Контрольная работа по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 47.62 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Западно-Сибирский  филиал (г. Томск)

 

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ТЕОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2 ВАРИАНТ

Выполнила:

студентка группы123 з 

 Кутузова  Анна 

 

 

Проверил:

К. ю. н., доцент

Гааг Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК 2012 

 

  1. В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.

 

Ответ:

Договорная  теория происхождения государства.

Основой данной теории является положение о  том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия  жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе.

Сторонники  естественного права считают  государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением  или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении  государства, выступающего как искусственное  произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы  и порядка.

Гольбах, например, определял общественный договор  как совокупность условий для  организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного  договора изложил следующим образом: «Люди быстро догадались, — писал  он, — что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей  независимостью и безудержно предаваться  своим страстям, то положение каждого  отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они (сознали, что каждому человеку нужно  поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так  сказать, общим центром и пунктом  единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение «государеи».

Классическое  обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического  опыта он пришел к выводу, что  правители стали смотреть на государство  как на свою собственность, а на граждан  как на своих рабов. Они стали  деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства  богатых и бедных как следствия  частной собственности; неравенства  сильных и слабых как следствия  власти; неравенства господ и рабов  как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство  становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы. Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла общей совокупной силой личность и  имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы так же свободным, каким он был раньше».

Резюмируя свои взгляды, Руссо пишет: «Каждый  из нас отдает  свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого» . Таким образом, общественный договор не разрушает естественного равенства, а, более того, заменяет физическое неравенство  моральным и законным равенством.

Теория  общественного договора подвергается критике по различным причинам. Так, Коркунов полагал, что договорные начала в  образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. При этом личность «признавалась над всеми господствующей и все определяющей. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей».

Шершеневич  писал, что сторонники механического  представления редко становились  на точку зрения исторической действительности, поскольку общественный договор  для них только методологический прием. «Для них не важно, было ли так  в истории или нет, для них  важно доказать, какой вид должно принять общество, если предположить, что в основании его лежит  общественный договор, обусловленный  согласием всех, без чего никто  не может считать себя связанным  общественными узами» .

Примерно  с таких же позиций оценивает  договорную теорию Трубецкой. Он утверждает, что «не общество есть продукт  свободного творчества человека, а  наоборот, человек есть продукт исторически  сложившихся общественных условий, определенной исторической среды, часть  социального организма, подчиненная  законам целого».

А. И. Денисов, будучи сторонником материалистической теории происхождения государства, писал, что «договорная теория антиисторична, ибо в основу общественной жизни  кладет индивида, человека. Вместе с  тем эта теория односторонняя: подчеркивая, что историческое развитие должно определяться природой человека, она не замечает того, что человек воздействует на природу и создает себе новые  условия существования».

Сторонники  других концепций происхождения  общества и государства, как правило, относятся к ней критически, находят  в ней существенные изъяны. И это  вполне естественно, так как любая  существовавшая и существующая теория происхождения государства представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка. Познать закономерности общественного развития, возникновения и функционирования государства — задача, как подтверждает история, чрезвычайно сложная. Ее решение возможно на основе одновременной интеграции и дифференциации научных усилий различных школ и направлений, занимающихся вопросами происхождения государства и права.

Несмотря  на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного  отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты  данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут  служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции  юридически закрепили договор между  народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего  спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. Союз Советских Социалистических Республик  был образован также на основе договора между республиками.

Таким образом, элементы договорной теории имеют под  собой реальную историческую почву.

 

  1. Какой признак влияет на классификацию республик (на президентскую и парламентскую)? Что характерно для того или иного вида республик?

Ответ:

Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Республики, как и монархии, существуют с древнейших времен. Известны различные классификации  республик. Главный критерий различия — кому, каким социальным слоям  и политическим силам выборы обеспечивают власть.

Различают республики аристократические (боярские, как было на Руси), в основе которых  — сословный ценз, происхождение, «родовитость»; демократические, основанные на принципе гражданства, бессословности. Платон в сочинении «Государство»  выделял тимократическую республику, основанную на принципе высокого имущественного ценза (так было в Афинах до конституции Солона), называя тимократию «худшей формой правления, господством корысти». 

Современное государствоведение различает следующие  виды республиканской формы правления: а) парламентскую, б) президентскую  и в)смешанную парламентско-президентскую. Главный признак подобного деления  — кто же реально влияет на исполнительную власть. Исполнительная власть концентрирует  фактическую мощь страны, ибо осуществляет всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению  и поддержанию порядка. Она осуществляется непрерывно, опирается на конкретные территорию, контингенты людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, но имеет право  на легитимное принуждение.

Именно  в силу огромного влияния на жизнь  общества, исполнительная власть во всех формах республик имеет статус подзаконной, т. е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью. Она выступает как вторичная  власть, что означает:

а) правительство  в своем составе (кабинет министров, Совет Министров или по-другому  названный руководящий орган  исполнительной власти), структура  и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства  — президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии;

б) правительство  периодически отчитывается и несет  политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед  парламентом, либо имеет «двойную ответственность» и может быть отставлено соответствующим  институтом власти.

Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента с конституционно-правовой точки зрения. Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента — обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства осуществляется только перед парламентом. Глава правительства назначается парламентом; как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии. Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций; в результате оно контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями.

Президент в парламентской республике —  «слабый» президент, т. е. он избирается парламентом, а не всенародно. Можно  признать, что президент в такой  ситуации как бы воспринимает функции  монарха в парламентской монархии: царствует, но не правит. Парламент  является единственным органом, непосредственно  легитимированным народом.

Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение такая форма республики получила затем в Латинской Америке (Бразилии, Мексике, Уругвае и в других странах).

Отличительные признаки президентской республики:

• президент  и парламент в равной степени  легитимированы народом. Президент  «сильный», он избран народом и потому может апеллировать к нему в случае конфликта с парламентом;

• президент  одновременно является главой государства  и главой правительства, отсутствует  дуализм исполнительной власти;

• президент  нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в  выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки  парламента, не руководствуется принципом  партийной принадлежности при подборе  министров;

• парламент  не может сместить правительство  с помощью вотума недоверия;

• чтобы  не допустить излишней концентрации власти у президента, конституцией предусматривается «механизм сдержек  и противовесов» его власти: президент  не вправе распустить парламент, а парламент  может инициировать импичмент (отстранение  от должности) президента.

 

3. Произведите  сравнение и установите соотношение  между внешними и внутренними  функциями государства с постоянными  и временными функциями государства.  Результаты оформите в виде  таблицы

 

Ответ:

 

Функции государства

Постоянные функции

Временные функции

Внутренние функции

Соотносятся очень редко, т.к. экономическая, экологическая, культурная функции  не постоянны и являются частью жизни  общества.

Дополняют друг друга, т.к. Они затрагивают  в основном жизнь общества и направлены на улучшение социальных условий.

Внешние функции

Соотносятся очень тесно, т.к. оборона  страны, сотрудничество с други государствами  задействованы постоянно

На мой взгляд не соотносятся никак

Информация о работе Контрольная работа по "Теория государства и права"