Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:50, контрольная работа
Задание 1: Дайте подробный анализ такой характеристики государства, как политический режим. Приведите примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Проанализируйте изменения политического режима в России. Каким образом политический режим закреплен в современном российском законодательстве?
Задание 2: Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права. Каково место публичного и частного права в ней? Приведите примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.
4. Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.
5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.
6. Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений.
7. Уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти и определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены.
8. Земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается бурное формирование и развитие новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.
Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.
Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права, являются:
1) гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами;
2) уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. В уголовно-процессуальном праве используется императивный метод правового регулирования. Основным источником права данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Институтом права называется обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.
Право частное и право публичное
Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях.
В современной российской юридической литературе к отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное. В идеале считается, что частное и публичное право должны совпадать, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы отдельных людей. Однако существующие на данный момент различия в государственных и частных интересах объективно определяют известное обособление публичного права от частного. Сегодня основной смысл разделения права на частное и публичное скорее заключается в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидуумов. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000. С.104-105. (528с.)
В отраслях публичного права изменения связаны с тем, что основными принципами правового регулирования стали принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина, приоритета международного права над национальным. Данные принципы стали началами правового регулирования в конституционном, уголовном, административном, налоговом, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а также в комплексных публично-правовых и частно-правовых отраслях и институтах (например, в земельном, трудовом, банковском и др.).
Что же касается частно-правовых отношений,
то здесь следствием признания приоритета
общечеловеческих ценностей над
государственными, явилась более
широкая диспозитивность
В целом, можно сказать, что структура системы права в виде его деления на отрасли, институты и нормы, осталась прежней, однако в результате изменения системы общественных отношений, изменились и предметы правового регулирования, служащие основанием дифференциации на отрасли и институты. Следствием этого явилось появление новых отраслей, институтов и норм (к примеру, налогового, бюджетного, банковского, земельного права и др.). Иными словами, вновь возникшие отрасли, институты и нормы осуществляют правовое воздействие в рамках новой системы общественных отношений и соответствующих правовых принципов, находясь при этом в тесной генетической связи, которая и образует новую структуру системы права.
Изменения структуры системы права,
повлекло, в свою очередь, соответствующие
изменения в системе
Далее, Гражданский кодекс РФ заложил основу регуляции отношений в сфере экономики. Стали приниматься законы, устанавливающие режим формирования и использования имущества государства: о бюджетной и налоговой системах, о бюджетной классификации, о бухгалтерском учете, о государственном заказе и др. Значительный массив законодательных актов направлен на реализацию основных прав и свобод человека гражданина. Были приняты законы о культуре, здравоохранении, науке и других участках социального устройства общества, которые заложили основы законодательства в этой сфере.
Одной из тенденций развития российского законодательства является также его тесное взаимодействие с принципами и нормами международного права. В этих целях издаются нормативные акты, направленные на ратификацию положений международных договоров и соглашений и включение их, тем самым, в российскую правовую систему.
Таким образом, сложившаяся на данный момент внутренняя структура законодательства может быть представлена следующим образом: конституционное законодательство как базовая отрасль, далее, две опорные отрасли - административное и гражданское законодательство - и отрасли финансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального, семейного, экологического, горного, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательств, законодательства о судоустройстве. Указанные отрасли делятся на подотрасли, институты, нормативные акты и отдельные нормы.
Значительные изменения правовой системы произошли и во внешней структуре системы законодательства. Особое значение в ходе построения обновленной российской государственности приобретает развитие законодательства в сфере оформления государственно-политических институтов власти, так как именно в этой сфере происходит образование внешней структуры системы законодательства. Анализ конституционного законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность органов государственной власти, позволяет сделать вывод, что здесь правовое регулирование общественных отношений происходит на двух уровнях - федеральном и на уровне субъекта федерации. Причем оба уровня предполагают наличие относительно самостоятельных правовых систем. Во-первых, федеральное законодательство образует систему законодательства Российской Федерации, так как именно она является суверенным государством, обладающим системой федеральных органов, деятельность которых и ведет к ее созданию. Во-вторых, субъекты федерации обладают системой собственных органов власти, наделенных определенной компетенцией, позволяющей издавать нормативные акты, в пределах своих полномочий. При этом правовые системы субъектов федерации не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам. Это в свою очередь приводит к удвоению структуры российской правовой системы, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в перекрещивающихся структурах. С одной стороны - она предстает в виде функционального взаимодействия системы права и системы законодательства, с другой - она представляет собой совокупность правовых систем субъектов федерации.
Значение государства в процессе формирования правовой системы - рассматривается процесс непосредственного формирования российской правовой системы органами государственной власти. Реализация всей совокупностью органов государственной власти своей компетенции находит объективацию в праве, формирование которого по своим исходным началам носит объективно обусловленный, необходимый характер. Таким образом, роль государства является определяющей на стадии правообразования. Именно оно осуществляет принятие соответствующих актов, и в силу этого соответствующие нормативные обобщения обретают свойство права, становятся общеобязательными нормативными положениями. При этом основное значение будет иметь построение эффективной законодательной системы, так как именно с ее помощью можно придать праву характер объективного системного явления, или, иными словами, создать правовую систему.
Анализируя соотношение системы федерального законодательства и систем законодательства субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что указанные правовые явления коррелируют не как части и целое, а как равнозначные элементы единой правовой системы Российской Федерации. Такой вывод позволяют сделать следующие особенности российской государственности. Так, полнотой государственной власти обладают не только федеральные органы государственной власти, но и органы власти субъектов федерации. Далее, разграничение компетенции между указанными органами носит, прежде всего, конституционный характер. Федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации взаимодействуют в рамках единой системы государственной власти при отсутствии единства системы законодательных и судебных органов, а также ограниченном предметами исключительного ведения субъекта федерации единства системы органов исполнительной власти. Создаваемые же указанными органами правовые системы обладают относительной самостоятельностью саморазвития и в своей взаимосвязи образуют правовую систему Российской Федерации, выступающую как целостный нормативно-правовой массив, развивающийся на основе общих принципов.
Задача повышения
Юридическая коллизия возникает между правовыми нормами, установленными различными органами государства. Юридические коллизии порождают публично-правовые споры, которые, так или иначе, связаны с регламентацией деятельности органов государственной власти по регулированию отношений в обществе. В этой связи необходимо решать проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти различного уровня в соответствии с принципами российского федерализма.
Суть федеративных отношений по действующей Конституции РФ - создание модели конституционного федерализма. Закрепление в Конституции РФ договорной практики распределения полномочий обусловило заключение пакета договоров и соглашений, регулирующих отношения между федеральным центром и субъектами федерации. Однако в последнее время протекает процесс централизации государственно-правовых отношений между федеральным и региональным уровнями власти, вызванный необходимостью законодательного разграничения полномочий в сфере государственного управления. Указанный процесс, в конечном счете, позволит создать логически подчиненную и юридически связанную систему российского законодательства, не допускающую каких-либо коллизий правовых норм. Устранение юридической коллизии возможно и судебным способом, в ходе разрешения возникающих публично-правовых споров компетентными органами судебной власти, решения которых являются обязательными для всех остальных государственных органов.
Что же касается пробелов в праве, то здесь также существуют два способа их устранения; законодателем, путем издания соответствующего нормативного акта, и судом, путем создания правовых прецедентов при отсутствии законодательного регулирования спорного вопроса, используя толкование по аналогии права или закона, носящее характер правового прецедента.
Таким образом, правовая система Российской Федерации ориентирована не на полную урегулированность всех отношений в обществе, что становиться невозможным вследствие его непрерывного развития, а предусматривает наиболее подходящую для демократического правового государства процедуру устранения недостатков в праве, путем совершенствования законодательного регулирования в целом и делегирования органам судебной власти легитимных полномочий по разрешению юридических противоречий в системе законодательства.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"