Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 13:46, контрольная работа
Раскройте сущность учения В.И. Вернадского о биосфере, роль живых организмов в биосфере.
Понятие о биосфере было впервые введено в науку австрийским геологом Э. Зюссом. Более глубоко учение в области биосферы разработано академиком В.И. Вернадским. В его учении заложены основы современных представлений о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы. В наши дни учение В.И. Вернадского служит естественнонаучной основой рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуумов. Однако сама человеческая психика формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться, прежде всего как обусловливающие возникновение государства и права.
Выше рассмотрены далеко не все теории происхождения государства и права. Множество взглядов на процесс происхождения государства и права зависит от исторически определенного уровня знаний о прошлом человеческого общества, от общих мировоззренческих позиций их авторов, от задач, которые они ставят перед собой, от избранной методологии построения той или иной концепции и других причин. Однако сторонники почти всех этих доктрин признают, что государство и право существовали не всегда, что эти социальные институты появились на определенном этапе развития общества под воздействием определенных объективных и субъективных предпосылок.
Функции государства
Функции государства - это основные направления (виды) деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.
В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности.
Порядок возникновения и изменения функций государства зависит от приоритетов и очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
В юридической литературе существуют различные критерии классификации функций государства. По сферам действия функции государства подразделяются прежде всего на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач государства внутри страны, а вторые - на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений.
С учетом современного характера общественных отношений, на которых должно основываться социальное демократическое государство, к внутренним функциям следует отнести:
а) экономическую, которая выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономические отношения, особенно в сферу предпринимательства.
б) идеологическую, которая выражается в деятельности государства по научной разработке и поддержке определенной гуманистической идеологии, в том числе политической, религиозной, патриотической, обеспечивающей соответствующую направленность образования, воспитания, деятельности средств массовой информации;
в) социальную, которая призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ;
г) функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, которая выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципов правового государства - верховенства закона, равенства всех перед законом, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, необратимости наказания за правонарушения и др.;
д) экологическую, которая для нашего государства состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.;
е) культурную, которую составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры, прежде всего - национальной литературы, искусства, кино, средств массовой информации, науки, образования и др.
К внешним функциям можно отнести следующие:
а) обеспечение обороноспособности страны, которая базируется на принципе поддержания достаточного уровня военной защищенности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, защиты суверенитета и территориальной целостности;
б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, включающее установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы государства с интересами других стран. Для Беларуси особенно важной является государственная поддержка иностранных инвестиций, интеграция в мировую экономику, объединение усилий с другими государствами по ликвидации последствий радиационного заражения, вызванного аварией на ЧАЭС;
в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества предполагает недопущение новой глобальной войны, распространения ядерного оружия. Внешняя деятельность современных государств основывается на международных правовых нормах. При заключении международных договоров должны учитываться интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.
В связи с указанным, членение функций на внутренние и внешние на современном этапе развития государственно-организованного общества в известной степени носит условный характер.
Все большее значение приобретает выделение глобальных функций государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
По продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер).
В учебной и научной литературе высказывается мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные, хотя критерий такого разграничения четко не определен. Однако если функция - это основное направление деятельности государства, то надо вести речь просто о его функциях, поскольку каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства, все виды его деятельности равно важны.
В жизнедеятельности государства большое значение всегда имело и национальное содержание его функций. Это связано с той стороной деятельности государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытных традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственно-организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный состав.
Национальная характеристика функций государства (это относится и к Беларуси) охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. в каких формах эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных.
Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, применяет в своей деятельности различные методы.
Формы осуществления функций могут быть определены как однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Общие признаки государства
Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства.
К числу таких признаков относятся следующие:
Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.
При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.
Литература
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"