Конституционные основы Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:58, реферат

Краткое описание

В настоящей работе автор ставит целью подробно охарактеризовать Конституционные основы Греции.
Греция имеет богатую конституционную историю. В частности, в ХХ в. были приняты четыре конституции Греции, в том числе и ныне действующая, вступившая в силу 11 июня 1975 г. Конституция Греции состоит из четырех разделов, включающих в себя 120 статей.

Содержание

Введение…………………………………………………..……………….…………..3
1. Основы конституционного строя и статуса человека и гражданина по конституции Греции………………………………………………………….……….4
1.1 Основы конституционного строя Греции…………………………………….….4
1.2. Статус человека и гражданина в Греции……………………………………..….5
2. Высшие органы государственной власти Греции……………………………10
2.1 Глава государства и исполнительная власть в Греции…………………………10
2.2. Законодательная и судебная власть в Греции………………………………….15
3. Политика территориального устройства и местное самоуправление в Греции……………………………………………………………………………..….22
3.1 Политика территориального устройства в Греции………………………….…22
3.2 Местное самоуправление в Греции……………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….……..27
Список использованной литературы………………………………………….…….28

Вложенные файлы: 1 файл

конституц основы Греции.rtf

— 372.36 Кб (Скачать файл)

     Президент Республики может по предложению Правительства издать декрет об объявлении осадного положения. Однако это относится к случаям, когда Парламент не заседает или если его нельзя созвать в настоящий момент по объективным причинам. Подобный декрет должен быть внесен на одобрение Парламента не позднее чем через 15 дней после его издания. Правосудие в Греции осуществляется судами, состоящими из постоянных судей, которые пользуются личной и профессиональной независимостью. При исполнении своих обязанностей судьи подчиняются только Конституции и законам. Деятельность постоянных судей находится под надзором судей более высокого ранга, а также генерального прокурора и заместителей прокурора Ареопага. Надзор за деятельностью прокуроров осуществляется судьями Ареопага и прокурорами более высокого ранга. Суды делятся на суды по административным, уголовным и гражданским делам. Суды обязаны не применять закон, содержание которого противоречит Конституции. Гражданские и уголовные суды включают суды, суды первой инстанции, апелляционные суды и, как последняя форма обращения к юрисдикции - Ареопаг (Верховный Суд)12.

     Аналогичным образом, на случаи споров между государством и гражданами из-за незаконного или неверного исполнения государственных полномочий, существуют суды первой инстанции, а также апелляционные суды, Государственный совет, имеющие самую высокую юрисдикцию. Наконец, существует суд государственных ревизоров, который имеет юрисдикцию в финансовых вопросах. Ареопаг (верховный суд), состоит из 55 судей. В Ареопаг включено 6 палат - по гражданским (4) и уголовным (2) делам, каждая из которых заседает в составе 5 судей. Ареопаг выступает главным образом в качестве кассационной инстанции, рассматривая жалобы по вопросам права, а не факта, на постановления нижестоящих судов. В некоторых случаях вопросы выносятся на пленум Ареопага, в частности, когда одна из палат отказывается следовать ранее принятому Ареопагом или его палатами решению (для принятия решения пленума достаточно участия 11 судей). Вынесенные ими приговоры могут быть обжалованы в апелляционные суды пяти больших городов (слушают 5 судей).

     Гражданские и уголовные дела по первой инстанции рассматривают около 60 окружных судов в составе единоличного судьи (с ограниченной компетенцией по сумме иска либо тяжести преступления) или 3 профессиональных судей. Дела о тяжких преступлениях рассматриваются в составе 3 судей и 5 заседателей, принимающих участие в решении всех важных вопросов процесса, в том числе и в назначении наказания. Жалобы по такого рода делам рассматриваются в апелляционных судах также с участием заседателей. В период с 1834 по 1968 г. в Греции существовала система судов присяжных, выносивших в отдельных от судей коллегиях вердикты о виновности, когда ее заменили функционирующие ныне совместные коллегии судей и заседателей. Разбирательство жалоб на постановления мировых судов также входит в компетенцию окружных судов.

     Низшее звено судебной системы в Греции - мировые суды (их около 300), рассматривающие мелкие гражданские, в том числе земельные споры и дела о малозначительных преступлениях. В больших городах часть мировых судей специализируется на рассмотрении лишь уголовных дел13.

     Административная юстиция, возглавляемая Государственным советом, является самостоятельной системой, которая вправе отменять административные акты, принятые с нарушением закона или в результате злоупотребления властью. На местах аналогичными функциями обладают административные суды (во многих городах они называются налоговыми судами). Обжаловать их решения можно в Государственном совете. Имеется также Финансовый суд, выполняющий одновременно функции контроля за расходованием государственных средств.

     Для разрешения конфликтов, которые могут возникнуть между Ареопагом, Государственным советом и Финансовым судом по поводу толкования какого-либо закона или признания его неконституционным, создается Особый верховный суд. В него могут входить наряду с судьями, представляющими три названных выше судебных органа, и университетские профессора. В случае вынесения любыми судами или административными инстанциями противоречащих друг другу решений особый верховный трибунал разбирает дела с точки зрения соответствия этих решений конституции страны. В Греции существуют также суды по делам несовершеннолетних, входящие в систему общих судов, и церковные суды, в которых судят священнослужителей Греческой православной церкви. Судьи (за исключением церковных) назначаются президентским декретом на основе закона, определяющего условия их пригодности и порядок отбора. Они назначаются пожизненно. Все судьи назначаются Президентом после консультаций с Судебным советом. В крупных городах расследование большинства уголовных дел проводится полицией, в небольших и в сельской местности жандармерией. Следственные судьи расследуют сложные уголовные дела. Обвинения в судах поддерживает генеральный прокурор при Ареопаге, прокуроры при апелляционных судах и окружные прокуроры. Генеральный прокурор дает заключения по гражданским делам; он также вправе обжаловать в Ареопаг решения по ним, вынесенные любыми судами. Прокуроры могут вызывать в суд свидетелей защиты, выступать в пользу обвиняемого, просить о вынесении оправдательного приговора и обжаловать приговор в интересах обвиняемого. Функции защитника в уголовном процессе и представителя сторон в гражданском процессе выполняют только лица, окончившие юридический факультет университета и после двухлетней стажировки у опытного адвоката и сдачи экзаменов принятые в состав одной из коллегий адвокатов.

 

      3. Политика территориального устройства и местное самоуправление

     3.1 Политика территориального устройства в Греции 

     В настоящей главе речь пойдет о разграничении предметов ведения и полномочий между центральной государственной властью и периферийными государственными органами.

     Статья 101 Конституции устанавливает, что Государственная администрация организуется на основе децентрализованной системы. То есть осуществление по поручению государства в рамках установленных государством, управление "местными делами" с использованием органов, которые формируются при непосредственном участии жителей соответствующих территорий. Административное деление страны производится исходя из геоэкономических, социальных и коммуникационных условий. Периферийные государственные органы обладают общей решающей компетенцией в вопросах своего района, а центральные службы, кроме специальных функций, ведают общим направлением, координацией и контролем деятельности периферийных органов.

     Государство осуществляет надзор над органами местного самоуправления, не препятствуя их инициативе и свободной деятельности. Дисциплинарные наказания в форме временного или окончательного отстранения от должности избранных представителей органов местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с автоматическим лишением должности, применяются только по согласованию с советом, состоящим в большинстве своем из постоянных судей14.

     Государство заботится об обеспечении необходимых источников финансирования для выполнения органами местного самоуправления своей миссии. Закон определяет порядок отчисления и распределения между вышеуказанными органами установленных и взимаемых государством в их пользу налогов и сборов. Генеральный секретарь, назначаемый правительством, чтобы быть его представителем на региональном уровне и гарантировать осуществление его политики, управляет каждым регионом. Он также поддерживает центральные государственные службы и правительство для разработки региональной политики развития. В настоящее время существует 13 административных регионов по всей стране: 1) Аттика, 2) Западная Македония, 3) Восточная Македония и Фракия, 4) Центральная Македония, 5) Эпир, 6) Фессалия, 7) Ионические острова, 8) Центральная Греция, 9) Западная Греция, 10) Пелопоннес, 11) Эгейский Север, 12) Эгейский Юг, 13) Остров Крит. 

     3.2 Местное самоуправление в Греции 

     Греция является участницей Европейской хартии о местном самоуправлении, созданной в середине 80-х годов XX столетия и открыта для подписания 15 октября 1985 г. по предложению функционирующего в границах Совета Европы. Цель Хартии - обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения15.

     Согласно греческой Конституции, администрация местных дел осуществляется местными органами власти. Поэтому была учреждена структура местных властей первого и второго уровня и региональная администрация. Существуют органы местных властей первого и второго уровня и региональная администрация. Местные власти первого уровня состоят из муниципалитетов и общин, которые несут ответственность за решение местных вопросов. Эти органы, которые воплощают греческий коммунитаристский дух, традиционно, рассматривались как краеугольный камень демократии в греческой политической системе, в той степени, что дают гражданам право участия в местных общественных делах. Их компетентность включает полную ответственность за администрацию местных вопросов и заботу о продвижении социальных, финансовых, культурных и духовных интересов граждан. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относятся вопросы: принятия общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом, утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении принятия планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установления местных налогов и сборов; установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

     Лидеры местной власти избираются через универсальное секретное голосование. В соответствии с программой «Каподистрия», представленной правительством в 1998, стремясь к модернизации греческой государственной службы и местного управления, была осуществлена унификация общин для преодоления чрезвычайной раздробленности среди местных органов власти в Греции. В результате этой программы для реформы местного управления первого уровня число общин было уменьшено от 5318 до менее 1000, и недавно учрежденные муниципалитеты приняли администрацию которой раньше заведовали старые общины16.

     Таким образом, созданы крупные местные муниципалитеты с широкой внутренней децентрализацией, достигая эффективности, объединенной с представительной, демократической и близкой к гражданину структурой. Второй уровень местного управления - 51 префектура, возглавляемая префектурными советами и префектами, которые с 1994 г. избираются непосредственно гражданами. Местные власти второго уровня решают более общие вопросы. Они осуществляют обязанности только в той степени, что особые проблемы не попадают во внимание муниципалитетов или сообществ. Тринадцатью регионами управляют генеральные секретари, которых назначает правительство. Генеральные секретари являются представителями правительства. Они поддерживают центральные государственные функции и службы, а также помогают правительству в разработке региональной политики развития17.

     Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям. Часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Территориальные единицы имеют муниципальную собственность, местный бюджет, устав муниципального образования.

     Статья 105 указывает на особый статус Святой горы Афон. Полуостров Афон, начиная от района Мегали Вигла и далее, составляющий район Святой горы Афон, в силу его древнего привилегированного статуса, является самоуправляемой частью греческого государства, суверенитет которого над ним остается неприкосновенным18. В духовном отношении Святая гора Афон находится под непосредственной юрисдикцией Вселенской Патриархии. Все проходящие на ней службу монахи без дополнительных процедур приобретают греческое гражданство с момента их принятия в послушники или монахи. Святая гора Афон в соответствии с этим статусом управляется находящимися на ней двадцатью

     Святыми монастырями, между ними поделен весь полуостров Афон, территория которого не подлежит принудительному отчуждению. Управление Святой горой Афон осуществляется представителями Святых монастырей, составляющими Святой кинот (общину). Никакое изменение системы управления, числа монастырей Святой горы, их иерархического порядка или положения подчиненных им скитов не допускается. Запрещается проживание на Святой горе представителей иных религий и схизмов. Детальное определение режимов богослужения и способов их осуществления производится в Уставе Святой горы Афон, который при содействии представителя государства составляется и принимается всеми двадцатью Святыми монастырями и утверждается Вселенской Патриархией и Парламентом Греции. Точное соблюдение режимов служения в том, что касается их духовной части, находится под верховным надзором Вселенской Патриархии, а в том, что касается их административной части, - под надзором государства, в исключительную компетенцию которого входит также обеспечение общественного порядка и безопасности. Вышеуказанные функции государства осуществляются управляющим, права и обязанности которого определяются законом. Законом определяются также осуществляемая монастырскими властями и Святым кинотом судебная власть и таможенные и налоговые привилегии Святой горы Афон.

Информация о работе Конституционные основы Греции