Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:44, контрольная работа
Задание 1. Рассмотрите варианты периодизации истории российской цивилизации, предложенные Н.М. Карамзиным, В.С. Соловьевым, В.О. Ключевским. Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие восточных цивилизаций в Новейшее время. Обоснуйте свой выбор.
Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тугоркана - "Тугарина Змея».
Мы знаем, что при таком положении дел, которое существовало в Киевской Руси во время пришествия Владимира на престол, важнейшей задачей тогдашней политической деятельности было, с одной стороны, установление порядка и согласия между князьями, а уж потом укрепление могущества Руси на мировой арене.
С этой задачей Владимир Мономах справился: при Владимире Мономахе Русь побеждала половцев, и они на время перестали быть постоянной угрозой. Власть киевского князя простиралась на все земли, заселенные древнерусской народностью. Усобицы мелких князей решительно пресекались тяжелой рукой великого князя. Киев стал действительно столицей огромного, крупнейшего в Европе государства.
Гигантским полукругом очерчивает поэт «Слова о погибели русской земли» границы Руси во времена правления Владимира Мономаха: от Венгрии к Польше, от Польши к Литве, далее к прибалтийским землям Немецкого ордена, оттуда к Карелии и к Ледовитому океану, оттуда к Волжской Болгарии, буртасам, мордве и удмуртам. Это все с давних пор было покорно Владимиру Мономаху, "которым то половци дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угри твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великий Володимер тамо не въехал".
Демонстрируя силу и мудрость, он завоевывал первенство и авторитет среди всех русских князей. Твердая рука Мономаха простерлась до Дуная, где он вступил в конфликт с византийской империей. В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира Мария была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, с мирными предложениями. Наполовину грек Владимир иначе, чем в Византии, понимал суть верховной власти. Современная ему Византия акцентировала внимание на правах правителя, Владимир же воспринимал власть как круг обязанностей.
В том же 1116г. Мономах
организовал новый большой
Ожесточение историков, пытающихся, спустя многие столетия, понять смысл давних событий, берет свои корни в идеологии, которая зарождается на Руси в XI—XII в. Идут непрерывные войны — с половцами, на юго-востоке, с поляками, немцами — на Западных рубежах. Это жестокие, кровопролитные, разрушительные конфликты. Пленники обращаются в рабство. Василий Ключевский называет Владимира Мономаха «самым умным и добрым из Ярославичей», но в Поучении детям великий князь вспоминает, что напав однажды врасплох на Минск, он не оставил там «ни челядина, ни скотины». В Минске жили православные христиане.
Существует еще и такая точка зрения на политические события времен Киевской Руси во главе с Владимиром Мономахом: военные столкновения этого времени, носили семейный, династический характер. Это касалось и запада, и юга. Русско-половецкие связи были настолько сильны, что историки-евразийцы пришли к мысли о существовании единого полицентрического государства: Половецкая степь и Киевская Русь. Одновременно, как заметил французский историк Леруа-Болье, никогда — до XVIII в. — Россия не была такой европейской, как в эпоху Киевской Руси. Это был результат, в первую очередь, брачных, династических связей. Следовательно, и конфликты были семейными. Несмотря на разные точки зрения, все историки сходятся во мнении, что наибольшую мощь и влияние на мировой политической и культурной аренах Киевская Русь приобрела в эпоху правления Владимира Мономаха, князя мудрого, решительного и деятельного.
Проанализировав факты, свидетельствующие о личности, деятельности Владимира Мономаха мы можем отметить, что он был убежденным и страстным идеологом нового. За время своего правления Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, умерив пыл и подчинив себе русских князей, но значительно укрепил русскую государственность. При этом великом князе Русь восстановила свое единство, свою мощь. Другие князья беспрекословно выполняли указания Мономаха.
Он проявил себя не только как видный полководец, властный политик, законодатель, но и как рачительный хозяин. Мономах стремился не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, богатое купечество от народного гнева, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.
К тому же действовал Владимир
Мономах, руководствуясь справедливостью,
совестью, мудростью, стремился моральной
проповедью сгладить политические недостатки
системы и защищал самую
Не забывал Владимир Мономах и о том, что одного единения и организованности внутри государства недостаточно для крепких позиций на мировой арене. И именно поэтому, активно заботился о статусе Киевской Руси в глазах других государств. Его внешнеполитическая деятельность была направлена на создание нового образа Киевской Руси. При этом князь одновременно действовал во многих направлениях: расширял и укреплял границы российского государства путем быстрых и решительных завоеваний, а также создавал условия для культурного роста Киевской Руси.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что во времена правления Владимира Мономаха Киевская Русь стала крупным государственным и культурным центром.
Культурная жизнь Древней Руси в эпоху правления Владимира Мономаха.
Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь, уже обладавшая высоким культурным потенциалом, приобщилась к европейской средневековой цивилизации и во времена Владимира Мономаха пережила бурный культурный расцвет. Это не было результатом простого заимствования: творчески переработав разнообразные влияния (византийское, южнославянское, частично романское и восточное), Древняя Русь создала органичную систему культурных ценностей, которая на века определила пути развития самобытной культуры восточнославянских земель – великорусского, украинского, белорусского народов. Во многом, возможно, греческие корни помогли Владимиру Мономаху сохранять и развивать культурные связи с Византией.
Выйдя на мировую арену
во главе с Владимиром Мономахом
значительно позднее своих
В эпоху Киевской Руси
Владимира Мономаха был задан
тип культурно-исторического
Поучение Владимира Мономаха.
Русская литература XI-XII вв. удивительна по своему характеру. Почти каждый памятник литературы этой эпохи воспринимается как своего рода небольшое чудо. Правда, каждое из этих чудес в той или иной мере объясняется литературоведами: мы можем вскрыть его истоки в русских, византийских и других книжных традициях, в общественной жизни Руси, в исторической обстановке. Тем не менее, каждый памятник в той или иной мере удивляет своей непохожестью на другие.
Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием "Поучения", написаны в конце XI - начале XII в..
"Поучение" дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком "Слова о полку Игореве" в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.
То, что мы называем "Поучением" Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: здесь собственно "Поучение", его автобиография и письмо к князю Олегу.
Роль Владимира Мономаха в развитии литературы и художественного искусства Киевской Руси.
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность. Но литература началась не с записи памятников фольклора: литература и фольклор как художественные системы в древней Руси противостояли друг другу. Вплоть до XI в. памятники устной словесности не записывали, не только потому, что был дорог материал для письма, и было еще мало грамотных людей, но, прежде всего потому, что не испытывали в этом необходимости. Литература – как письменная форма воспроизведения памятников словесности возникает при Владимире Мономахе и носит характер единственной возможности ознакомления древнерусского общества с чужими и чуждыми текстами.
Крупных писателей в Древней Руси было немало: Илларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирский и многие другие. Тем не менее, литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество была искусством надындивидуальным. Литература предстает перед потомками как одно колоссальное произведение, подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшая мало развлекательного. Древнерусские писатели обладали замечательным "чувством плеча", они создавали циклы, своды и ансамбли произведений. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно, к какому реальному историческому времени и реальному географическому пространству они могут быть отнесены авторами. Древнерусскую литературу времен Киевской Руси можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего было основным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном, открытый вымысел древними авторами не допускался. Древнерусская литература не знает условных персонажей. В ней упоминаются только лица, сыгравшие значительную роль в исторических событиях.
Естественно, что имея правителя, интересам которого было бы чуждо желание жить в культурно развитой державе, Киевская Русь вряд ли смогла достигнуть тех высот литературной и культурной жизни, к коим пришла во главе с Владимиром Мономахом.
Причем, следует отметить, что первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся именно ко времени правления на Руси Владимира Мономаха. Среди них такие выдающиеся памятники как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе», собственно «Поучение». Жанровое разнообразие древнерусской литературы на тот момент уже было достаточно велико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимает центральное место среди древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение восьми веков, и взяла свое начало именно в первых столетиях XII века. Этот факт, как мне кажется, тоже достаточно ярко говорит о создававшихся в то время благоприятных условий для развития литературы, и, конечно же, культуры в целом.
Древняя Русь времен Владимира
Мономаха оставила много кратких
похвал книгам. Всюду подчеркивалось,
что книги приносят пользу душе,
учат человека воздержанию, побуждают
его восхищаться миром и
В процессе храмосоздательной и градообразующей деятельности Владимира Мономаха основные сферы художественной практики: стенопись, иконопись, рукописная и иллюминированная книга, как в свою очередь архитектура, и все виды декоративно-прикладного искусства, явились предметом исключительного внимания и напряженного художественного творчества. Процессы взаимодействия художественных культур были глубокими и сложными. Сам отбор идейного и культурного наследия Византии был сделан столь глубоко и тонко, что определил едва ли не на века дальнейшие пути развития культуры и духовной жизни Руси, вплоть до настоящего времени.
Из «Поучения» мы вынесли
мысль о том, что из многочисленных
и разнообразных задач
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права "