Лекция по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:34, курс лекций

Краткое описание

Основные теории происхождения государства.
Понятие и признаки государства.
Формы государственного устройства.
Правовое государство, его признаки. Основные правовые системы современности.
Основные принципы международного публичного права. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1_Теория гос. и права.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

Основные  правовые системы современности


 

В современном  мире каждое государство имеет свое право.

Свое право имеют  и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индуистское право, иудейское право.

Существует также международное право, признанное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные внешнеторговые отношения.

Национальная  правовая система включает в себя всю совокупность правовых явлений и процессов, действующих в отдельно взятой стране. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, токования, оценки норм.  Сами нормы могут быть  бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, токования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи.

Классификация «правовых семей современного мира»:

  1. романо-германская правовая система;
  2. семья общего права;
  3. семья социалистических систем права;
  4. религиозные системы (мусульманское право).

 

Романо-германская (континентальная) семья.


(Франция, Германия, Италия, Испания, скандинавские страны, ряд неевропейских стран, сформировавшихся в русле основных идей и конструкций Романо-германской правовой системы)

  • присущи единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы;
  • имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное;
  • национальные системы права включают в себя сходные отрасли права;
  • одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права;
  • действующее право отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью;
  • это писаное право. Основной источник права во всех национальных системах права Романо-германской правовой семьи – это закон;
  • высшей юридической силой в системе нормативных актов обладает писаная конституция;
  • традиционно  важную роль в системе источников права в Романо-германской правовой семье играют кодексы – кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства;
  • значительную роль в качестве источника права играют нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры и т. д.);
  • обычай играет в основном вспомогательную роль;
  • суд не обладает правотворческими полномочиями. Вместе с тем суд обладает значительной свободой в толковании применяемых нормативно-правовых актов

 

Правовая  семья «общего права»


(Англия, США, Северная  Ирландия, Канада, Австралия, Новая  Зеландия, другие азиатские и африканские страны – бывшие английские колонии)

  • по своему происхождению восходит к английскому праву;
  • общее право сложилось в виде совокупности судебно-правовых решений. Общее право – это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.

С учетом сложившейся  в Англии иерархии судебные инстанций  действует «правило прецедента», согласно которому:

    1. решения палаты лордов (высшей судебной инстанции) составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов (но не для нее самой);
    2. Решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов;
    3. решения Высокого суда  составляют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов; хотя эти решения не являются строго обязательными для различных отделений самого Высокого суда, однако они имеют для них важное значение  и, как правило, учитываются ими;
    4. окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов.

Судья, решая  дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту.

При отсутствии надлежащего  прецедента и соответствующей нормы  статусного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное правило) для решения рассматриваемого дела.

  • После судебной практики (прецедентного права судов) как первого и основного источника английского права признается статутное право – законы и подзаконные акты;
  • В Великобритании нет писаной конституции;
  • Закон (акт парламента), согласно английской традиции и сложившейся юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой (т. е. к прецедентному праву);
  • Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществляется в русле  и в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения;
  • Подзаконные акты издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.

Английское  общее право получило большое  распространение в мире. При этом ряд положений английского общего права в процессе их распространения в других странах претерпел определенные изменения под воздействием местных условий и традиций.

Пример: в США во всех штатах – общее право, кроме Луизианы (романо-германское право).

 

Социалистическая  система права


  • При характеристике национальных систем законодательства соц. стран крайне сложно выявить общие признаки (разная история, разное правовое прошлое, разный уровень правовой развитости, сложившиеся правовые традиции и т. д.);
  • право дореволюционной России, как и досоциалистическое право стран Восточной Европы, развивалось в целом в рамках романо-германской правовой семьи. Этот факт оказал влияние на развитие соц.права. Однако, схожей терминологией обозначались качественно различные явления, поскольку положения соц. законодательства по существу отвергали основы права и носили декларативный характер;
  • после распада МСС на позициях социализма остались Китай, Вьетнам, КНДР и Куба. Правовое развитие этих стран до их перехода  к социализму осуществлялось в формах и направлениях, характерных для Романо-германского права.

 

Религиозные системы


 

Мусульманское право

Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.) Шариат («путь следования») – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим. Он отражает совокупность предписаний о том, что они должны и чего они не должны делать.

Мусульманское право – система норм, опирающаяся на религиозные установления и предписания ислама.

Источниками мусульманского права являются:

  • Коран;
  • Сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение и являющихся основными историческими источниками мусульманского права;
  • Иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама;
  • Кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

 

Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы  разных школ (толков) опираются на   поощрявшийся пророком принцип «иджтихад» - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела.

В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата  мусульманскими правоведами был  признан кияс – способ суждения о праве по аналогии.

К XI в. окончательно складывается иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

Государственная власть, согласно исламу, - не господин, а слуга  права (шариата), поэтому она не может  посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое  право. Но она должна  следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты.

Классификация современных правовых систем стран  Востока:

    1. Правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко.
    2. Ливия, Пакистан, Судан. Сфера действия мусульманского права не является всеобъемлющей, как в первой группе, но остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживает тенденцию к расширению. Принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и работу государственного механизма этих стран.
    3. Египет, Сирия, Ирак, Ливан, а также ряд стран Африки (Сомали, Мавритания) и Азии (Афганистан). Как правило, их конституционное право закрепляет особые положения ислама и мусульманского права. В этих странах конституции предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства.
    4. Особое положение занимают правовые системы Туниса и Йемена. Брачно-семейные законодательства этих стран отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права.

 

В индусском праве люди разделены с момента рождения на социальные категории, каждая их которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества характерно для философской, религиозной и социальной системы индуизма. В качестве  регулятора поведения допускается обычай. Религиозная доктрина преобладает в позитивном индусском праве. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней  изменяются или толкуются обычаи. Если нет определенной правовой  нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, пол справедливости. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии.

Право Дальнего Востока и Китая. Здесь под сомнение поставлена сама ценность права. На Западе, в исламских странах, в Индии к праву относятся как к опоре социального строя, необходимому средству его охраны. Странам Дальнего Востока несвойственно такое видение.

В своем поведении  человек должен руководствоваться  не юридическими мотивами, а стремлением  к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия, и конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем.

В Японии действуют кодексы, созданные по европейской модели, но население, как правило, мало обращается к ним и к правосудию. Сами же суды склоняют  стороны к мирному соглашению. Разработана оригинальная техника применения права, а точнее, уклонения от его применения.

 

Российская  правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности. Для русского типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный социально-этический смысл.

Россия провозгласила  движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сути. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы – на новом качественном уровне, при сохранении специфики – с Романо-германской правовой системой как наиболее родственной.

В Настоящее время  в России набирает обороты судебная реформа.

 

    1. Основные принципы международного публичного права. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

 

Международное публичное право – особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

 

Международное право не является отраслью права, а образует самостоятельную правовую систему, существующую параллельно с внутренним правом государств.

 

Как и внутригосударственное право, международное право создается государствами и обеспечивается силой их принуждения. Главное отличие заключается в том, что нормы международного права являются продуктом согласования воль субъектов, а не принятия каким-либо одним субъектом обязательных для других субъектов  правил поведения. Соответственно, и обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права.

Субъектами  международного права являются:

  • Государства – основные субъекты (первичные);
  • Международные межправительственные организации (вторичные);

Информация о работе Лекция по "Теории государства и права"