Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 13:46, контрольная работа
Раскройте сущность учения В.И. Вернадского о биосфере, роль живых организмов в биосфере.
Понятие о биосфере было впервые введено в науку австрийским геологом Э. Зюссом. Более глубоко учение в области биосферы разработано академиком В.И. Вернадским. В его учении заложены основы современных представлений о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы. В наши дни учение В.И. Вернадского служит естественнонаучной основой рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
2. Охарактеризуйте органы государственного контроля и надзора в Республике Беларусь:
Государственный надзор как способ обеспечения законности – постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов н лиц с целью выявления нарушений законности.
Обжалование как способ обеспечения законности – реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод.
Контроль в государственном управлении
Контроль это неотъемлемая часть управления, без которой квалифицированное руководство невозможно. Он осуществляется государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий.
Сущность контроля в сфере исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы и общественные организации с помощью определенных способов и средств выявляют отклонения от предусмотренной законодательством деятельности и должного поведения подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц. В случаях же обнаружения нарушений законности и дисциплины контролирующие органы своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины.
Органы, осуществляющие контроль в государственном управлении, интересуются не только не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.
Существуют различные формы контрольной деятельности, например: проверки, наблюдение за действиями контролируемого, экспертизы, заслушивание отчетов, информаций и сообщений, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей и т.д.
Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям.
Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).
В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:
а) контроль Президента Республики Беларусь;
б) контроль органов законодательной (представительной) власти;
в) контроль органов исполнительной власти;
г) контроль органов судебной власти.
Президентский контроль
Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь «О президенте Республики Беларусь» и иными нормативно-правовыми актами.
Основные направления контрольной деятельности Президента Республики Беларусь:
контроль в процессе формирования органов управления;
контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами, за качеством руководства;
контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;
контроль за исполнением законов, декретов и указов президента, соблюдением государственной дисциплины;
контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.
Контроль органов исполнительной власти
К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, министерства, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, районные администрации).
В системе исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный, надведомственный контроль (некоторые авторы выделяют еще и внутренний контроль).
Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции. Так, Совет Министров Республики Беларусь объединяет и направляет работу подведомственных министерств, госкомитетов, комитетов, местных органов управления; в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере.
Правительство Республики Беларусь имеет право отменять акты министерств, других республиканских органов государственного управления, ему подчиненных. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений премьер-министра, служебных обязанностей Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.
Исполнительные комитеты осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих исполкомов, а также за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений (например, управление торговли, образования).
Ведомственный контроль осуществляется органами единой системы в пределах подведомственности. Иными словами, данный вид контроля осуществляется руководителями отраслевых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри этих органов собственными силами, обычно в форме проверок и ревизий. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц. Как правило, регламентируются в актах, определяющих компетенцию органа.
Формы и методы контроля зависят от масштаба деятельности каждого министерства. В зависимости от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерств и их структурных подразделениях и распределяются контрольные полномочия между звеньями их аппарата.
Ведомственный контроль позволяет органу, проводящему проверку, вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков.
Все эти органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями и вправе производить проверки и обследования предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок, органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.
Государственный надзор
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.
Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор прокуратуры).
Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Второй вид надзора – административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).
Наиболее характерные отличительные черты надзора сводятся к следующему:
органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;
в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;
по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах.
Общий надзор прокуратуры
Прокуратура Республики Беларусь осуществляет общий надзор за субъектами административного права, т.е. ведет его за всеми субъектами права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов.
Прокурорский надзор как вид государственного контроля проявляется в точном и единообразном исполнении законов всеми юридическими и физическими лицами.
Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:
республиканскую прокуратуру;
областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;
городские (районные) прокуратуры;
транспортную прокуратуру;
военную прокуратуру.
В соответствии с законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» основными направления деятельности прокуратуры являются:
надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций.
К формам регулирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся:
- протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведение его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановление нарушенного права.
- представление. Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.
- постановление. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.
- предписание. Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.
Официальное предупреждение – это акт прокурора, в котором прокурор предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона. При неисполнении требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Таким образом, прокуратура в лице прокурора обладает достаточными полномочиями и возможностями в области обеспечения верховенства закона, укрепления законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, общественных объединений.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"