Лоббизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:13, реферат

Краткое описание

Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов.

Содержание

Введение
1. Динамика социальной стратификации и ее влияние на политический процесс
2. Группы интересов
3. Лоббизм
3.1. Понятие, цели и виды лоббизма
3.2. Плюсы и минусы лоббизма
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология Ксюша Лоббизм политической жизни зпаподных стран.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

К особенностям отечественных  групп интересов можно отнести  то, что они предпочитают использовать различные механизмы воздействия  на аппарат государственной власти, нежели на общественное мнение. При  этом преобладают механизмы неформального  влияния. Уровень институциализации функционального представительства интересов достаточно низок, однако наблюдается сравнительно быстрое развитие его форм.

Анализ развития групп  интересов в России показывает, что  эти организации играют своего рода компенсаторную функцию в условиях «недоразвитой» системы политического  представительства, способствуя тем  самым канализации политических интересов и политической стабилизации.

3. Лоббизм

3.1. Понятие, цели  и виды лоббизма

Вместе с реформами  российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие  их составной частью, атрибутом, признаком. Среди таких явлений можно  выделить и лоббизм.

В более широком  понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

Сегодня лоббизм делится  на формальный (законодательно регулируется и разведён, таким образом, с коррупцией) и неформальный. Лоббизм связан с развитием партийной системы и корпоративизма, но обратной связью.

Само слово «лоббизм»  имеет сложную судьбу. В 1553 г. оно  употреблялось для указания на прогулочную  площадку в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение  для прогулок в палате общин Англии. Но политический оттенок данное слово  приобрело еще через два столетия, причем в Америке. По некоторым легендам, защитники различных интересов  тех или иных политических сил  или финансовых групп вышли на авансцену жизни Нового Света  вместе с американской нацией, т.е. в  последней трети XVII столетия. Так  это или нет — не доказано. Но достоверно известно, что традиция лоббизма уходит своими корнями в годы президентства У.С. Гранта (1869—1877), генерала, снискавшего славу во время гражданской войны в Соединенных Штатах 1861—1865 гг. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных «трудов праведных» имели привычку снимать стресс в одной из гостиниц, точнее, ее вестибюле, который назывался лобби. Там министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово выполнить их зачастую небескорыстно, а за звонкую монету.

Так термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов  за деньги. Однако в Англии такая  политика долгое время считалась  предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах. Теперь вот приживается и в России.

Лоббизм (от англ. — «кулуары») — термин, обозначающий разветвленную  систему контор и агентств монополий  или организованных групп при  законодательных органах, оказывающих  давление (вплоть до подкупа) на законодателей  и чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Само слово «лоббизм»  неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как «световой», так и «теневой» смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминающее эффект от слов «блат», «протекционизм», «подкуп», «покупка голосов» в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция — все, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

«Световой» же смысл характеризует  лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее  в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система  организационного оформления, выражения  и представительства разнообразных  групповых интересов столь же неотъемлемый элемент'общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).

Лоббистская деятельность отличается следующими чертами.

Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где  сконцентрирована реальная власть. То есть лоббизм — своего рода признак  власти, ее специфическая отметина. И наоборот, он не будет проявляться  там, где власть отсутствует или  где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и  должностные лица выступают объектами  воздействия лоббистов.

Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и  т.п.).

В-третьих, лоббисты выполняют  функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовыми  корпорациями, коммерческими организациями, политическими партиями, общественными  объединениями (блоками), гражданами и  государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти).

В-четвертых, лоббизм допускает  возможность отстаивания интересов  не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут  быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно  научиться законно отстаивать.

В-пятых, лоббизм представляет отдельным гражданам и группам  граждан возможность косвенно участвовать  в создании и подготовке правовых и политических решений, и это  весьма важно, поскольку большинство  этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в  отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую  деятельность возможно реализовать различные интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными.

Лоббизм как полноценный  институт появляется тогда, когда уже  существуют два необходимых условия:

1) большое многообразие  интересов в обществе, возникающее  вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;

2) расширяется доступ  к власти на основе политического  плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

С двумя вышеназванными условиями  лоббизма не повезло российскому  обществу во времена господства административно-командной  системы управления. С одной стороны, официально признавалось существование  лишь двух классов (рабочих и крестьян) плюс прослойки (интеллигенции). То есть ориентация была не на социальную дифференциацию, а на социальную унификацию, что, в  частности, выражалось в формировании единой новой общности «советский народ», в провозглашении идеи бесклассового  общества. Кроме того, неоднократно заявлялось, что только одна партия — КПСС — сможет выразить общенародные интересы, защитить в наиболее полном объеме разнообразные стремления и чаяния людей.

С другой стороны, при слабых демократических традициях и  нормах этот важный социальный институт был деформирован, проявлялся в формах, присущих для авторитарного общества. Жесткость и однолинейность командно-административных структур, практически безграничное всевластие партийно-государственного аппарата и его чиновников подменили лоббизм ведомственностью, коррупцией, «телефонным правом». Следовательно, уравнительно-номенклатурные идеи (но далеко не социалистические, как это пытаются представить некоторые политологи) и их реализация на практике препятствовали расширению цивилизованного лоббизма, не позволяли ему «развернуться».

И сегодня в России многое в этой области по-прежнему вызывает недоуменные вопросы. Так, только за первые восемь месяцев 1992 г. центральные  органы власти России приняли более 60 постановлений и распоряжений, предусматривающих разного рода привилегии и исключения для некоторых  предприятий или регионов. В результате российская казна недополучила несколько  сотен миллиардов рублей. Какими принципами при этом руководствовались власти? Насколько их указания на сей счет были согласованы друг с другом, а главное — с возможностями  государственного бюджета России? Наконец, насколько они целесообразны, кому выгодны и что получил взамен налогоплательщик (бюджет-то формируется  в основном за его счет)? На все  поставленные вопросы не так-то легко  ответить.

В целях обсуждения отечественного и зарубежного опыта в сфере  лоббирования в середине мая 1993 г. в  Москве состоялась международная конференция  «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни». Среди участников конференции  был проведен опрос. Большинство  из них (62 процента) считают, что на сегодняшний  день в России уже сложились условия  для развития лоббизма. Для того чтобы данный процесс «пошел»  еще активнее, необходимо знать и  умело применять наиболее употребляемые  в мировой практике средства и  методы, с помощью которых достигаются  цели лоббизма.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

Цели, которые преследует лоббизм, могут достигаться различными средствами и методами. Их выбор  зависит от политико-правовой ситуации, складывающейся в данной стране, потенциальных  возможностей субъекта и особенностей объекта лоббирования. В мировой и российской практике распространены следующие формы лоббизма:

1) выступление на слушаниях  в профильных комитетах законодательного  органа;

2) составление законопроектов  и вынесение их на обсуждение  парламента;

3) организация пропагандистских  кампаний в средствах массовой  информации по поводу готовящихся или принятых решений;

4) проведение научно-практических  конференций с участием представителей  законодательной и исполнительной  властей;

5) психологическое давление  на депутатов и представителей  исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные  визиты влиятельных деятелей  и местных избирателей);

6) митинги, забастовки, демонстрации, пикеты и т.п.

Для наиболее эффективной  реализации целей лоббизма в тех  же США существуют развитые материальные структуры.

Во-первых, практически все  крупные корпорации, предпринимательские  союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своем  составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников, юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующие  способности и качества).

Во-вторых, заинтересованные группы, особенно монополии, активно  пользуются услугами наемных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают  влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации  типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению.

Лоббистская деятельность, по справедливому мнению А.С. Автономова, сродни деятельности адвоката. Только адвокат защищает уже нарушенное право клиента, а лоббист стремится обеспечить его право путем принятия соответствующих нормативных актов.

Лоббизм может проявляться  в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости  от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так, перед выборами в Государственную  Думу Российской Федерации в декабре 1995 г. предприниматели ставили своей  целью формирование политического  лобби, которое, придя к власти, в  законодательных структурах защищало бы свободу частной собственности  и торговли. В связи с тем что здесь принимаются стратегические и долгосрочные решения, именно эти органы являются основной мишенью для лоббистов.

Информация о работе Лоббизм