Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1: Дайте подробный анализ такой характеристики государства, как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменения политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве?
Задание 2: Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права. Каково место публичного и частного права в ней? Приведите примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.

Вложенные файлы: 1 файл

1 КОНТРОЛЬНАЯ вар№3.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

- гласность, средства  массовой информации свободны  от цензуры;

- реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством  двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести  то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимность власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т. п.

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания  у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых прямо демократических     мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т. д.

Представительная  демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т. п.

 

 

К недостаткам часто  относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и  коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений  в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Таковы существенные черты демократического политического  режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические  режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями  выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что в приоритет ставят личность, ее права и свободы, а роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

 

Политический  режим в современной России

Исходя из названных  признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

Конечно, было бы неправильно  отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего, связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т. п.

Однако необходимо помнить  о том, что все названные демократические институты и нормы во многом имеют формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили «ширмой» демократии, ее красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришел к власти Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х годов победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. тоже весьма показательная политическая акция, когда были выборы, но выбора не было. Всем известны случаи мощного давления средств массовой информации, руководителей предприятий, учреждений и организаций на избирателей и т. п.

Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном, мире. Подчас общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней России есть вроде бы и парламент - Федеральное  Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (нижней - Государственной Думы РФ и верхней - Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.

Точно так же можно  квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно - слишком много на его пути сознательно-бюрократических препятствий.

Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х - начало 90-х годов. Сейчас же средства массовой информации оказались под контролем олигархов, иными словами - «денежных мешков».

Таблица

Виды антидемократических  режимов

Характеристика  режимов

Тоталитарный  режим

Авторитарный  режим

- государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

 

- общество практически  полностью отчуждено от политической  власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

 

- монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

 

- государственная власть  формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам,  окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

 

- доминирующим методом  управления становится насилие,  принуждение, террор;

 

- господство одной  партии, фактическое сращивание  ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

 

- права и свободы  человека и гражданина носят  декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

 

- фактически устраняется  плюрализм; 

 

- централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

 

- бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т. д.

 

- в центре и на  местах происходит концентрация  власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

 

- игнорируется принцип  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную (зачастую  президент, исполнительно-распорядительные  органы подчиняют себе все  остальные органы, наделяются законодатель-ными и судебными полномочиями);

 

- роль представительных  органов власти ограничена, хотя  они и могут существовать;

 

- суд выступает, по  сути, вспомогательным органом, вместе  с которым могут использоваться  и внесудебные органы;

 

- сужена или сведена  на нет сфера действия принципов  выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

 

- в качестве методов  государственного управления доминируют  командные, административные, в то же время отсутствует террор;

 

- сохраняется ограниченная  цензура, «полугласность»;

 

- существует частичный  плюрализм;

 

- права и свободы  человека и гражданина главным  образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

 

- силовые структуры  обществу практически неподконтрольны  и используются подчас и в сугубо политических целях и т. п.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2 :

         

          Дайте научно-теоретическую характеристику  системы российского права. Каково  место публичного и частного  права в ней? Приведите примеры  публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.

 

Вопрос о системе  права - это вопрос о том, как право  организовано изнутри, из каких элементов  и подсистем оно состоит. Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

Термин «система права» не тождественен термину «правовая  система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.

Система права характеризуется  следующими чертами:

1) единством, согласованностью  и непротиворечивостью составляющих  его норм. Все нормы права, из  которых складывается его система,  тесно связаны между собой и представляют части единого целого, взаимодействующие друг с другом;

2) объективностью. Объективность  означает, что система права не  сконструирована юристами произвольно,  а обусловлена закономерностями  общественной жизни и теми  реально существующими отношениями, которые она регулирует;

3) иерархичностью построения  составляющих ее правовых норм. В системе права есть нормы  высшей юридической силы и  подчиненные им нормы, обладающие  меньшей юридической силой. Иерархия  норм системы права строится  в соответствии с иерархией государственных органов - субъектов правотворчества.

В системе права можно  выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты, третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы права являются нормы права. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Подразделение права  на отрасли обусловлено тем, что  общественные отношения весьма разнообразны и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как  бы «специализируются» в регулировании какого-то вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг от друга.

В основе деления системы права  на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования  и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.

Под методом правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Метод правового регулирования включает в себя несколько компонентов:

порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т. д.);

степень самостоятельности субъектов  при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти-подчинения);

способы обеспечения прав и обязанностей (судебный или административный порядок).

Различные сочетания этих компонентов  и образуют метод конкретной отрасли  права.

В юридической науке все отрасли права принято подразделять:

1) на профилирующие, базовые  отрасли. К этому виду отраслей  относятся отрасли, охватывающие  главные правовые режимы: конституционное  право, гражданское право, административное  право, уголовное право, гражданско-процессуальное  и уголовно-процессуальное право;

2) специальные отрасли, в рамках  которых правовые режимы изменены  и приспособлены к особым сферам  жизни общества: трудовое право,  земельное право, финансовое право,  право социального обеспечения,  семейное право;

3) комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.

Система Российского права

Современная система российского  права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права.

1. Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п.

2. Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления).

3. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"