Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 01:35, реферат
Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако, практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно "останавливалась" на более низких - выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - подданных, общества
1 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В БЕЛАРУСИ» 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
3. ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ 25
3 КАКОЕ БУДУЩЕЕ У ФИЛОСОФИИ? 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
В их числе, прежде всего, следует назвать всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как день прав человека), международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций мот (международной организации по труду).
Так, статья 21 конституции Республики Беларусь гарантирует обеспечение прав и свобод граждан, закрепленных как в национальном законодательстве, так и предусмотренных международными обязательствами государств [13, с.21]. Это дает возможность развивать национальное законодательство в области прав человека, ориентируясь на международные стандарты.
В конституции Республики Беларусь провозглашены практически все основные права и свободы человека, предусмотренные всеобщей декларацией прав человека 1948 года, международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года и международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
Права и свободы граждан закреплены в разделе "личность, общество, государство" конституции Республики Беларусь. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена судом, приговор которого вступил в силу. Тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность (ст.26); никто не должен принуждаться давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи, родственников (ст.27).
К числу личных прав и свобод конституция Республики Беларусь относит: право на жизнь (ст.24); обеспечение государством свободы, неприкосновенности личности (ст.25); право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст.28); право самостоятельно определять свое отношение к религии, лично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст.31) [13, с.24].
Участие в ведении государственных дел представляет собой одно из основных прав человека, закрепленное в ст.25 международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей: голосовать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании.
Данная международная норма нашла свое закрепление в конституции и законодательстве Республики Беларусь.
Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов, другими определенными законом способами (ст. Ст.37, 73 конституции).
Данные конституционные принципы нашли свое воплощение в разделе конституции Республики Беларусь "избирательная система. Референдум". Реализация конституционных норм, содержащихся в этом разделе, осуществляется путем принятия соответствующих законов.
Уровень благополучия граждан в нашей стране, во многом определяется наличием у них социально-экономических и культурных прав и созданием государством надлежащих условий для их реализации.
В соответствии со ст.6, 7 международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства, участвующие в настоящем пакте, признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению этого права. Эти права закреплены в конституции Республики Беларусь (ст.41, 42).
Наряду с правами и свободами, закрепленными в конституции Республики Беларусь, она устанавливает и основные обязанности граждан, что имеет принципиально важное значение (ст.52-57 конституции):
Каждый, кто находится на территории Беларуси, обязан соблюдать конституцию, законы и уважать национальные традиции;
Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;
Каждый обязан беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности;
Охрана окружающей среды - обязанность каждого;
Граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных пошлин, налогов и иных платежей;
Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Беларуси [13, с.52].
Таким образом, конституция Республики Беларусь содержит гарантии обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве конституционных гарантий выступают положения, закрепленные в статьях 58-62 конституции.
В частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для осуществления прав и свобод граждан Беларуси.
В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства граждан Беларуси конституция гарантирует право обращаться в суд (ст.61). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод.
Приведенный анализ некоторых положений международно-правовых актов, регулирующих защиту прав человека, а также конституция Республики Беларусь показывает, что в Республике Беларусь предпринимаются шаги по имплементации международно-правовых норм в области защиты основных прав и свобод человека.
В главном и основном законодательство Республики Беларусь исходит из принципа приоритета договорных международных норм, отсылая к ним в случае противоречия с внутренним законом.
Следует отметить, что и в этот период впервые на конституционном уровне человек, его права, свободы и гарантии их реализации были провозглашены высшей ценностью и целью общества и государства, что и позволило создать активное гражданское общество и построить демократическое социальное правовое государство.
Правовое государство - это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом.
С гражданским обществом связаны и принципы правового государства - его несущие конструкции:
1) господство права
во всех сферах жизни общества
и верховенство правового
2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;
3) взаимная ответственность гражданина и государства;
4) принцип разделения
властей как конституционный
и институциональный
5) принцип правовой экономики;
6) основой правового
государства может служить
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Единство прав и обязанностей граждан - важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие. Естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
Ряд теоретических положений, выработанных правовой наукой (например, о взаимоотношениях государства и гражданина, путях достижения правового идеала, роли суда, прокуратуры, административной юстиции в правовом государстве и т.п.), может способствовать развитию современной теории правового государства.
В то же время законодательство остается одним из важнейших средств достижения поставленной цели. Движение к правовому государству предполагает совершенствование системы законодательства.
Одним из факторов, гарантирующих успешное формирование правового государства, является совершенствование государственного аппарата, осуществление административной реформы. Важнейшими направлениями этого процесса в ближайшей перспективе видятся: улучшение подбора профессиональных служащих государственного аппарата и усиление борьбы с коррупцией в государственном аппарате и государственных хозяйственных организациях и учреждениях.
Особенность современной ситуации в Республике Беларусь состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества практически уже созданы. И здесь важно не только вникнуть в особенности сегодняшней действительности, где по-своему преломляются национальные политические и культурные традиции, но и обратиться к мировому опыту. А это особенно важно, т.к. Наша страна достаточно молодая и стремится построить прочный фундамент для своего существования не только в политическом и экономическом плане, но и в социальном и правовом.
Критерий сравнения |
Классическая |
Неклассическая |
Постнеклассическая |
Оказал(-а, -о) влияние |
Традиционные каноны поведения и мышления |
Классическая философия |
Неклассическая философия |
Законченность картины мира |
Считалось, что имеется некоторая готовая картина мира. |
Готовой картины мира не имеется (см. Прим. 1) |
Картина мира частично сформирована и продолжает своё формирование (в т.ч. В наши дни) |
Методы познания внешнего мира |
Исследование простых систем. От частей к целому. |
Исследование сложных систем. Отсутствие единой картины мира. (см. Прим. 2) |
Исследования «проблемноориентированнные». Стираются грани между изучаемыми ранее системами. |
Мировоззрение |
Рационалистическое |
Ограничение рационализма (см. Прим. 3) |
В настоящее время мировоззрение только формируется (см. Прим 4) |
Отношения объект-субъект в процессе познания |
Предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности (см. Прим 5) |
Уделяется внимание тому факту: что сам субъект и его методы познания, оказывают существенно влияние на исследование объекта (см. Прим 6) |
Во главу исследований ставится субъект-человек, а не объект-мир |
Примечание 1: многие деятели считали, что общую картину мира вообще невозможно построить.
Примечание 2: система полученная из двух простых систем более богаче, чем эти две системы в отдельности. В противовес идеалу единственно истинной теории, "фотографирующей" исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.
Примечание 3: в период неклассической философии обращается внимание на влияние «случайных факторов», на то, что природа иррациональна, и не всегда действия человека можно описать одним лишь разумом, гл. Роль приписывалась воле.
Примечание 4: мировоззрение нашей эпохи, стремится построить общую картину мира на основе глобального эволюционизма, концепция настоящего мировоззрения видит становление научного миропонимания.
Примечание 5: сам разум наделялся статусом суверенности. В идеале он трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов
Примечание 6: в отсутствии этого и заключался кризис классической философии и причины появления неклассической (сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств). Разум рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им.
Вывод: изменения методов познания, отношений объект-субъект в процессе познания и т.д. (т.е. Переход от классической к постнеклассической философии) сыграли важную роль в процессе познания мира, научно-техническом прогрессе и отношении человека к миру.
Заключение: по причине неопределённости с критериями сравнения, в сравнительной таблице, я не обратил внимание на некоторые интересные факты. Так, например, в классической философии картина мира строилась на основании наблюдения за простыми системами и вывода из этих наблюдений, в неклассической философии хотя и пытались построить общую картину мира, но основная деятельность была направлена на анализ (не вывод) наблюдений. В эпоху постнеклассической философии картина мира строится на основе выводов из анализа объектов, произведенных в эту же эпоху и эпоху неклассической философии. Хотелось бы также обратить внимание, что каждый период философии по-своему, и не в малой степени, оказал влияние на культуру и искусство своей эпохи.
Одно из определений дисциплины «философия» выглядит следующим образом:
Информация о работе Концепция правового государства и ее реализация в Беларуси