Льготы и поощрения в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 04:43, реферат

Краткое описание

Актуальность темы: Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, является характерным принцип сочетания стимулирования и ограничений. Данный принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и другие виды поощрения и.т. п., с другой запреты, приостановления, и другие виды юридической ответственности и т.д. В исследовании будет проанализирована одна из сторон указанного принципа, а именно льготы и поощрения в праве. Такие методы правового регулирования имеют огромное значение и играют большую роль в процессе развития всего современного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: МЕСТО ЛЬГОТ И ПООЩЕРЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие механизма правового регулирования…………………………….5
1.2 Правовые стимулы как средства правового регулирования……………...7
ГЛАВА 2: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ И ПООЩРЕНИЙ…………………………………………………………………..10
2.1 Понятие, признаки и функции правовых льгот…………………………..10
2.2 Понятие, признаки и функции правовых поощрений……………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….25

Вложенные файлы: 1 файл

tgp.docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

Признаками правовых льгот  являются:

     - льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот целью законодательства является, социально защитить и улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Или увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного, причем это связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в каком – та конкретном регионе.

- правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированное оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Например, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу и.т.п. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления должны, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для злоупотреблений.

Льготы - это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

- правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, в основном, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель - свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии.  

Привилегии есть специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий в следующем:

1. Если льготы призваны облегчать  положение различного рода субъектов, то привилегии в основном ориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, организациям и другим субъектам. Об этом отмечается в ряде нормативных актов: в статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» в редакции ред. от 21.12.2013 г.4;

2. Льготы распространяются на  больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права - справедливость, равноправие и т.п.

3. Если льготы в доминанте  своей характеризуют специальный  правовой статус субъектов, ибо  предусматриваются главным образом  для соответствующих групп и  слоев населения (инвалидов, пенсионеров и др.), то привилегии могут устанавливаться, как в специальном (дипломаты, депутаты и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ). Так как, они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

4. Привилегии выступают более  детальными и персонифицированными  юридическими средствами, следующим  по сравнению со льготами уровнем  дифференциации правового регулирования. Привилегии - это изъятия как из  общих, так и из особенных норм  права. Поэтому в принципиальном  плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).

5. В силу различных социальных  ролей, которые выполняют разные  субъекты в жизнедеятельности  общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить»  их фактическое неравенство, с  другой же - посредством привилегий  юридически «выделяет» тех, кому  это необходимо для полноценного  осуществления специфических обязанностей. В любом обществе, где присутствует власть, т.е. выполняются разные публично-политические функции, появляется необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.

В целях полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и нужны  юридические преимущества такие как, привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство - без привилегий не обойтись.

Категорию «льгота» нужно отличать и от понятия «гарантия», которое является более широким по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, запреты и т.п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативно- правовых актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Например, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом 5 июля 1995 г., а именно в статье 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются разные льготы для данной категории лиц, это призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.

Главная и основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т.д.). Например, в Законе РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним...» отмечается, что действие настоящего закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Только они могут получить гарантии и компенсации5.

Правовые льготы, призванные достигать эту основную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Например, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Значит, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важное компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам.

В таком смысле льгота - это особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т.п. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.

В последнее время компенсационная функция правовых льгот распространятся и на более новые сферы. Так, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. для потребителя установлены определенные льготы. Например, согласно статье 1 («потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав»; согласно статье 23 потребитель при наличии уважительных причин в одностороннем порядке вправе изменить условия договора о предмете и обменять вещь)6.

Такие льготы не нарушают одного из основных правил рынка - равенства правового положения сторон, а наоборот, наполняют его реальным содержанием, не позволяют стать фикцией.

Льготы нельзя полностью отождествлять с компенсациями, ибо в ряде случаев, наряду с компенсационной, они выполняют и стимулирующую функцию: способны побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства и прочие.

Одна из основных проблем - отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле реализации льгот. Современная ситуация в России характеризуется постоянными изменениями, идет процесс передела собственности и власти. Противоречивость и нестабильность жизни и соответственно правовой системы оказывает влияние на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены, не согласованы.

Зачастую льготы используются как инструмент в политической борьбе в популистских целях, когда отдельные лидеры в период выборов пытаются расширить свою социальную базу, привлечь на свою сторону электорат.

 Вместе с тем, смена социального строя связана, как правило, и со сменой системы льгот, которая призвана содействовать проведению конкретной политики.

Негативное влияние на существующую систему льгот оказывают и проблемы становления российского федерализма: «парад суверенитетов», сепаратистские тенденции, региональные привилегии, несоблюдение принципа равноправия, закрепленного в ст. 5 Конституции РФ7. Республики пока имеют более значительные льготы, чем края и области. К тому же некоторые из членов Федерации (Татарстан, Башкортостан и др.) уже сейчас путем заключения отдельных договоров с общефедеральными властями так начали делить полномочия, что получают односторонние налоговые и бюджетные преимущества, устанавливая для себя «особый льготный статус».

От характера и объема льгот прежде всего зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

 

2.2 Понятие, признаки  и функции правовых поощрений

 

Правовое поощрение -  это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, и для него наступают благоприятные последствия. 

Признаки правового поощрения :

1. Поощрение связано с заслуженным поведением.  Заслуга - это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить - означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам8.

     Довольно часто в  самом содержании нормативного либо правоприменительного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, чем еще раз подчеркивается связь заслуги и поощрения. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установлены такие звания, как «заслуженный деятель науки Российской Федерации», «заслуженный юрист Российской Федерации», и т.п9.

Заслуга характеризуется следующими чертами:

а) она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей;

б) добросовестное отношение лица к своему долгу.

в) заслуга связана со «сверхисполнением» лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата

г) заслуга является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как и основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо  добровольным поступком. В поощрительной  норме содержится призыв совершить  желательное для общества и  государства действие, но не обязательное  для каждого отдельного субъекта. Выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Значит, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически  одобряют позитивные действия, выступая  формой вознаграждения со стороны  общества и государства добровольного  заслуженного поведения. Поощрение - разновидность одобрения. Если последнее - родовое понятие, то первое - видовое. Для правового поощрения нужны лишь определенные формы одобрения (юридические), с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

Информация о работе Льготы и поощрения в праве