Лекция по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:34, курс лекций

Краткое описание

Основные теории происхождения государства.
Понятие и признаки государства.
Формы государственного устройства.
Правовое государство, его признаки. Основные правовые системы современности.
Основные принципы международного публичного права. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1_Теория гос. и права.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Также в качестве субъектов  при определенных условиях могут  признаваться:

    • Государствоподобные образования;
    • Наци и народы борющиеся за независимость.

Источники международного права:

  • Международный обычай;
  • Международный договор;
  • Общие принципы права;
  • Судебные решения;
  • Правовая доктрина.

Система международного права – взаимосвязанная совокупность отраслей и институтов международного права, которые состоят из действующих договорных и обычно-правовых принципов международного права.

Международное публичное  право включает в себя следующие отрасли и институты:

  • Дипломатическое право и консульское право
  • Международное воздушное право
  • Международное гуманитарное право
  • Международное космическое право
  • Международное морское право
  • Институт исключительной экономической зоны
  • Институт континентального шельфа
  • Институт территориального моря
  • Международное уголовное право
  • Международное право охраны окружающей среды
  • Право международной безопасности
  • Право международных договоров
  • Право международных организаций
  • Право прав человека

 

Межотраслевые институты:

  • Институт международно-правовой ответственности
  • Институт правопреемства
  • Институт международно-правового признания.

Как и во внутригосударственном  праве, основным элементом международного права являются его нормы.

Различают императивные и диспозитивные нормы международного права.

Императивные  нормы – это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению.

Диспозитивные нормы – это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

 

  Среди императивных норм выделяют  основные принципы международного  права – это основополагающие нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права являются ядром системы международного права. В доктрине международного права выделяют десять основных принципов:

    1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
    2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
    3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
    4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
    5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
    6. Принцип суверенного равенства государств;
    7. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;
    8. Принцип нерушимости государственных границ;
    9. Принцип территориальной целостности государств;

10.Принцип уважения  прав человека и основных свобод.

Государства – члены  ООН приняли на себя обязательства  «проводить мирными средствами, в  согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п.1 ст. 1 Устав ООН).

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных  споров существует в виде системы  международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН, государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным или соглашениям или иным мирными средствами по своему выбору».

 

Международно-правовые средства разрешения международных  споров:

  • Переговоры – они должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон. Независимо от предмета переговоров они должны начинаться и протекать без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз;
  • Консультации сторон – как средство мирного урегулирования споров консультации стали применяться после Второй мировой войны.

Консультации могут выступать в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств регулирования (можно сказать, что консультации являются разновидностью переговоров).

  • Обследование – это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших  к спору;
  • Примирение (согласительная процедура) – как средство мирного урегулирования споров примирение, в отличие от обследования, включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон;
  • Добрые услуги – это действия не участвующих в споре стороны (государства, международной организации, известного общественного или политического деятеля), направленные на установление контактов между спорящими сторонами;
  • Посредничество – предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.

 

Судебные  средства в разрешении международных  споров

  • Международный арбитраж – представляет собой добровольно выраженное согласие спорящих  передать свой спор на рассмотрение третьей стороне (третейское разбирательство), решение которой будет обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает  арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров.

Существует два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж  и временный.

Постоянная палата третейского  суда в Гааге  учреждена в 1901 году. Однако постоянно функционирует только Административный совет и Бюро (канцелярия) Палаты во главе с генеральным секретарем. Каждое из участвующих в конвенциях государств (их в настоящее время около 80) назначает четырех компетентных лиц из числа своих граждан в качестве членов палаты (арбитров). Из общего списка членов палаты стороны в споре и выбирают арбитров.

Россия – член палаты.

За время своего существования  Палата рассмотрела около 30 межгосударственных споров.

  • Судебное разбирательство Международным Судом ООН. В основе своей судебное разбирательство сходно с третейским. Различие между арбитражем и Международным Судом ООН заключается, главным образом, в порядке их образования и касается преимущественно способа формирования численного и персонального состава, функционирования и т.д.



Информация о работе Лекция по "Теории государства и права"