Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 04:43, реферат
Актуальность темы: Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, является характерным принцип сочетания стимулирования и ограничений. Данный принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и другие виды поощрения и.т. п., с другой запреты, приостановления, и другие виды юридической ответственности и т.д. В исследовании будет проанализирована одна из сторон указанного принципа, а именно льготы и поощрения в праве. Такие методы правового регулирования имеют огромное значение и играют большую роль в процессе развития всего современного общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: МЕСТО ЛЬГОТ И ПООЩЕРЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие механизма правового регулирования…………………………….5
1.2 Правовые стимулы как средства правового регулирования……………...7
ГЛАВА 2: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ И ПООЩРЕНИЙ…………………………………………………………………..10
2.1 Понятие, признаки и функции правовых льгот…………………………..10
2.2 Понятие, признаки и функции правовых поощрений……………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….25
4. Поощрение выгодно для общества и поощряемого субъекта, сочетает различные интересы, удовлетворяя «стороны» благоприятными последствиями. Это одно из юридических средств, активно работающее на общий интерес (государственный, общественный).
5. Поощрение – это юридический стимул весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Так, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает от антиобщественного, противозаконного поведения.
Правовые поощрения выполняют контролирующую, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, мотивационную, воспитательную функции. Осуществляя функцию социального контроля, поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов.
Мотивационная функция - поощрение побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.
Коммуникативная функция - поощрительные меры содержат определенную юридическую информацию, конкретные сведения, поступающие от субъекта управления к объекту (лицам), и служат тем самым способом связи между ними.
С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его.
Гарантирующая функция - поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств, прежде всего обязанностей.
Воспитательная функция - поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству.
Поощрение важно соотнести с такими понятиями, как вознаграждение и убеждение.
Термин «вознаграждение» в словарях русского языка трактуется в двух смыслах: как награда и как плата за услуги. Награда выступает составной частью поощрения, государственная же награда, как отмечено в Положении о государственных наградах Российской Федерации, «является высшей формой поощрения граждан…»
Отличие поощрения от платы за услуги заключается в том, что если первое применяется за заслуги, то второе - за услуги, которые тоже являются полезными действиями, но вовсе не связаны с превышением обычных требований.
Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от предмета правового регулирования поощрения подразделяются на конституционные (ордена как государственная награда), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой) и т.д.; от характера - на материальные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); в зависимости от сферы использования - на поощрения в сфере литературы, искусства, государственной и военной службы и т.п.; в зависимости от применяющих их субъектов - на государственные (президентские, правительственные и т.п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); в зависимости от содержания - на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше данного звания,); в зависимости от иерархии - на общефедеральные, региональные и локальные; в зависимости от формы связи с благом - на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел).
Нужно отметить, что такие формы поощрения в Российской Федерации, как ордена и медали, не имеют пока законодательной основы, ибо их вручение производится в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ. Как и многие сферы общественной жизни, которые должны быть упорядочены на уровне закона, процесс государственного награждения в России регламентируется «указным» правом. Поэтому назревает необходимость принятия Федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации».
Одно из важнейших условий эффективности наград - своевременная их выдача. Такое положение сегодня далеко не всегда учитывается при вручении поощрений. Так, согласно статье 11 Положения о золотой и серебряной медали «За особые успехи в учении» и похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов», утвержденного Приказом министра образования РФ 24 февраля 1995 г., такие поощрительные меры «вручаются награжденным выпускникам вместе с документами об образовании по окончании итоговой аттестации».
Отмечается в прессе, золотых медалей пока не хватает на всех выпускников школ.
Существует и проблема, связанная с формами установления поощрений в законодательстве. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в данном законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах.
Таким образом, анализ института поощрений показывает, что целый ряд связанных с ним вопросов нуждается в дополнительной проработке и упорядочении применительно к современным условиям России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При принципиальном изменении власти, в основном всегда, менялась система поощрения, которая зачастую данную власть обслуживала. История подтверждает это частыми примерами.
Система правовых поощрений и льгот в исторический период России - своеобразная реакция на актуальные потребности и проблемы, существовавшие в той или другой момент в данном российском обществе, ибо институт поощрений является комплексным юридическим средством достижения поставленных целей, способом достижения решения соответствующих задач.
Льготы – это прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В настоящей весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется полное изменение системы льгот за тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать многочисленные слои населения, нуждающееся в социальной защите.
Признаками правовых льгот являются:
- льготы сопровождаются
более полным удовлетворением
интересов субъектов, облегчением
условий их жизнедеятельности, что
обязательно должно
- правовые льготы выступают
правомерными исключениями, законными
изъятиями, установленными компетентными
органами в нормативных актах
в соответствии с
Главная и основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.
В настоящее время одна из основных проблем - отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле реализации льгот.
Правовое поощрение - это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, и для него наступают благоприятные последствия.
Признаками правовых поощрений являются:
- Поощрение связано с заслуженным поведением
- Поощрение сопряжено
с сугубо добровольным
-Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения
Поощрение выгодно для общества и поощряемого субъекта, сочетает различные интересы.
Правовые поощрения выполняют контролирующую, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, мотивационную, воспитательную функции.
Льготы и поощрения играют особую роль в развитии государства, которую убрать невозможно, так как они затрагивают почти все сферы общественной жизни государства. Само по себе трудовое право несет не одну статью о льготах и поощрениях. Следовательно, льготы и поощрения – это одно из основных составных частей развития права и общества в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
1.Нормативно-правовые акты:
1.1 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
1.2 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015).
1.3 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. 06.04.2015).
1.4 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. 05.05.2014).
1.5 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. 31.12.2014).
1.6 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 06.04.2015).
1.7 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне".
1.8 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 31.12.2014) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним...».
1.9 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).
1.10 Указ Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 (ред. от 07.09.2010) "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".
2. Специальная литература:
2.1 Анненкова В.Г. Система государственных гарантий обеспечения единства российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - №7.
2.2 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 704.
2.3 Венгеров А.Б Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2006. - (Сер. «Высшее юридическое образование»).
2.4 Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в РФ // Журнал российского права. - 2011. - №6.
2.5 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРИСТЪ, 2006.
2.6 Малько А.В. Льготы и поощрения
как важнейшие правовые средства регионального законодательства.//
2.7 Радько, Т.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. – 829с.
2.8 Теория и история права и
государства; История учений о
праве и государстве /И. С. Морозова ; Науч.
конс. А. В.
2.9 Малько. - Саратов,2007. -46 с.-Библиогр. :
с. 39 - 46.60.
2.10 Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., М.: КНОРУС, 2012.
2.11 Теория государства и права. Учебник. Ред. Садовничий В.А., - М., Зерцало, 2009, - 320с.
2.12 Справочный источник: Консультант.
2.13 Справочный источник: Гарант.
1 Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., М.: КНОРУС, 2012.
2 Малько А.В. Льготы и поощрения как важнейшие
правовые средства регионального законодательства.//
3Теория и история права и государства;
История учений о
праве и государстве /И. С. Морозова ; Науч.
конс. А. В.
Малько. - Саратов,2007. -46 с.-Библиогр. : с.
39 - 46.60.
4 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне"
5 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред.
от 31.12.2014) «О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним...»
6 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)
7 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
8 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 704 с.
9 Указ Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 (ред. от 07.09.2010) "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации"