Международный договор и его соотношение с источниками российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы курсовой подтверждается существованием целого ряда факторов, свидетельствующих о возрастающей роли международного права во внутренних делах государства, что указывает на необходимость своевременного приведения положений российского права в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, а также дальнейшего учета обозначенных международных регуляторов в правоприменительной, в том числе судебной, деятельности. В связи с указанными обстоятельствами требуют исследования проблемы общетеоретического плана, касающиеся определения статуса международных договоров Российской Федерации в соотношении с источниками права в Российской Федерации в ее правовой системе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5

Глава 1. Понятие и система источников права в современной России……..…7

§1.1. Понятие источников (форм) права…………………………………….…...9
§1.2. Классификация источников права…………………………………………
§1.3. Общая характеристика основных источников современного Российского права………………………………………………………………………….…....10


Глава 2. Международный договор как основной источник международного права…………………………………………………………………………….…15

§2.1. Международное право как особая система регулирования……………....15
§2.2. Юридическая природа международного договора…………………….…18
§2.3. Международный договор и другие источники международного права…19


Глава 3. Международный договор в правовой системе Российской федерации…………………………………………………………………………22

§3.1. Понятие форм международного договора и его структура………………22
§3.2. Соотношение международного договора с системой Российского права……………………………………………………………………………….24


Заключение………………………………………………………………………..30

Список используемых источников и литературы………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Нормативные договоры наиболее характерны для международного публичного и национального государственного (конституционного) права. Здесь они  играют роль важнейших форм (источников) права.

Значительную  роль нормативные договора имеют  в рамках осуществления положений  трудового права: коллективный договор (нормативный акт, регулирующий трудовые отношения между работодателем  и работниками, заключаемый между  администрацией предприятия и его  профсоюзной организацией); коллективное соглашение (нормативный акт —  специальное, отраслевое и генеральное  соглашение, с обязательствами по условиям труда, социальным гарантиям  для работников определенной профессии, отрасли, категории).

 

3. Правовой обычай.

Правовой  обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось  в результате длительного повторения определенных действии, в результате чего закрепилось как устойчивая норма.

Под обычаем  понимается правило поведения, сложившееся  на основе постоянных и единообразных  повторений каких-либо действий. Именно обычай являлся древнейшим источником информации о надлежащем поведении  в том или ином социуме. Возникнув  в глубокой древности, в период становления  государства и будучи санкционирован им, на долгие века обычай стал практически  единственной формой выражения волеизъявления нарождающейся публичной власти. В этом качестве он превратился в  обычное право, то есть в совокупность правил поведения, которые сложились  в обществе в результате их неоднократного традиционного применения, санкционированы  государственной властью, и в  силу этого стали общеобязательными  предписаниями. Сейчас правовые обычаи в процессе регламентации общественных отношений выполняют скромную вспомогательную роль. Наиболее распространены они в международном праве и частноправовых отраслях национальных правовых систем, а также в странах англосаксонского и традиционного права.

В межгосударственных отношениях под “общепризнанными принципами и нормами международного права” понимаются общеобязательные правила  поведения, признаваемые большинством государств (запрещение агрессивной  войны, самоопределение наций, мирное сосуществование и др.), основным источником которого является международный обычай.

В России в настоящее время правовой обычай как источник права имеет форму  делового обыкновения или обычая делового оборота (ст. 51 ГК РФ).5

Правовые  обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами:

а) в ходе судебной практики;

б) путем включения в закон.

4.Принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств. Принципы международного права — это императивные нормы международного права.

Международный договор - это соглашение между двумя и более государствами  или другими субъектами международного права, которое устанавливает, изменяет или прекращает их взаимные права  и обязанности.

Международный договор - основной и главный источник международного права (это отражено в Уставе ООН и в Статуте  Международного Суда ООН).

Международный договор - родовое понятие ,которое  охватывает все международные соглашения, которые могут иметь различные  наименования: договор, соглашение, конвенция, пакт, декларация, протокол и т.п., но обладают одинаковой юридической силой.6

Основные  виды международных договоров:

1.По форме:

а) письменные (как правило);

б) устные (т.н. джентльменские соглашения);

2.По количеству  участников:

а) двусторонние;

б) многосторонние (региональные и универсальные);

3.По характеру  возможности участвовать в договоре:

а) открытые ( потенциально могут участвовать  все государства);

б) закрытые (по определенным критериям ограничивается возможность участия );

4.По юридической  силе ( ее наличии, отсутствии):

а) правомерные;

б) неправомерные (недействительные).7

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международный договор как основной источник международного права.

§2.1 Международное право как особая система регулирования.

Международное право – сложный комплекс юридических  норм, создаваемых государствами  посредством согласования своих  интересов, формирующих самостоятельную  правовую систему, которая функционирует  во взаимодействии с правовыми системами  государств.8

Международное право по его базовым признакам  — совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений  — родственно праву государства, т.е. внутригосударственному (национальному) праву, являющемуся традиционным объектом изучения юриспруденции, начиная с  теории государства и права.

В отличие  от традиционной характеристики права  как сопутствующей определенному  государству категории, как регулятора внутригосударственных отношений, оценка международного права обусловлена  его особой ориентацией. Оно предназначено  для отношений, выходящих за юрисдикционные рамки отдельного государства, т. е. для отношений, затрагивающих интересы нескольких, многих или всех государств. Такие отношения называются межгосударственными, а с учетом вовлечения в них  иных, чем государства, субъектов  — международными.

В соответствии с особым предметом регулирования  формируется и специфический  метод регулирования.

Правила международного общения создаются  государствами посредством согласования их позиций как в процессе определения  содержания этих правил, так и при  признании их обязательными.

Следовательно, основание формирования международно-правовых норм — это совместное волеизъявление государств, а не односторонняя деятельность органов одного государства.

Формы существования  этих норм, т.е. источники международного права, определяются самими государствами  в процессе нормотворческой деятельности.

Международное право имеет сложную нормативную  структуру, включая в себя как  единые для всех или для большинства  государств правила и договоры, именуемые  общепризнанными, универсальными, так  и правила, относящиеся к группе государств либо принятые несколькими  или только двумя государствами (локальные нормы и договоры).9

В совокупности общепризнанных норм принято выделять императивные нормы общего международного права, которые принимаются и  признаются международным сообществом  государств в целом и отклонение от которых недопустимо (ст. 53 Венской  конвенции о праве международных  договоров). Эти нормы обладают высшей юридической силой; противоречащие им договоры считаются ничтожными. К ним прежде всего относятся  нормы-принципы, составляющие основу всей международно-правовой системы. Общепризнанные нормы определяют главные черты  содержания международного права, обусловливают  его социальную и юридическую  ценность для всех государств, общечеловеческую ценность.

Каждое  государство на базе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними участвует в формировании локальных норм, связывающих его  лишь с отдельными государствами.

Иначе говоря, у каждого государства образуется своя международно-правовая сфера, охватывающая наряду с общим международным  правом индивидуализированные по кругу  участников договоры.

Для Российской Федерации, как и для всех (или  большинства) государств, имеют императивное юридическое значение такие универсальные  акты, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве  международных договоров, Венская  конвенция о дипломатических  сношениях, международные пакты  о правах человека, Конвенция ООН  о международной купле-продаже  товаров и др.

Однако  многие договоры по своему содержанию и целевому назначению ориентированы  на взаимодействие Российской Федерации  с отдельными государствами либо в рамках группы государств. Имеются  в виду договоры двусторонние и многосторонние, но с ограниченным, в том числе  по региональному признаку, числом участников.10

Получила  официальное закрепление формулировка: "международные договоры Российской федерации", которая воплощена  в ряде статей Конституции Российской Федерации, в наименовании и тексте Федерального закона "О международных  договорах Российской Федерации", во многих федеральных законах.

Международное право как особая система регулирования  характеризуется собственным механизмом реализации.

Международный механизм реализации (правоприменения) состоит из двух компонентов —  конвенционного и институционного. Первый — конвенционный — включает в себя договоры (конвенции) и иные международные акты, которые предназначены  для конкретизации и толкования договоров, содержащих основополагающие нормы, для обеспечения их добросовестного  выполнения, а также для осуществления  международного контроля. Второй —  институционный — охватывает организационно-правовую деятельность государств и иных субъектов, включая, в частности, работу специальных  международных комитетов, комиссией, судебных учреждений, проведение совещаний, конференций, функционирование международных  организаций. С международным механизмом взаимодействует внутригосударственный механизм, элементами которого являются законы и иные нормативные акты, предназначенные для развития в соответствии с международными предписаниями национального законодательства, для обеспечения выполнения договорных норм, и органы государства, обладающие компетенцией в сфере выполнения международных обязательств. Неисполнение международных обязательств, нарушение согласованных государствами международных норм влечет за собой международно-правовую ответственность.11

 

§2.2 Юридическая природа международного договора.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. В литературе высказывается  критическое мнение относительно включения  в правовую систему страны всех общепризнанных принципов и норм международного права на том основании, что многие из них предназначены для регулирования  только межгосударственных отношений. Действительно, эти принципы и нормы, как и международное право  в целом, предназначены для регулирования  межгосударственных отношений. Конституция  РФ обязала все органы государственной  власти следовать этим принципам  и нормам, создав конституционную  гарантию соблюдения общепризнанных принципов  и норм.12

Согласно  ч. 4 ст. 15 Конституции нормы международных  договоров имеют преимущественную силу перед законами в том случае, если они содержат иные правила поведения. При этом выражение «иные правила» подразумевает любые несоответствия правил закона и договора. В соответствии с подпункте «а» п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах  РФ», такие международные договоры подлежат обязательной ратификации.

В определении  Конституционного Суда от 3 июля 1997 года по запросу Московского областного суда устанавливается, что международный  договор обладает преимуществом  по отношению ко всякой норме внутреннего  права, а не только по отношению к  закону.13

Важное  юридическое значение для определения  места международных договоров  в российской правовой системе имеет  норма ст. 22 Федерального закона «О международных договорах РФ», согласно которой если международный договор  содержит правила, требующие изменения  отдельных положений Конституции, то решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих  поправок в Конституцию или пересмотра ее положений.14 Тем самым гарантируется юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой.

Российской  правовой системе международный  договор, устанавливающий не соответствующее  закону правило поведения, можно  поместить между федеральными и  федеральными конституционными законами.

Международный договор, устанавливающий иные правила, не отменяет действия российского закона. Его преимущественная сила может  проявляться только на стадии правоприменения.

 

§2.3 Международный договор и другие источники международного права.

Международный договор - основной и главный источник международного права (это отражено в Уставе ООН и в Статуте  Международного Суда ООН).

Международный договор характеризуется как  основной источник международного права  благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и  обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению правовых норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены иные все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.15

Информация о работе Международный договор и его соотношение с источниками российского права