Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:34, курс лекций
Основные теории происхождения государства.
Понятие и признаки государства.
Формы государственного устройства.
Правовое государство, его признаки. Основные правовые системы современности.
Основные принципы международного публичного права. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
Помимо основных форм правления (монархия и республика), присущих большинству современных государств, можно выделить и другие формы правления:
Формы национально-государственного устройства
Форма национально – государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью
данного понятия
Мировой практике известны следующие государственно-правовые формы объединения людей:
Каждое из государственных образований имеет свою конституцию, законодательные и исполнительные органы власти, судебные органы. Вместе с тем федерация имеет единую конституцию, общефедеральные органы государственной власти, единые вооруженные силы, единую денежную единицу.
Пять исходных принципов федерализм:
Федерализм широко используется во многих странах мира, около двух десятков которых строится на той или иной федеративной основе (Россия, США, ФРГ, Индия, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Нигерия, Бразилия, Аргентина, Малайзия, Мексика, Бирма, Венесуэла, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова).
Федерации могут быть построены по территориальному (США, ФРГ, Канада и др.) или национально-территориальному принципу (Россия).
В состав современных федераций входит различное количество субъектов: в России – 83 (на 1.01.2010 г.), США – 50, Австралии – 6, Канаде –10, Австрии – 9, Германии –16, Бельгии – 3, Индии – 28. И называться они могут по-разному: в России – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа; в США – штаты, Канаде – провинции, Германии – земли, Швейцарии – кантоны и т. д.;
Конфедерация
как форма союза государств, сохраняющих
суверенитет практически в
Примером конфедерации в современных условиях является Евросоюз.
Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства.
Кроме названных
форм государственного устройства в
истории имели место и
Империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат – форма опеки слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а с 1914 г. установила над ним протекторат.
Федеративное устройство России
Русь более 200 лет находилась в вассальной зависимости от татаро-монгольских ханств. Только в конце царствования первой русской династии Рюриковичей началась эпоха образования многонационального российского государства, объявленного Российской империей в начале XVIII века Петром I. Российская империя расширяла свои границы разными путями: и в результате захвата (большая часть народов Северного Кавказа), и в итоге добровольного присоединения (Украина), и путем добровольно-принудительного вхождения (Тува). Но большинство народов вошло в состав России на договорных началах, а не путем захвата.
Российская империя была достаточно сложным и гибким организмом. В нее как в унитарное государство наряду с губерниями (перед революцией – 115) входили ханства (например, Хивинское), эмират (Бухарский), королевство (Польское), области. Этим объясняется и длительное сохранение местных порядков, автономного управления, многообразие форм взаимоотношений между «национальными окраинами» и центром.
В отличие от других империй в России присоединенное население не подвергалось дискриминации и пользовалось, как правило, теми же правами, что и основное население страны. Ни один даже самый малочисленный народ в составе России не исчез с лица земли как этнос. Внутри России многие из них постепенно созревали до идеи собственной государственности, превратились в нации. Происходило объединение ранее изолированных, слабо связанных с мировым хозяйством областей во всероссийский рынок, хозяйственное и культурное сближение народов в единое государство. В этом смысле Российская империя отличалась от классических образований подобного типа, где населению митрополии обеспечивался более высокий уровень жизни за счет ограбления колоний, дискриминации их населения. Вместе с тем на протяжении XVI – XX вв. в Российской империи четко просматривалась тенденция к централизации и унификации. К началу XX в. Учет этнических, бытовых и культурных особенностей был сведен к минимуму.
После Октябрьской революции Россию охватил процесс «суверенизации». 30 декабря 1922 г. состоялось восстановление единого государства получившего название Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
СССР формально стал федеративным государством с элементами конфедерации (право выхода из состава СССР). На самом же деле это было унитарное государство, жестко контролировавшееся Коммунистической партией Советского Союза и скреплявшееся ею в одно целое. Большевики пошли на великий эксперимент, создавая федеративное государство на национально-территориальной основе. Пока существовал тоталитарный коммунистический режим, эта модель работала без существенных сбоев. Однако стоило в 1991 г. разрушить основу союзной государственности – КПСС (как, впрочем, и в 1917 г. самодержавие), и Союз распался.
По Конституции 1993 г. Россия провозглашена федерацией, которая до 2005 г. состояла из 89 субъектов:
21 республика; 2 города федерального значения;
6 краев; 1 автономная область;
49 областей; 10 автономных округов.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, остальные субъекты – устав и законодательство.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
В 2005-2008 годах объединению подвергнуты 11 регионов страны, в результате число субъектов РФ уже сократилось с 89 до 83.
1 декабря 2005 г. на
административной карте
В 2009 – 2011 годах могут пройти еще четыре референдума об объединении: Архангельской области и Ненецкого АО, Магаданской области и Чукотского АО, Алтайского края и Республики Алтай, Петербурга и Ленинградской области.
Россия разделена на 8 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский.
1.4. Правовое государство, его основные признаки. Основные правовые системы современности.
Правовое государство – это такая форма организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенстве всех перед законом.
Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотию, тиранию, еще в глубокой древности и имеет давние идейно-теоретические источники. К идее правового государства каждый в свое время обращались древнегреческие философы Платон и Аристотель, французские философы Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, немецкий философ И. Кант, К. Маркс. Так Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» (Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. Ч.2.- М., 1971-1972.- С. 188-189).
Термин «правовое государство» появился в немецкой юридической литературе в первой половине XIX в. В дальнейшем теория правового государства распространилась в научных кругах других европейских стран. В России ее видными сторонниками были юристы и социологи Б. Н. Чичерин, А. И. Петрожицкий, В. М. Гессен и др.