Льготы и поощрения в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Льготы и поощрения в праве очень актуальная тема для права современной России, так как развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, является характерным принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т.д.

Содержание

Глава 1. Место льгот и поощрений в системе правового регулирования
1.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………...5
1.2. Правовые стимулы как средства правового регулирования…………….8
Глава 2. Понятие, признаки и функции правовых льгот и поощрений
2.1. Понятие, признаки и функции правовых льгот………………………...13
2.2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений…………………..22
Глава 3. Поощрительные санкции……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теме Льготы и поощрения в праве.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

В санкции же поощрительной  нормы фиксируются благоприятные  последствия, меры вознаграждения. В  уголовно-правовой санкции - соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Более того, точно так  же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут  использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что "за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в книгу Почета; на доску Почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, и т.п.

Анализ данной статьи показьюает, что меры поощрения "растут" прямо пропорционально "росту" заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме  повышаются пропорционально повышению  общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.

В-пятых, поощрительные  санкции во многих нормативных актах  зачастую расположены рядом с  мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 "Поощрения за особые трудовые заслуги" и ст. 135 "Взыскания  за нарушение трудовой дисциплины"); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 "Поощрения за труд" и ст. 92 "Дисциплинарные взыскания"); в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 13 "Поощрения государственного служащего" и ст. 14 "Ответственность государственного служащего"), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 "Поощрения за успехи в служебной деятельности" и ст. 38 "Взыскания за нарушение служебной дисциплины") и т.д.

В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"1 о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое рядопо-ложение позволяет говорит о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения "стимулирующего веса" его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории "санкция", ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

 

 

 

 

Заключение

В заключение проведенных  исследований по изучаемой теме, можно отметить основные моменты данной работы:

При принципиальном изменении власти, как правило, принципиально менялась и система поощрения, которая зачастую данную власть обслуживала. История подтверждает это многократными примерами

  Система правовых поощрений в конкретно-исторический период развития России — своеобразная реакция на актуальные потребности и проблемы, существовавшие в тот или иной момент в данном российском обществе, то есть институт поощрений является комплексным юридическим средством достижения поставленных государством целей, способом решения соответствующих задач.

  Следует подчеркнуть,  что возникновение и эволюция  правовых форм поощрения, их  качественное изменение и количественный  рост всегда были зависимы, производны  от состояния базисных отношений. Объем правового поощрения, как и масштаб принуждения, обусловлен в своей основе сущностью государства и права. Соответственно социально-экономическому и политическому развитию общества появлялись и совершенствовались новые формы и виды поощрений. При этом, чем более высоким был уровень цивилизованности общества, тем более широкие сферы социальной жизни были охвачены поощрительными средствами.

Поскольку правовые нормы  выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что "поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях... права".

Поощрительный метод  как один из методов государственного управления занимает самостоятельное  место в системе управленческих методов и в соответствии с «разделением труда» играет важную, строго отведенную ему роль в осуществлении тех или иных государственных задач и функций.

 Проблема исследования  и эффективного использования  поощрительного метода приобретает особое значение в новых условиях развития российского общества, так как возрастание роли стимуляционных механизмов в системе государственного управления самым тесным образом связанно с процессом углубления демократии. Систему поощрений нельзя рассматривать как застывшую, раз и навсегда данную реальность. Условия и показатели поощрения должны постоянно совершенствоваться и соответствовать изменению ситуации, общественным, групповым и личным потребностям. Иначе любой вид поощрения неминуемо придет в несоответствие с новым содержанием заинтересованности. Поэтому если возникают недостатки в системе поощрений, то это вовсе не значит, что метод поощрения себя изжил- просто данная система нуждается в совершенствовании, а иногда и в кардинальном пересмотре.

Так же следует отметить и льготы , основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, всего населения, государства. Льготы связывают воедино все эти интересы и приводят к их взаимовыгодному существованию.

  Во- первых  компенсационная функция. Данная функция заключается в создании приблизительно равных условий, предоставлении одинаковых со всеми возможностей для лиц, которые находятся в неравных условиях в силу биологических или социальных причин.

  Так же вторая  функция стимулирующая функция. Правовые льготы способны побуждать лиц к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Данная функция правовых льгот выполняется также и дозволениями, и поощрениями. Однако в отличие от последних правовая льгота — это дополнительная возможность, которая предоставляется «сверх» какого-то уже имеющегося у лица права. Таким образом, стимулирующая сила у правовых льгот сильнее, чем у дозволений, но слабее — чем у поощрений

В заключении можно сделать  вывод, что льготы и поощрения в развитие государства играют особую роль, которую убрать просто невозможно так как они затрагивают почти все сферы общественной жизни. Само по себе трудовое право во многом в себе несёт не одну статью конкретно о льготах и поощрениях. Следовательно льготы и поощрения - это одно из основных составных частей развития права и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Список используемой литературы:

 

1. Нормы права как социальная информация Ю.В.Кудрявцев Москва 1981г.

2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года

3. Проблемы теории государства и права Ф.Н.Фаткуллин Казань 1987г.

5. Азаров Н.И. Теория  государства и права. Конспекты  лекций. – М.: МУБиУ, 2001.

6. Венгеров А.Б. Теория  государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

7. Малько А.В. Теория  государства и права: Учебник для профессиональных юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2000.

8. Межуев В.М. власть, демократия, привилегии // Вопросы философии. - 1991.

9. Общая теория государства  и права: Академический курс: В  2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. –  М., 1998. Т. 2.

10. Спиридонов Л.И. Теория  государства и права. Учебник.  – М.: “Проспект”, 2000.

11. Теория государства  и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2002. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.

 

1 Проблемы теории государства и права Ф.Н.Фаткуллин Казань 1987г.с.71

2 Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 1998.Т.2.с.15

3 Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 1998.Т.2.с.42

4 Дифференциация (от лат. differentia — различие) — выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам

5 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: “Проспект”, 2000. С. 49, 63.

6 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: “Проспект”, 2000. С. 55.

7 Козюк М. Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования. С. 60.

8 Власть, демократия, привилегии. С. 51.

9 Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997. С. 67–68.

10 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: “Проспект”, 2000.. С. 51

11 Козюк М. Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования. С. 60.

12 Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2002.  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.

С. 41, 54

13 Теория государства и права: Учебник / Под ред. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2002.  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.

. С. 24

14 Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для профессиональ-ных юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2000. С. 28–38 и др.

15Нормы права как социальная информация Ю.В.Кудрявцев Москва 1981г. c.52

 

16 Нормы права как социальная информация Ю.В.Кудрявцев Москва 1981г.стр.58


Информация о работе Льготы и поощрения в праве