, как установлено Конституцией, является председатель Ареопага (Верховного кассационного суда). В его состав, кроме того, входят 12 судей, назначаемых по жребию председателем Парламента на открытом заседании из числа членов Ареопага и председателей апелляционных судов, назначенных на должность до предъявления обвинения11.

     Таким образом, Конституция предусматривает серьезные гарантии, обеспечивающие конституционно установленную субординацию между Парламентом и Правительством. Конституция наделяет Президента Республики правом издавать декреты, имеющие силу закона. Подобные декреты он правомочен издавать при чрезвычайных обстоятельствах, в случае непредвиденно возникшей необходимости и если это предлагает Правительство. Декреты Президента, имеющие силу закона, должны быть представлены на утверждение Парламента в течение 40 дней с момента их издания или в течение 40 дней с момента созыва сессии Парламента.

Информация о работе Конституционные основы Греции