Концепция правового государства и ее реализация в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 01:35, реферат

Краткое описание

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако, практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно "останавливалась" на более низких - выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - подданных, общества

Содержание

1 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В БЕЛАРУСИ» 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
3. ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ 25
3 КАКОЕ БУДУЩЕЕ У ФИЛОСОФИИ? 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Сурс.docx

— 62.48 Кб (Скачать файл)

Однако история современных государств показывает, что сам по себе разделение властей не является абсолютной гарантией против узурпации власти, тем более от произвола властей предержащих. Вооруженный конфликт между законодательной и исполнительной властями в России в 1993 году, политическое противостояние между ветвями власти в Беларусь в 1995-1996 годах наглядно показали, что само по себе разделение властей не обеспечивает не только правовой, но и элементарный порядок.

Многие другие страны, в которых разделение властей существует в течение столетий, в определенные исторические периоды были весьма далеки от идеалов демократического правового государства. Кроме того, важно отметить и то, что разделение властей - концепция в большей степени политическая, чем правовая. Ее главная цель - обеспечение в государстве определенного баланса властей, а не создание основанного на праве государственного порядка.

Принцип ответственности государства перед личностью сравнительно поздно появился в теории правового государства. В XIX веке непреложным догматом считался принцип безответственности государства.

Исключение юристы делали лишь для случаев экспроприации, реквизиции имущества, когда оно из частной собственности переходило в общее пользование. Однако подобные случаи относились скорее к возмещению ущерба, чем собственно ответственности государства.

В начале XX века в юриспруденции все более и более утверждается общий принцип ответственности государства как существенный признак правового государства. В конце XX века принцип ответственности государства перед личностью закрепили во многих конституциях демократических государств. В современных конституциях данный принцип сформулирован как принцип взаимной ответственности государства перед гражданами и гражданина перед государством. Законодательства в этой области существенно различается в разных странах. Поэтому данный вопрос будет рассмотрен на примере гражданского законодательства Республики Беларусь.

В Республике Беларусь, административно-территориальные единицы являются субъектами гражданского права. Они участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками, этих отношений - физическими и юридическими лицами. От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Ответственность по обязательствам Республики Беларусь и административно-территориальных единиц установлена ст.126 гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК Республики Беларусь). Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в Республиканской или коммунальной собственности. Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно территориальных единиц. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Республики Беларусь. Исключением из этих правил являются случаи, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь [12, с.126].

В разделе II конституции Республики Беларусь предусмотрен широкий спектр прав и свобод личности, которые гарантированы государством. Многие из этих норм не относятся к гражданскому праву. Например, ст.46 конституции Республики Беларусь закрепляет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Однако только специальный закон может сделать эту норму, реально действующей нормой права [13, с.46].

Характеризуя ответственность государства перед личностью как признак правового государства, можно сказать, что данный институт права находится в стадии становления и развития. В одних странах накоплен большой опыт по применению данного института, в других сравнительно недавно закреплен в конституционном законодательстве. В первоначальных вариантах концепции правового государства центральным звеном являлась идея ограничения государственной власти правом. Однако по мере развития учения о правовой государственности на первый план выдвигается идея гарантированности прав человека и гражданина, вокруг которой и во имя которой развивались принципы правового государства. В XXI веке идея прав человека становится доминирующей во всех концепциях правового государства. Эффективная система контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов как признак правового государства.

Многие авторы к числу обязательных признаков правового государства относят эффективную судебную систему. Реализация принципов и норм правового государства, в конечном счете, обеспечивается именно судебной властью. Однако само понятие эффективной судебной системы не наполнено четким юридическим содержанием. Судоустройство и статус судей различаются в разных странах, и трудно выработать всеобщие критерии эффективной юстиции правового государства.

Российские и белорусские юристы, и революционеры-демократы также внесли свой вклад в разработку концепции. Свои идеи они использовали для ограничения существовавшего тогда абсолютизма, с помощью права, они предлагали вести в российскую империю конституционное правление, принцип разделения властей, установить ответственность исполнительной власти перед парламентом и вести административную юстицию (предоставить судам право контролировать законность актов исполнительной власти). После октябрьской революции 1917 идея правового государства не получила практического применения, т.к. Существовавшая диктатура пролетариата была несовместима с концепцией правового государства. И только с началом перестройки в конце 80 годов, концепция правового государства обрела свою ценность, и все государства образовавшийся на территории бывшего СССР в своих конституциях поставили цель сформировать правовое государство [10, с.39].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что любая правовая концепция прямо или косвенно отражает определенную политическую реальность и является продуктом своего времени, а правовое - это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а потому на первый план выдвигается идея гарантированности прав человека и гражданина, вокруг которой и во имя которой развивались принципы правового государства. Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. Политической основой правового государства является политический плюрализм. Нравственной предпосылкой - общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

 

2. Формирование правового государства в Республике Беларусь

Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои особенности. Можно, однако, выделить и общие черты, определяемые тем, что граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового общества, стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и свобод, приоритету права над государством.

Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с наличием необходимых для этого условий. Среди них важное значение имеет достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного потенциала общества.

Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам и интересам. Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу.

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей. Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо именно эта, изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти, от злоупотреблений [14, с.9].

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной "связать" государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно [14, с.10].

Основополагающим фактором правового государства (объединяющим его с гражданским обществом) является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением государства обществу. Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений. Господство права и верховенство правового закона предполагают в связи с этим соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти. Речь идет о конституционно-правовом, законном учреждении различных государственных органов, определении их компетенции и предметов ведения, места в системе, способов формирования, форм деятельности и т.д.

С рассматриваемыми государственно-правовыми явлениями тесно связан такой принцип правового государства, как принцип незыблемости, гарантированности и реальности, основных прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип означает, что государство не только признает, но и реально гарантирует (обязано гарантировать в лице своих органов и должностных лиц) права и свободы личности, признаваемые мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения, а потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью.

Не следует забывать и о том, что деформация общественного развития начинается там, где сдвигаются приоритеты, и во главу угла ставится государство как самодовлеющая ценность, а человеку отводится подчиненное место. Тенденция в смещении приоритетов в отношениях "государство - личность" неизбежно ведет к формированию тоталитарных режимов.

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы и проблемы правового государства - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, или же государством законности.

У белорусского народа богатое, неповторимое, присущее только ему историческое прошлое. В течение ушедших в историю веков белорусы консолидировались как народ, сохранили свою культуру, свой язык, уклад жизни, традиции и обычаи. История Беларуси, наполненная созиданием значительных материальных и духовных ценностей, преодолением трудностей в политическом становлении государственности, говорит о большом творческом потенциале белорусского народа. Начиная с конца прошлого и в течение нынешнего тысячелетия белорусский этнос упорным трудом, самоотверженностью и героизмом создавал свое государство. На этом пути ему пришлось изведать как радость успехов и достижений, так и горечь поражений, невосполнимых людских утрат, гибели материальных и духовных ценностей.

Изучение памятников материальной культуры, письменных источников показывает, что именно на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры на территории Беларуси появилось раннеклассовое общество, начался процесс формирования государственных объединений. Очевидным стало общественное разделение труда и появление социального неравенства.

После нового поворота истории, приведшего к распаду СССР в состав которого входило и первое национальное государство белорусов, в центре идейно-политической борьбы вновь оказалась проблема выбора путей дальнейшего развития белорусской государственности. В ходе дискуссий, приобретавших подчас характер острой идеологической борьбы, проявились различные точки зрения.

Одна из них предполагала совершенствование существовавшей белорусской государственности в рамках воссозданного в новой форме союзного государственного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества.

Сторонники другой точки зрения попытались искать идеал национальной белорусской государственности в политических образованиях далекого прошлого.

Третий подход к проблеме заключался в том, чтобы взять за образец тип и форму государственности, установившейся в большинстве западноевропейских стран. Белорусский народ, как показывает исторический опыт, всегда отличался социальным оптимизмом, чувством патриотизма, готовностью к самоотверженному труду на благо своей родины. И в сложных социально-экономических условиях, он, отдавая дань уважения историческим традициям, развивая самосознание и самобытную национальную культуру, сохраняя и совершенствуя свои лучшие качества, оставаясь воплощением трудолюбия, добра, надежности, верности слову и делу принимал выверенные и в результате верные решения [14, с.11].

Так, огромное значение в обновлении общества явилась политическая реформа и связанные с ней процессы демократизации и гласности. Результатом демократических выборов 1989 года стало изменение роли и места советов в жизни общества. На основе нового принципа многопартийности начинается перестройка всей системы общественных организаций и органов государственной власти. В этот период в условиях ослабления всех ветвей власти начинается процесс распада СССР. В конце 80-х годов отчетливо стала проявляться тенденция нарастания движения за выход из состава СССР и стремление советских Республик к получению реального суверенитета.

27 июля 1990 года верховный совет белорусской ССР принял декларацию о государственном суверенитете Республики. Теперь на территории Беларуси имели верховенство не конституция и законы СССР, а конституция и законы Республики. 19 сентября 1991 года верховный совет принял закон "о названии белорусской ССР и внесении изменений в декларацию верховного совета БССР о государственном суверенитете белорусской советской социалистической Республики и конституцию БССР", в соответствии, с которым страна стала называться Республика Беларусь.

Информация о работе Концепция правового государства и ее реализация в Беларуси