Контрольная работа по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Это - толкование, которое основывается на данных грамматики, лексики, наук филологического цикла. Его суть заключается в тщательной грамматико-синтаксической, "буквальной" в языковом отношении проработке текста закона, в анализе слов, предложений, словесных формулировок юридических норм, изложенных в тексте нормативного документа.

Содержание

1 Прокомментируйте ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации, используя грамматический способ толкования

3
2 На основе анализа положений главы 4 Конституции РФ обоснуйте место Президента РФ в системе разделения властей

5
3 На основе анализа положений главы 3 Конституции РФ охарактеризуйте особенности государственного устройства нашей страны


14

Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

государство и право.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

     Органы  судебной власти в нашей стране  самостоятельны в принятии своих  решений:  в действующем законодательстве  нет норм, указывающих, что судебная  деятельность относится к ведению  главы государства, тем более  что она подконтрольна Президенту. Вместе с тем необходимо отметить, что судьи высших судов назначаются  на должность по представлению  Президента (ст. 6 Закона РФ от 26 июня  1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации"), а остальные - им лично в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ). Поэтому можно говорить о реальной возможности проведения главой государства своей кадровой политики, осуществления контроля в ходе проработки предложений по назначению на соответствующие должности судебного корпуса. Кроме того, Конституция РФ закрепляет право Президента в необходимых случаях обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85 и 125). Таким образом,  судьи не столь независимы, как того требует теория разделения властей, и суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти. Порядок назначения судей большинства судов на должность лично Президентом ставит под сомнение независимость суда, а тем более представительный характер судебной власти (что отмечал еще Монтескье).

     Надо  обратить внимание и на то, что Президенту принадлежит право  определять во внутренней и  внешней политике именно основные  направления. Это означает, с одной  стороны, что Президенту как лицу, избранному на свой пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой - что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной власти. Важнейшим, документом, в котором Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, являются ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, которые становятся достоянием широкой общественности, всего народа. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента РФ с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественного мнения.

     Как видим, Президент РФ обладает широким  кругом конституционных полномочий  и при этом обладает неприкосновенность (ст. 91). Поэтому в Конституции  РФ содержится определенная система  гарантий, препятствующих трансформации  Президента РФ в авторитарного  правителя. Они заключаются в:

а) ограничение периода полномочий Президента РФ 4-летним сроком;

б) его всенародных прямых выборов, их альтернативном характере;

в) в недопустимости занятия поста президента РФ более 2 сроков подряд;

г) возможности отрешения его от должности;

д) признание, не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решений Конституционного Суда РФ и т.п.

     Таким образом,  по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, непосредственно не входя ни в одну из «ветвей» власти, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов РФ, осуществляющих государственную власть. Тем не менее, это не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями. Интегрирующая роль большинства конституционных функций Президента применительно ко всем ветвям власти проявляется без привилегированного отношения к одной из них. Такое положение Президента не должно ограничивать самостоятельность деятельности основных государственных органов РФ, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти РФ, строгое соблюдение Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 

3 НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОЛОЖЕНИЙ  ГЛАВЫ 3 КОНСТИТУЦИИ РФ ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ  ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА  НАШЕЙ СТРАНЫ

 

     В главе 3 Конституции РФ указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии.

     В главе «Федеративное устройство»  сосредоточены  наиболее существенные  и вместе с тем четко изложенные  принципы федеративных отношений.  
     Глава состоит из 15 статей. В первой из них перечисляются все субъекты Федерации, и тем самым констатируется их нахождение в составе государства, их объединяющего. Правовым последствием этого перечисления является признание статуса субъекта Федерации. Статус же определяется, с одной стороны. Конституцией Российской Федерации, а с другой — Конституцией республики или уставом, принимаемым самостоятельно каждым субъектом Федерации. Таким путем в пределах единого правового пространства обеспечивается необходимое совместное существование и развитие всех 89 субъектов Российской Федерации, поскольку равные в правовом отношении субъекты Федерации подчас существенно отличаются друг от друга по территории, численности населения, природным условиям и уровню экономического развития. 

     Конституционно-правовой статус  РФ характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным  государством, обладающим всей полнотой  государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые  в соответствии с Конституцией  РФ находятся в ведении органов  власти субъектов.

     Российская Федерация  имеет свою Конституцию, которая  устанавливает основы конституционного  строя государства, характер взаимоотношений  между человеком, гражданином, обществом  и государством, форму государственного  устройства России и характер  взаимоотношений Федерации с  ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другими  суверенными государствами. Возможность решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти.

     Неотъемлемым элементом  конституционно-правового статуса  является ее территориальное  единство. Российская Федерация  имеет свою территорию, складывающуюся  из территорий ее субъектов  и включающую в себя сушу, внутренние  воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное  содержание государственного суверенитета. Территория РФ является пространственным  пределом ее власти. На эту  территорию распространяется суверенитет  РФ.

     Российская Федерация  обладает высшей властью в  отношении своей территории, ее  Конституция и законы имеют  верховенство на всей территории  Российской Федерации.

     Российская Федерация  обладает суверенными правами  и осуществляет юрисдикцию на  континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне  Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом  и нормами международного права.

     Значительное место  в главе «Федеративное устройство»  занимают статьи, устанавливающие  правила, не допускающие создания  субъектами Федерации препятствий  образованию общего для всей  Федерации экономического пространства. Тем самым обеспечивается свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств.

     Российская Федерация  обеспечивает целостность и неприкосновенность  своей территории. Она устанавливает  статус, режим и осуществляет  защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного  пространства, экономической зоны  и континентального шельфа. Режим  государственной границы устанавливается  законом РФ «О государственной  границе Российской Федерации»  от 1 апреля 1993 г., а также иными  федеральными нормативными актами, международными договорами и  соглашениями Российской Федерации  с сопредельными государствами.

     Сецессия - выход из  состава государства какой-либо  его части в одностороннем  порядке - Конституцией РФ, как и  конституциями других стран, не  допускается.

     Важным элементом  конституционно-правового статуса  РФ является единое гражданство  РФ. Наряду с гражданством РФ  каждая из республик в составе  РФ также имеет свое гражданство. Гражданин республики является  и гражданином РФ, а утрата  гражданства РФ влечет за собой  прекращение гражданства республик.

     Важным компонентом  конституционно-правового статуса  РФ является наличие общих  для всей Федерации органов  государственной власти (Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, Конституционный Суд, Верховный  Суд и Высший Арбитражный Суд  РФ, Прокуратура РФ).

     В системе, структуре  и процедурах деятельности органов  законодательной, исполнительной и  судебной властей отражена федеральная  природа России. Так, в Совет Федерации  входят по два представителя  от каждого субъекта РФ.

     Конституционно-правовой  статус РФ характеризуется наличием  единой федеральной правовой  системы, которая включает в себя  федеральные нормативные правовые  акты; нормативные правовые акты  государственных органов субъектов  Федерации, а также нормативные  правовые акты местных органов  власти и органов местного  самоуправления.

     Федерального приоритета принцип - в федеративных государствах конституционно-правовой принцип, согласно которому  в случае, если окажется, что федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос в рамках сферы конкурирующей (совместной)  компетенции федерации и ее субъектов, действует федеральный закон.

     Конституционно-правовой  статус РФ характеризуется наличием  собственности Российской Федерации.

     В соответствии с  постановлением Верховного Совета  РФ от 27 декабря 1991г. «О разграничении  государственной собственности  в Российской Федерации на  федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга  и муниципальную собственность»  к объектам, относящимся исключительно  к федеральной собственности  относятся объекты, составляющие  основу национального богатства  страны, необходимые для обеспечения  функционирования федеральных органов  государственной власти и решения  общероссийских задач; объекты оборонного  производства; объекты отраслей, обеспечивающих  жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и развитие  других отраслей народного хозяйства  и прочие объекты.

     Конституционно-правовой  статус РФ характеризуется наличием  единой денежной и кредитной  систем.

     Согласно Закону РФ  «О денежной системе Российской  Федерации» от 25 сентября 1992 г. денежная  система Российской Федерации  включает в себя официальную  денежную единицу, порядок эмиссии  наличных денег, организацию и  регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Введение на  территории РФ других денежных  единиц и выпуск денежных суррогатов  запрещаются.          

     Существенны нормы, защищающие  денежную систему в Российской  Федерации, а также норма, в соответствии  с которой только федеральным  законом устанавливаются федеральные  налоги и общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации.  

     К числу наиболее  важных элементов конституционно-правового  статуса РФ относится существование  Вооруженных Сил, которые осуществляют  защиту суверенитета и территориальной  целостности РФ.

     Российская Федерация  определяет структуру и организацию  Вооруженных Сил, разрабатывает  и осуществляет оборонную политику  Федерации.

Существенным элементом конституционно-правового статуса РФ является закрепление Конституцией РФ русского языка в качестве государственного языка.

     Государственный (официальный) язык - это основной язык государства, используемый в законодательстве  и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д.

     В РФ принят закон «О языках  народов РСФСР» от 25 октября 1991 г., согласно которому русский язык  является основным средством  межнационального общения народов  РФ.

     Особого внимания заслуживают  содержащиеся в данной главе  гарантии прав человека и гражданина. В частности, гарантируются права  национальных меньшинств и коренных  малочисленных народов, право всех  народов на сохранение родного  языка, создание условий для его  изучения и развития.

     К числу основных  элементов конституционно-правового  статуса РФ относится ее право  на международные отношения с  иностранными государствами, реализуя  которое она представляет как  интересы всей Российской Федерации  в целом, так и интересы каждого  ее субъекта.

РФ как суверенное государство обладает абсолютной правосубъективностью: заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.

Информация о работе Контрольная работа по "Праву"