Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:50, контрольная работа
Задание 1: Дайте подробный анализ такой характеристики государства, как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменения политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве?
Задание 2: Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права. Каково место публичного и частного права в ней? Приведите примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.
- гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;
- реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимность власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т. п.
Недостатки прямой демократии
- это отсутствие стойкого желания
у большинства населения
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т. п.
К недостаткам часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
Однако сами демократические
режимы тоже могут быть неоднородными.
В частности, особыми их разновидностями
выступают либерально-
Политический режим в современной России
Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.
Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего, связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т. п.
Однако необходимо помнить
о том, что все названные
Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном, мире. Подчас общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.
В сегодняшней России есть вроде бы и парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (нижней - Государственной Думы РФ и верхней - Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.
Точно так же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно - слишком много на его пути сознательно-бюрократических препятствий.
Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х - начало 90-х годов. Сейчас же средства массовой информации оказались под контролем олигархов, иными словами - «денежных мешков».
Таблица
Виды антидемократических режимов
Характеристика режимов | |
Тоталитарный режим |
Авторитарный режим |
- государство стремится
к глобальному господству над
всеми сферами общественной
- общество практически
полностью отчуждено от
- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
- государственная власть
формируется бюрократическим
- доминирующим методом
управления становится насилие,
- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
- права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
- фактически устраняется плюрализм;
- централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
- бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т. д.
|
- в центре и на
местах происходит
- игнорируется принцип
разделения властей на
- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
- суд выступает, по
сути, вспомогательным органом,
- сужена или сведена
на нет сфера действия
- в качестве методов
государственного управления
- сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
- существует частичный плюрализм;
- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
- силовые структуры
обществу практически |
Задание 2 :
Дайте научно-теоретическую
Вопрос о системе права - это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит. Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.
Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.
Система права характеризуется следующими чертами:
1) единством, согласованностью
и непротиворечивостью
2) объективностью. Объективность
означает, что система права не
сконструирована юристами
3) иерархичностью построения
составляющих ее правовых норм.
В системе права есть нормы
высшей юридической силы и
подчиненные им нормы,
В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты, третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы права являются нормы права. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.
Подразделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-то вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг от друга.
В основе деления системы права
на отрасли лежат два критерия:
предмет правового
Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.
Под методом правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Метод правового регулирования включает в себя несколько компонентов:
порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т. д.);
степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти-подчинения);
способы обеспечения прав и обязанностей (судебный или административный порядок).
Различные сочетания этих компонентов и образуют метод конкретной отрасли права.
В юридической науке все отрасли права принято подразделять:
1) на профилирующие, базовые
отрасли. К этому виду
2) специальные отрасли, в рамках
которых правовые режимы
3) комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.
Система Российского права
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права.
1. Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п.
2. Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления).
3. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"