Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 12:46, контрольная работа
Задание №1. История становления парламентаризма на территории России включает в себя три довольно специфических этапа формирования указанного политико-правового института в рамках трех чрезвычайно различных политических и правовых систем. Так, первый этап становления парламентаризма представляет собой эпоху становления российского конституционализма на пути преобразования абсолютной монархии в некое подобие монархии конституционной. Второй этап следует отнести, скорее, к периоду стагнации демократических процессов на территории России, его характерной особенностью следует признать замену парламентских механизмов квазипарламентскими, а иначе - Советами. И, наконец, третий этап становления парламентаризма, который продолжается и в настоящее время, характеризуется тем, что на территории российского государства, на основе вновь принятой конституции создается политическая и правовая системы, основанные на принципах разделения властей, федерализма и республиканской формы правления.
Контрольная работа
по дисциплине «Конституционное право»
Задание №1.
История становления парламентаризма на территории России включает в себя три довольно специфических этапа формирования указанного политико-правового института в рамках трех чрезвычайно различных политических и правовых систем. Так, первый этап становления парламентаризма представляет собой эпоху становления российского конституционализма на пути преобразования абсолютной монархии в некое подобие монархии конституционной. Второй этап следует отнести, скорее, к периоду стагнации демократических процессов на территории России, его характерной особенностью следует признать замену парламентских механизмов квазипарламентскими, а иначе - Советами. И, наконец, третий этап становления парламентаризма, который продолжается и в настоящее время, характеризуется тем, что на территории российского государства, на основе вновь принятой конституции создается политическая и правовая системы, основанные на принципах разделения властей, федерализма и республиканской формы правления.
Попытаемся представить развернуто данные этапы: 1. Этап зарождения российского конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до 1917 года):
1.1. Период формирования научных идей и взглядов в области конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до начала XX в.);
1.2. Период практического
2. Этап существования
Отметим, что попытки найти закономерности, связывающие столь непохожие друг на друга этапы становления российского парламентаризма в единый поступательный (а может, и колебательный) процесс, предпринимались и ранее. При этом большинство исследователей рассматривали этапы развития российского парламентаризма в отрыве друг от друга1. Причина тому очевидна - история российского парламентаризма имеет две точки отсчета: 05 августа 1905 г., когда были подписаны Николаем II Ма-нифест об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу3, а также 12 декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ. В обоих случаях становление парламентаризма в России происходило не только с самого начала, но и осуществлялось, как уже было сказано, в рамках совершенно несхожих друг с другом политических и правовых систем. Иными словами, ни о каком правопреемстве традиций российского парламентаризма на сегодняшний день не может идти и речи. 1. Этап зарождения российского конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до 1917 года).
Как пишет А. В. Гоголевский во вступительной статье к сборнику документов: "Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно-парламентской монархии", "Стремясь преобразовать самодержавие в конституционно-правовое государство, русский конституционализм с момента своего зарождения в конце XVIII в. целеустремленно двигался в направлении парламентской монархии, справедливо усматривая в ней важнейшую веху реформирования авторитарного режима". Однако вплоть до 1905 г. его развитие заключалось, главным образом, в составлении правительственных и общественных проектов реформ, не имевших шансов на практическое воплощение. Ситуация кардинально изменилась с началом Первой русской революции, когда, столкнувшись с широким общенациональным протестом, власть вынуждена была пойти на принципиальную уступку и согласиться не только на объединенное правительство, но и на народное представительство. К этому рубежу русский конституционализм подошел в виде разрозненных движений, не представляя собой цельного течения политико-правовой мысли, объединенного общей концепцией.
1.1. Период формирования научных
идей и взглядов в области
конституционализма и
Однако здесь следует согласиться с мнением Ю. А. Дмитриева и А. М. Николаева, которые считали, что сама идея парламентаризма на территории России зародилась задолго до того, как исторические предпосылки побудили власть к внедрению ее на практике.
В ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена демократическим правовым государством. Тем самым Конституция РФ определяет цель развития российской государственности. Одним из неотъемлемых признаков (атрибутов) правового государства является разделение властей. В соответствии с Конституцией РФ разделение властей является одной из основ конституционного строя России (ст. 10)
Исторически идея разделения властей зародилась еще в трудах античных философов, в частности Аристотеля. В Новое Время она получила бурное развитие, обрела черты особого учения, теории. Это было связано с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, и потребности в идеологическом обосновании требований ограничения королевской власти. К формированию теории разделения властей имеют отношения множество мыслителей того периода, но обычно ее основателем называют Ш.-Л. Монтескье, который наиболее последовательно изложил эту концепцию в своих трудах, в том числе, в своей фундаментальной работе "О духе законов" (1748 г.).
После того как учение о разделении властей было воплощено в законодательстве ряда государств, оно приобрело статус конституционного принципа демократического государства, определяющего основные начала построения системы органов власти.
Учение строится на выделении трех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной) и требовании об их распределении между различными государственными органами. Разделения властей предполагает специализацию государственных органов по видам государственной деятельности, по их функциональному признаку. Основная функция законодательных органов власти - принятие законов как высших по юридической силе нормативно-правовых актов. Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер. Органы судебной власти осуществляют пра восудие, независимо от чьей бы то ни было воли и подчиняясь только законам.
Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга"1.Благодаря принципу разделения властей в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. "Казалось бы, - писал Ш.-Л. Монтескье, - эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездействия. Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действо-вать согласовано". Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный организм.
Организационно-правовое выражение принципа разделение властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов, устанавливаемая в Конституции РФ и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной власти: законодательной, исполнительной, судебной, благодаря которым создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечиваются свобода в обществе, защита прав и свобод человека и гражданина.
Применительно к законодательной власти элементами такой системы выступает четкая процедура законодательного процесса (право законодательной инициативы, порядок обсуждения законопроекта, принятия закона и его опубликования), право вето главы государства, временные рамки действия депутатского мандата и др. В отношении исполнительной власти в качестве ограничительных мер выступают принцип подзаконности правотворческой деятельности, институт импичмента президента и вотума недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур и др. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся, например, в презумпции невиновности, принципе гласности и состязательности, институте отвода судьи.
Свое законодательное воплощение теория разделения властей нашла сначала в Конституции США 1787 года и Французской декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года. На протяжении XIX-XX вв. разделение властей завоевало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.
Для российского конституционализма принцип разделения властей достаточно нов. В советский период развития российского государства этот принцип отвергался как неприемлемый для социалистического государства, декларировавшего полновластие Советов народных депутатов, которое в то же время носило формальный характер, ибо фактически власть находилась у партийно-административных органов. Впервые принцип разделения властей в России был провозглашен в принятой 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, признавшей, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства. Затем он был введен в Конституцию РСФСР 1977 г., ст. 1 которой провозгласила разделение властей в качестве незыблемых основ конституционного строя России.
Задание №2.
Дайте конституционно-правовую характеристику Правительству Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте систему иных федеральных органов исполнительной власти.
Понятие «статус» является основополагающим критерием в юридической науке, поскольку позволяет разграничить права и обязанности одного субъекта от прав и обязанностей другого субъекта общественных отношений. В конституционном праве статус имеет сложную правовую природу, которая позволяет определить правовое состояние субъектов конституционно-правовых отношений и подходов к его характеристикам. Среди важных качеств конституционно-правового статуса в зависимости от характера его воплощения выделяется: его устойчивость, относительное постоянство, внутренняя согласованность и системообразующая значимость.
В юридической науке «правовой статус» определяется как теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений.
Будучи результатом широкого теоретического обобщения, данный статус становится научной категорией, раскрывающей сущность и содержание правового состояния того или иного субъекта конституционно-правовых отношений. При этом статусные характеристики субъектов служат инструментом исследования и упорядочения как норм конституционного права и регулируемых ими общественных отношений, так и в более широком смысле, положения названных субъектов в правовой системе.
Конституционно-правовой статус богат своим содержанием и наполнен широким смыслом, а также закрепляется нормами не только Конституции РФ, но и других источников конституционного права.
Рассматривая деятельность Правительства РФ, данный орган государственной власти можно сравнить с «политическим индикатором», который отражает состояние политических и социальных процессов, протекающих в российском обществе и государстве.
Если обратиться к конституционному праву зарубежных стран, то можно встретить различные определения и названия данного органа государственной власти. Например, во Франции, Италии, Польше - Совет министров, в Великобритании, Узбекистане, Японии - Кабинет министров, в Швейцарии – Федеральный совет, в КНР - Государственный совет и т.д..
Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например, Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др..
Некоторые конституции зарубежных стран определяют сущность и функции правительства как орган, руководящий общей политикой страны, и высший орган государственной администрации (ст.185 Конституции Португалии);
Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»