Льготы и поощрения в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 04:43, реферат

Краткое описание

Актуальность темы: Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, является характерным принцип сочетания стимулирования и ограничений. Данный принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и другие виды поощрения и.т. п., с другой запреты, приостановления, и другие виды юридической ответственности и т.д. В исследовании будет проанализирована одна из сторон указанного принципа, а именно льготы и поощрения в праве. Такие методы правового регулирования имеют огромное значение и играют большую роль в процессе развития всего современного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: МЕСТО ЛЬГОТ И ПООЩЕРЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие механизма правового регулирования…………………………….5
1.2 Правовые стимулы как средства правового регулирования……………...7
ГЛАВА 2: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ И ПООЩРЕНИЙ…………………………………………………………………..10
2.1 Понятие, признаки и функции правовых льгот…………………………..10
2.2 Понятие, признаки и функции правовых поощрений……………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….25

Вложенные файлы: 1 файл

tgp.docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

 

 

федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

 

Институт экономики и права

Юридический факультет

 

Кафедра «Теория и история государства и права. Конституционное право»

 

 

 

Допущен к защите:

Заведующий кафедрой

____________ / к.т.н., доцент Ж.Б.Доржиев

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ

 

Исполнитель:       студент очной формы обучения группы ______

САХИНОВ РОДИОН  /                    /

 

 

 

 

Руководитель работы      /                                                        /  к.ю.н. С.В.Лозовская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ  2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 
ГЛАВА 1: МЕСТО ЛЬГОТ  И ПООЩЕРЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5 
1.1 Понятие механизма правового регулирования…………………………….5

1.2 Правовые стимулы как  средства правового регулирования……………...7

ГЛАВА 2: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ И ПООЩРЕНИЙ…………………………………………………………………..10

2.1 Понятие, признаки и  функции правовых льгот…………………………..10

2.2 Понятие, признаки и  функции правовых поощрений……………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

 

 Актуальность темы: Для права современной  России, развивающейся в направлении  формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, является характерным принцип сочетания  стимулирования и ограничений. Данный принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и другие виды поощрения и.т. п., с другой запреты, приостановления, и другие виды юридической ответственности и т.д. В исследовании будет проанализирована одна из сторон указанного принципа, а именно льготы и поощрения в праве. Такие методы правового регулирования имеют огромное значение и играют большую роль в процессе развития всего современного общества.  
      Поощрительные методы правового регулирования стимулируют  нужное для государства  и общества правомерное и социально  активное поведение. А именно, поощрительные нормы предписывают предоставление мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.  
       Нужно  отметить и  значимость льгот, так как в условиях формирования рыночных механизмов господствующими  в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. В настоящее время роль льгот значительно возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической и т.п. Налогообложение одна из главных и основных функций Российского государства. 

Объектом исследования является система правового регулирования.  
      Предмет исследования: правовые льготы и поощрения как средства правового регулирования общественных отношений.  
      Целью работы  является анализ и изучение особенностей действующей в современной России системы льгот и поощрений. И определение ее эффективности в сфере правового регулирования.  
       В соответствии с целью поставлены следующие задачи: 
- определить  актуальность  исследования системы льгот и  поощрений и определить  ее значимую роль в процессе правового регулирования жизни общества и государства в целом; 

-  рассмотреть понятие, признаки и функции правовых  льгот;

-  рассмотреть понятие, признаки  и функции правовых  поощрений;

Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых в области экономики, права, управления финансов, так же различные нормативно правовые акты Российской федераций и подзаконные нормативные  акты Российской Федерации, регулирующие область применения льгот и поощрений. В числе авторов следует отметить таких, как: Лазарева В.В., Малько А.В., Марченко М.Н., Хропанюка В.Н. и др.

Структура работы состоит из6введение,две главы заключение, список использованных источников информации.

 

 

     

ГЛАВА 1: МЕСТО ЛЬГОТ  И ПООЩЕРЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  
1.1 Понятие механизма правового регулирования


 

Правовое регулирование - это сложный и  многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения1. 
     Юридическая наука различает  понятия правового воздействия  и правового регулирования, поскольку  право уже своим существованием оказывает значительное влияние  на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. В этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. 
     Но тем не менее, необходимо  отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные  для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный  юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. 
     Понятие механизма правового  регулирования позволяет:

-собрать вместе все части юридической надстройки и факторы, на нее влияющие; 
     -расставить их по своим местам; 
     -увидеть основные функции, которые выполняют юридические, социальные и другие факторы в процессе правового регулирования, то есть в процессе выполнения правом своих функций; 
     - понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение, возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма; 
-  обосновать потребность совершенствования правового регулирования в обществе, повышения эффективности и качества реализации права, уровня юридической культуры всего населения и профессиональной культуры всех должностных лиц. (прежде всего, работников правоохранительных органов)

Категория механизма  правового регулирования является очень  многогранной, допускающей  разные подходы и позволяющей рассматривать ее в различных аспектах. 
      Например, считают, что  механизм правового регулирования  состоит из двух основных полярных элементов: во-первых, это способы  реализации, которые проявляются  в поведении людей, в совершении действий или в воздержании от действий2. Между названными способами признается наличие промежуточных звеньев – правосубъектности, юридических фактов, правоотношений, представляющих собой последовательные стадии перевода правовых предписаний в упорядоченность общественных отношений.      Из виду упускаются, акты реализации права и другие правовые средства. Дозволения и запреты, а также обязывания представляют собой существенный глубинный слой рассматриваемого механизма и содержатся в нормах права. Они приводят в действие все его звенья – правоотношения, правоприменение, акты реализации права, во многом определяя их содержание, сущность и особенности. 
       Механизм правового  регулирования – это система  правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений согласно с целями и задачами правового государства. 
       Четкость и  эффективность  механизма правового регулирования  общественных отношений зависит  от правильного толкования норм права  и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Четкое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства наиболее значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. Так, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования. 
    Основной целью правового  регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

 

1.2 Правовые стимулы как средства правового регулирования

 

Правовой стимул –  это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Признаки реализации правовых стимулов:  
1)они связаны с  благоприятными условиями для  осуществления собственных интересов  личности, потому что выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена меры наказания - это стимул); 
2) сообщают о расширении  объема возможностей, свободы, ибо  формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, поощрения; 
3) закрепляют за собой   положительную правовую мотивацию;  
4) намеривают собой повышение позитивной активности;  
5) направлены на упорядоченное  изменение общественных отношений. Выполняют функцию развития социальных связей. В данных признаках заключается их потребность и социальная ценность. 
      Правовые стимулы классифицируются по многим основаниям.    В зависимости  от элемента структуры нормы права  можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция). 
    На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает  субъективное право. Оно выражает возможность действия и связано  с удовлетворением собственных  интересов. 
    Наряду с субъективным правом стимулирующим средством в диспозиции также может быть и законный интерес, который является разновидностью дозволений и направлен на удовлетворение собственных интересов. 
     Законный интерес и субъективное право – различные правовые дозволения. Субъективное право – дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической надобностью. Законный интерес тоже можно считать возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разреженность действий. Поэтому , законный интерес есть простая правовая дозволенность, в которой нет указания действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Такое положение может служить основным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов. 
     Льгота выражается в  предоставлении разнообразных  преимуществ. (частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения). Например, закрепляет в нормативных актах налоговые льготы для предпринимателей, законодатель стимулирует в конечном счете общественно полезную деятельность определенных категорий граждан, повышает позитивную активность, создает благоприятные условия для удовлетворения их интересов. 
    Поощрение выступает  в роли стимула на уровне санкции, так как санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными. 
     В зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы подразделяются на конституционные, гражданские, административные  и т.д.; от объема – на основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); в зависимости от времени действия – на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания – на материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ И ПООЩРЕНИЙ

Понятие, признаки и функции правовых льгот

В настоящее время в России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. В соотвествии с этим трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Так как, установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности. Налогообложение - одна из основных функций Российского государства.

Такие модификации отражаются и на правовом регулировании, методы которого тоже претерпевают изменения. Широкое использование льгот в правовом воздействии означает собой в определенной мере расширение диспозитивных (и в какой-то степени и поощрительных) методов, создает новый моральный, психологический и юридический климат в обществе.

Льготы – это прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В настоящей весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется полное изменение системы льгот за тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать многочисленные слои населения, нуждающееся в социальной защите.

Более того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из главных и важных юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и других3.

Статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится распространенным и универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения.

Правовая льгота- это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав и преимуществ, так и в освобождении от обязанностей.

Информация о работе Льготы и поощрения в праве