Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 01:35, реферат
Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако, практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно "останавливалась" на более низких - выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - подданных, общества
1 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В БЕЛАРУСИ» 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
3. ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ 25
3 КАКОЕ БУДУЩЕЕ У ФИЛОСОФИИ? 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Была изменена государственная символика. 18 октября 1991 года в Республике был принят закон "о гражданстве Республики Беларусь".8 декабря 1991 года в беловежской пуще руководители России, Беларуси и Украины подписали соглашение об образовании содружества независимых государств (СНГ). Официальным местом нахождения координационных органов СНГ был избран город Минск. Отношения в рамках СНГ планировалось строить на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела.
С образование СНГ советский союз прекращает свое существование.
Провозглашение суверенитета Беларуси сделало актуальным вопрос об образовании собственной армии, которая являлась бы гарантом ее безопасности. 20 сентября верховный совет принял постановление "об образовании вооруженных сил Республики Беларусь". В марте 1992 года начало работу министерство обороны Республики. В начале 90-х годов происходит реорганизация и расширение полномочий местных органов власти и управления. 20 февраля 1991 года верховный совет Республики принимает закон "о местном самоуправлении и местном хозяйстве в белорусской ССР".
Развитие права Республики Беларусь обусловлено не только изменениями конституционного законодательства, в Беларуси были приняты важные законодательные акты. Начало новому этапу развития национальной правовой сферы положило принятие 15 марта 1994 года конституции Республики Беларусь, которая заложила правовой фундамент дальнейшего построения независимого государства [15, с.7].
Республика Беларусь объявлялась унитарным демократическим социальным правовым государством [13, с.1].
Впервые на конституционном уровне конституция Республики Беларусь 1994 года провозгласила человека, его права, свободы и гарантии их реализации - высшей ценностью и целью общества и государства.
Важным принципом формирования правового государства конституция рассматривала разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Большое внимание конституция уделяла статусу президента. Глава государства и исполнительной власти в Республике Беларусь избирался непосредственно народом сроком на 5 лет. Одно и то же лицо могло избираться президентом не более двух сроков.
Согласно конституции президент являлся главнокомандующим вооруженными силами Республики Беларусь, осуществлял руководство системой органов исполнительной власти, обеспечивал их взаимодействие с представительными органами, создавал и упразднял министерства.
В 1994 году первым президентом Республики Беларусь был избран А.Г. Лукашенко. Важнейшими положениями предвыборной программы президента были: борьба с коррупцией и преступностью; обеспечение суверенитета, экономической и политической стабильности Республики; улучшение материального положения народа.
В июне 1996 года был принят закон "о признании утратившими силу законодательных актов Республики Беларусь по вопросам государственной символики". На референдуме 14 мая 1995 года по вопросу о национальной символике большинство населения высказалось за новые, предложенные президентом, варианты герба и флага [15, с.8].
Следующий этапом развития законодательства Беларуси был связан с референдумом 1996 года, на котором была принята конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями. В основном законе государства был закреплен принцип верховенства права. В соответствии с новыми положениями конституции главой государства, гарантом конституции Республики Беларусь, гарантом прав и свобод гражданина является президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность.
Конституция расширила перечень актов законодательства декретами и указами президента Республики Беларусь. Конституционный суд включен в судебную систему государства, который осуществляет контроль за конституционностью принятых нормативных правовых актов.
9 сентября 2001 года прошли выборы президента Республики Беларусь, в результате которых президентом Республики Беларусь на второй срок был избран действующий президент А.Г. Лукашенко.
17 октября 2004 года прошел Республиканский референдум, но котором народ Беларуси разрешил первому президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в президенты Республики Беларусь в выборах президента и были внесены изменения в статью 81 конституции Республики Беларусь. Очередные выборы президента, согласно решению палаты представителей национального собрания Республики Беларусь, от 16 декабря 2005 года, прошли 19 марта 2006 года. Победил действующий президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.
Таким образом, в период формирования правового государства в Республике Беларусь были приняты свои законодательные акты, не навязанные кем-либо извне. И это является гарантией того, что все трудности современного этапа развития в нашей стране успешно преодолеваются и будут преодолены, и что в этот период впервые на конституционном уровне человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашались высшей ценностью и целью общества и государства. Что и позволило в дальнейшем строить демократическое социальное правовое государство.
Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы, и др.
Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. Система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.
Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства [16, с.21].
Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.
Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. Гражданское общество - это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.
Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства. Правовое государство является реальным только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства.
Реалии сегодняшнего дня предполагают не "народный" характер правового государства, а представление последнего в качестве одного из элементов системы открытого общественного устройства, в рамках которого правовое государство оказывается одним из системных элементов наряду с развитым гражданским обществом и рыночным хозяйством. М.в. Pац справедливо отмечает, что ценность гражданского общества состоит именно в том, что оно "мешает неправовому государству, просто несовместимо с ним [17, с.281]. Тут уж одно из двух: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в "винтиков" и "население", либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда "винтиками" обязаны быть государственные чиновники". Правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию.
Эффективность права в обеспечении развития личности зависит от многих факторов. Актуальными являются следующие: адекватность правового регулирования потребностям общественного развития, предсказуемость развития права, равенство всех перед законом и судом, гарантированность правосудия (право на объективный, беспристрастный и независимый суд), право на квалифицированную юридическую помощь, на презумпцию невиновности и др.
Наиболее существенными представляются три момента:
1) использование во
внутреннем праве
2) использование судебных
прецедентов в качестве
3) проблема обеспечения
конституционного права на
Республика Беларусь, как закреплено в конституции, является государством социальным. Эта норма обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, а в области экономики - направленную на её стабилизацию. В ст.2 основного закона страны отмечено, что "человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства".
Для социального государства в том виде, в каком его строят в Республике Беларусь, в отличие от государства социалистического, характерно следующее: оно ответственно за существование общества; в нём индивид имеет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;
Это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. Однако говоря о правах, не следует забывать об обязанностях, об ответственности, которую индивид несёт перед обществом, что является составляющей гарантий прав и свобод каждого гражданина [14, с.21].
Анализ современной литературы дает основание предложить следующую формулировку понятия правового государства: функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан. В данной формулировке отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом.
Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат - гражданское демократическое общество.
В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего - это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Право в данной трактовке понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет права.
Институциональный компонент правового государства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть ее сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факторами являются: конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; а также конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и деятельностью всех властей.
В международном праве для обозначения понятия "реализация" широкое распространение получил термин "имплементация".
Под имплементацией норм права прав человека понимается организационно-правовая деятельность государств, предпринимаемая ими на внутригосударственном уровне, регулирующих защиту основных прав и свобод человека в целях всестороннего, своевременного и полного осуществления принятых на себя международных обязательств.
Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать международные правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах.
Информация о работе Концепция правового государства и ее реализация в Беларуси