Льготы и поощрения в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Льготы и поощрения в праве очень актуальная тема для права современной России, так как развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, является характерным принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т.д.

Содержание

Глава 1. Место льгот и поощрений в системе правового регулирования
1.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………...5
1.2. Правовые стимулы как средства правового регулирования…………….8
Глава 2. Понятие, признаки и функции правовых льгот и поощрений
2.1. Понятие, признаки и функции правовых льгот………………………...13
2.2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений…………………..22
Глава 3. Поощрительные санкции……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теме Льготы и поощрения в праве.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Правовые стимулы как средства правового регулирования

При формировании любого определения, следует выделить все существенные признаки, присущие предмету данного определения. Так правовые стимулы характеризуются следующим:

 они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижения меры наказания – есть стимул);

 сообщают о расширении  объёма возможностей;

 обозначают собой  положительную правовую мотивацию;

 предполагают повышение  позитивной активности;

 направлены на изменение общественных отношений;

 Таким образом,  правовой стимул – это правовая  мера, регулирующая общественные  отношения, путём побуждения субъекта  этих отношений к определённому  поведению за счёт представления ему дополнительных возможностей и благ.

 Следует отметить, что стимулирующее воздействие  должно быть связано с добровольностью,  свободой выбора поведения, личной  заинтересованностью, служить интересам  данного субъекта, а не интересам стороны, противостоящей ему в правоотношении. Характерной чертой правового стимула является его ориентация на общественно-активное поведение, при этом, для государства, как формального творца права, выгодно, чтобы это активное поведение было ещё и творческим. Хотя, может показаться, что для власти выгодно, чтобы граждане просто выполняли приказы, поступающие сверху, были подобны винтикам в едином механизме, одни служили государству своей физической силой, другие – мозгами, но подобная схема не может сохранять свою эффективность в течение долгого времени и неизбежно приводит к кризису. В качестве примера можно вспомнить любой авторитарный режим, который в начале своей истории может, хотя это и не обязательно, добиться определённых выдающихся успехов, но потом изживает себя и заканчивается либо радикальным реформированием (в лучшем случае), либо крупными социальными потрясениями.

 Таким образом,  для государства более разумно  проводить политику стимулирования  творческой активности граждан,  не зависимо от сферы её приложения, хотя и это подлежит регулированию через стимулирование, социальная активность – залог прогресса, а прогресс – гарантия благополучия.

 В процессе написания  данной работы нам пришлось  сделать интересное наблюдение: в некоторых случаях, наложение негативной санкции может выступать в роли стимула, но только при условии, что последствия этой санкции могут быть преодолены вследствие определённых действий объекта этой санкции. Например, студент, получивший неудовлетворительную оценку за курсовую работу, получает ещё и серьёзный повод написать её самостоятельно и качественно. Возможно, это не самый удачный пример, но для нас он весьма актуален. А.В. Малько писал об этом: «Отмена или снижение меры наказания есть стимул»1.

 Классификация правовых  стимулов.

В процессе правового  воздействия правовые стимулы и  правовые ограничения взаимодополняют  друг-друга, поэтому их классификации  во многом схожи.

В зависимости от отраслевой принадлежности, правовые ограничения  могут быть конституционными, административными, уголовными и т.п.; в зависимости от объёма, они делятся на полные (ограничение дееспособности несовершеннолетних), и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет), в зависимости от времени действия – на временные и постоянные, в зависимости от содержания – на морально-правовые и материально-правовые, а в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция).

Правовыми ограничениями  в диспозиции выступают юридические  обязанности, о которых говорилось ранее в связи с их ролью  при реализации субъективных прав.

Два других вида ограничений  на уровне диспозиции – это запрет и приостановление. Запрет – это препятствие удовлетворению интересов одной стороны, направленное, как юридическая обязанность, на реализацию интересов другой стороны. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности, запреты — такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния.

Приостановление сдерживает возможные вредные последствия  правоотношения путём его временного прекращения. Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итоговой оценки, а лишь предполагает дальнейшее разрешение возникшего вопроса. Вместе с тем приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа. Оно временно прекращает существующее правоотношение, сдерживая наступление возможных общественно вредных последствий.

Наказание – это ограничение  на уровне санкции. Малько пишет: «Правовые  наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чём-то обязательно ограничивается, чего-то лишается»2 . На наш взгляд, юридическая природа стимулов и ограничений как парных понятий наиболее чётко проявляется в такой категории, наказание, при её рассмотрении в паре с соответствующей ей категорией – поощрением. Малько пишет: «Сущности правовых стимулов и ограничений проявляются наиболее полно в поощрениях и наказаниях»3.

Поощрения и наказания  имеют следующие общие признаки:

Во-первых то, что они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

Так же для них установлены определенные процедуры применения — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания; В том числе они обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; Так же они выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т. п.); Ещё можно сказать, что они связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание; Можно добавить, что для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица — выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между поощрением и наказанием заключаются в следующем:

Во первых если поощрение как заслуженная мера призвано подкреплять положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений; Во-вторых если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности; Следует отметить, что если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера осуждения. Они вызывают соответственно у лица положительные или отрицательные эмоции. Так же у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей; Можно добавить, что если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое положение выше нормы; И наконец, при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль отводят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

Стимулы и ограничения  со стороны их взаимообеспечения  будут подробнее рассмотрены  в следующей главе, поэтому нет смысла касаться этой темы здесь.

 

 

 

Глава 2. Понятие, признаки и функции правовых льгот  и поощрений

2.1. Понятие,  признаки и функции правовых  льгот

  Для начала следует  отметить, что правовая льгота  — это структурный элемент  системы правовых стимулов. В современном Российском государстве статус правовых льгот значительно возрос. Правовая льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения разных социальных групп населения.

  Итак, под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от выполнения обязанности либо в облегчении ее выполнения.

   Все правовые  льготы независимо от формы  выражения обладают следующими  отличительными особенностями:

 Во первых это  реализация правовых льгот сопровождается более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. Однако реализация правовых льгот не должна противоречить, нарушать общественные интересы.

   При установлении  правовых льгот первостепенную  роль играет цель, т. к. отнюдь  не любое расширение прав и  освобождение от обязанностей  выступает в качестве правовой льготы.

 Так же правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от стандартных требований нормативного характера. Иными словами, правовые льготы — это инструмент юридической дифференциации4. При этом чем совершеннее сама правовая система, тем дифференцированее регламентируются конкретные вопросы общественной жизни.

    Итак, правовая  льгота (как и любая иная льгота) — это прежде всего элемент  специального правового статуса  конкретного лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

 И наконец правовые льготы выступают в качестве правомерных исключений из общих правил, являются законными изъятиями, установленными на нормативно-правовом уровне. Как было указано, правовые льготы чаще всего получают закрепление именно в нормативных, а не в правоприменительных актах.

     Следует  отметить, что существует такая  специфическая разновидность правовых  льгот, как привилегия. В рамках  правоведения под привилегией понимаются специальные льготы, которые установлены для конкретных субъектов правовых отношений (прежде всего для властных государственных органов и должностных лиц) и необходимы в целях наиболее полного и качественного осуществления данными субъектами определенных обязанностей.

      Итак, правовая  привилегия обладает следующими  отличительными признаками, позволяющими  выделять ее из системы правовых  льгот: Во- первых если правовые льготы направлены на облегчение положения различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политические интересы, т. е. на государственные органы и должностных лиц. Однако привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих подразделений, но и применительно к гражданам. Так же правовые льготы распространяются на более широкий круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии, напротив, являются специфическими льготами, исключениями из общей системы правовых льгот, т. е. исключениями из исключений.Можно сказать, что  в то время как правовые льготы прежде всего регулируют специальный правовой статус субъектов (определенную категорию лиц), привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном правовых статусах. Примером индивидуальных привилегий являются исключительные права Президента Российской Федерации.Ещё можно добавить, что правовые льготы менее персонифицированы и дифференцированы, нежели привилегии. Если рассматривать нормативное предписание правового акта как «общее», тогда правовая льгота будет являться «специальным», а привилегия — «отдельным».И наконец У правовых льгот и привилегий различные функциональные назначения. Первые направлены на выравнивание социального положения различных слоев населения, а вторые — напротив, на выделение отличных социальных групп.

      Как  было указано выше, основная цель  правовых льгот заключается в  согласовании интересов личности, социальных групп, всего населения,  государства. Льготы связывают  воедино все эти интересы и  приводят к их взаимовыгодному  существованию. Итак, правовые льготы, установленные в целях согласования различных интересов, призваны осуществлять две основные функции:

  Во- первых  компенсационная функция. Данная функция заключается в создании приблизительно равных условий, предоставлении одинаковых со всеми возможностей для лиц, которые находятся в неравных условиях в силу биологических или социальных причин.

      В данном  случае правовая льгота — это  особое право, которое дополняет  уже имеющиеся у лица права  с целью гарантировать равный  уровень потребления, доступа к образованию и др. Кроме того, правовые льготы призваны улучшать социально-экономические условия жизни отдельных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.

  Так же вторая  функция стимулирующая функция. Правовые льготы способны побуждать лиц к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Данная функция правовых льгот выполняется также и дозволениями, и поощрениями. Однако в отличие от последних правовая льгота — это дополнительная возможность, которая предоставляется «сверх» какого-то уже имеющегося у лица права. Таким образом, стимулирующая сила у правовых льгот сильнее, чем у дозволений, но слабее — чем у поощрений.

Информация о работе Льготы и поощрения в праве