Льготы и поощрения в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Льготы и поощрения в праве очень актуальная тема для права современной России, так как развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, является характерным принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т.д.

Содержание

Глава 1. Место льгот и поощрений в системе правового регулирования
1.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………...5
1.2. Правовые стимулы как средства правового регулирования…………….8
Глава 2. Понятие, признаки и функции правовых льгот и поощрений
2.1. Понятие, признаки и функции правовых льгот………………………...13
2.2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений…………………..22
Глава 3. Поощрительные санкции……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теме Льготы и поощрения в праве.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

  Правовые поощрения  являются одним из видов правовых  стимулов. Однако они выделены  в отдельную группу благодаря  наличию следующих отличительных  признаков:

1. Правовое поощрение  неразрывно связано с заслуженным  поведением. При этом заслуженное поведение есть добросовестный правомерный поступок, который связан со «сверхисполнением» субъектом правовых отношений своих юридических обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступает основанием для применения правового поощрения.

  Заслуженное поведение  также отличается следующими  характерными чертами:

  а) оно сопряжено  с социально-активным позитивным  поведением, с осуществлением правовых  обязанностей лица (проявление внешней  стороны заслуженного поведения;

  б) оно является  формой добросовестного отношения  лица к своему долгу (проявление  внутренней стороны заслуженного  поведения);

  в) оно связано  со «сверхисполнением» лицом  своих юридических обязанностей, т. е. является более позитивным, нежели простое выполнение обязанностей;

  г) оно направлено  на достижение общепризнанного  полезного результата;

  д) оно является  основанием для применения правовых  мер поощрительного характера,  так же как и правонарушения  являются основанием наказания  лица.

  2. Правовое поощрение может быть сопряжено только с добровольным поступком лица, не допускается элемент принуждения либо корысти. Однако само правовое поощрение в косвенной форме оказывает на лицо непринужденное влияние, под которым данное лицо стремится достигнуть общепризнанного юридически полезного результата.

  3. Правовые меры  поощрительного характера с юридической  стороны одобряют позитивные  действия лица, выступают одной  из форм вознаграждения со  стороны общества (государства) добровольного  заслуженного поведения лица. При этом правовые меры поощрительного характера являются качественной характеристикой и зависят от степени заслуженного поведения.

  4. Правовые поощрения  являются взаимовыгодными для  общества и самого поощряемого  лица, они сочетают в себе различные интересы и направлены на удовлетворение встречных. Иными словами, правовые поощрения являются формой одобрения корпоративного интереса.

  5. Как было указано  выше, правовое поощрение — это  один из видов юридических  стимулов, поэтому ему присущи  как общие функции правовых стимулов, так и некоторые специфические.

    Правовые поощрения  выполняют следующие отличительные  функции:

1. Контролирующая функция  (функция социального контроля). Осуществляя данную функцию, правовые  поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, сдерживают их от неправомерного, противозаконного, антиобщественного либо общественно опасного поведения.

  2. Мотивационная функция.  Правовое поощрение является  методом убеждения, побуждения  лица к заслуженному поведению,  к «сверхвыполнению» своих юридических обязанностей, к совершению общественно ценных действий, превосходящих обычные требования. Мотивация в данном случае основывается в обещании лицу взамен заслуженного поведения предоставления каких-либо  благоприятных последствий.

  3. Коммуникативная  функция. Правовые меры поощрительного  характера в определенной степени  являются носителями юридической  информации, они содержат в себе  конкретные сведения, исходящие  от властвующего субъекта —государственного  органа, должностного лица и направленные к объекту (участникам правовых отношений). Таким образом, существует постоянная связь между указанными субъектом и объектом.

  4. Оценивающая функция.  Посредством осуществления данной  функции правовые поощрения (а  именно — государственный орган, должностное лицо) дают официально признанную, положительную публичную оценку чьего-либо заслуженного поведения, одобряют его, выражают степень полезности деятельности для общества.

  5. Гарантирующая функция.  Правовые поощрения создают благоприятные условия для укрепления правовой дисциплины и правового порядка, обеспечивают реализацию юридических обязанностей лица.

  6. Распределительная  функция. Данная функция состоит  в том, что право, закрепляя  поощрительные меры взамен активного  добровольного заслуженного поведения, устанавливает тем самым благоприятные условия для пользования определенными благами. Таким образом, участники правовых отношений становятся перед выбором между возможностью получения мер поощрения либо их неполучением.

  7. Воспитательная функция. Правовые поощрения устанавливают образец правомерного заслуженного поведения, неизбежным последствием которого становится наступление правовых мер поощрительного характера. Таким образом, у субъекта правовых отношений вырабатывается положительное отношение к правомерным действиям и поступкам.

  Как указывалось  ранее, поощрение — это такой  вид правовых стимулов, который  содержится в санкции правовой  нормы. Таким образом, имеет  место наличие в праве так  называемых поощрительных санкций.  Следует отметить, что природа поощрительных санкций весьма сложная и спорная.

  Категория «поощрительные  санкции» вызывает немало дискуссий.  Есть и сторонники, и противники  использования в теории правоведения  данного термина. Однако наиболее  целесообразной представляется та точка зрения, согласно которой такое понятие, как «поощрительные санкции», имеет право на существование. В оправдание данному утверждению можно привести следующие аргументы:

  Во- первых смысловое значение слова «санкция» предполагает под собой наступление не только негативных, но и позитивных (благоприятных) последствий для лица. Санкция — это мера воздействия права на общество, средство социального контроля. Так же позитивные (поощрительные) санкции присущи всем видам социальных норм. Данная черта социальных норм является общей. Поскольку правовые нормы выступают разновидностью норм социальных, то на них также распространяется указанная общая черта. Одно из основных аргументов считают поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению правовых норм и призваны стимулировать правомерное поведение. В рамках теории правоведения данное понимание правового поощрения является утвердившимся. Именно поэтому среди множества правовых санкций в отдельную группу выделяются поощрительные санкции, т. к. само слово «санкция» подразумевает под собой не только наказание, но и поощрение. В том числе и наличие поощрительных санкций оправдано задачей права в целом, которое направлено на сдерживание правонарушений, наказание виновных лиц, а также на стимулирование правомерного поведения, его поощрение.

    В гипотезе  и диспозиции, которые в поощрительной  правовой норме слиты так же, как и в уголовно-правовой, предлагается  модель правомерно активного  заслуженного поведения. Отличие  состоит лишь в том, что в санкции поощрительной правовой нормы фиксируются именно благоприятные юридические последствия, а не наказание, как в уголовно-правовой норме. Так же как правило, правовые меры поощрительного характера располагаются в нормативно-правовых актах в том же разделе, что и меры наказания. И наконец признание преимущества выделения в отдельную группу таких правовых санкций, как меры поощрения, могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики.

 

 

 

Глава 3. Поощрительные  санкции

На мой взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Постараюсь выразить некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое  значение слова "санкция" выходит  не только на негативные, но и позитивные последствия. Так, одним из его смыслов „является "одобрение", "санкционирование", "разрешение". "Санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм..." (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 1167).

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи  всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, «наиболее распространено деление социальных санкций на "негативные", пресекающие нежелательное поведение, и "позитивные", стимулирующие желательное... Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена), формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами» (Философский эн­циклопедический словарь. М., 1989. С. 567).

Поскольку правовые нормы  выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что "поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях... права".

Далеко не случайно проблема поощрительных (положительных) санкций была поставлена первоначально в социологической, философской, психологической литературе, где большинство специалистов весьма аргументировано обосновывают существование подобного рода последствий у социальных норм.

О положительных (поощрительных, наградных) санкциях пишет П.А. Сорокин: «Если бы, например в России, где шаблоны "должного" поведения фиксированы в "Своде законов", вдруг уничтожены были бы все санкции, как положительные, так и отрицательные, как исходящие от государственной власти, так и от общественного мнения, - то можно себе представить, какая пертурбация произошла бы в междуиндивидуальном поведении членов государства...»15.

Идея поощрительных  санкций все больше поддерживается и представителями других наук. "С  точки зрения политологической, - подчеркивает, в частности, Л.С. Мамут, - санкция вовсе не есть только наказание. Ее целесообразно толковать как всякую практическую реакцию людей на определенные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение осуждаемых, нежелательных поступков (санкции негативные)".

"Поощрительные санкции  (данный вид признается не всеми,  поскольку о поощрительных нормах  права стали писать совсем  недавно) выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение".

Думается, что в юридической  науке подобное понимание санкции (при всей условности термина "поощрительная") необходимо. Поэтому следует поддержать мнение тех ученых, которые высказываются за выделение в нормах права специальных поощрительных санкций.

В зарубежной правовой литературе получила признание также данная точка зрения: «Слово "санкция" предусматривает нечто большее, чем наказание. Оно включает также  поощрение. Положительная сторона санкций (поощрения, стимулирование) менее широко известна, потому что литература пугает криминальной стороной... Но стимулирование есть важнейшая составная часть правовой системы». "Иногда право, - отмечает П. Сандевуар, - использует в качестве санкционирования норм технику вознаграждения".

В-третьих, логика общественного  развития, практика подсказывают, что  санкция - это не только некий отрицательный  результат (наказание), но и положительный  результат, который может выражаться в поощрении. Санкции, как последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, а также превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения преступлений.

Наличие поощрительных  санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании  правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры совместно  с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность  поощрительной санкции в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать  применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия - и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация "негативного" характера - указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата - содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не в диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогностическая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо).

Как считает B.C. Жеребин, "сведение правовых санкций лишь к их отрицательному значению ведет  к одностороннему пониманию управленческого воздействия... правовых норм"16.

В-четвертых, структура  юридических норм поощрительного характера  внешне напоминает структуру большинства  уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые  в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. Верно замечено, что «в отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы, где диспозиция становится командой: "действуй так-то", диспозиция поощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата».

Информация о работе Льготы и поощрения в праве