Международный договор и его соотношение с источниками российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы курсовой подтверждается существованием целого ряда факторов, свидетельствующих о возрастающей роли международного права во внутренних делах государства, что указывает на необходимость своевременного приведения положений российского права в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, а также дальнейшего учета обозначенных международных регуляторов в правоприменительной, в том числе судебной, деятельности. В связи с указанными обстоятельствами требуют исследования проблемы общетеоретического плана, касающиеся определения статуса международных договоров Российской Федерации в соотношении с источниками права в Российской Федерации в ее правовой системе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5

Глава 1. Понятие и система источников права в современной России……..…7

§1.1. Понятие источников (форм) права…………………………………….…...9
§1.2. Классификация источников права…………………………………………
§1.3. Общая характеристика основных источников современного Российского права………………………………………………………………………….…....10


Глава 2. Международный договор как основной источник международного права…………………………………………………………………………….…15

§2.1. Международное право как особая система регулирования……………....15
§2.2. Юридическая природа международного договора…………………….…18
§2.3. Международный договор и другие источники международного права…19


Глава 3. Международный договор в правовой системе Российской федерации…………………………………………………………………………22

§3.1. Понятие форм международного договора и его структура………………22
§3.2. Соотношение международного договора с системой Российского права……………………………………………………………………………….24


Заключение………………………………………………………………………..30

Список используемых источников и литературы………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Вполне  закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве  международных договоров, признали: «все возрастающее значение договоров  как источника международного права  и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».16

Особое  значение приобрели общие многосторонние договоры, призванные регулировать отношения, которые представляют интерес для  международного сообщества государств в целом.17

В последнем  случае источники международного права  принято делить на основные и вспомогательные. К числу основных относят международные  договоры и международно-правовые обычаи.18

Международный договор, как уже было сказано  ранее, понимается как письменное соглашение между субъектами международного права, регулируемое соответствующими нормами  общего международного права. Совокупность и система (подсистема) таких норм составляет отдельную относительно самостоятельную структуру международного права (его отрасль), именуемую правом международных договоров.

Следующим основным источником является международный  обычай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет, во-первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. международный обычай – это молчаливо признанное, сложившееся в результате длительного применения правило поведения субъектов международного права, возникшее в сфере международных отношений и признанное или санкционированное государством.

О международном  обычае речь, следовательно, идет как  о норме общего международного права. И, в частности, потому, что формирование локального многостороннего международного обычая хотя в принципе и возможно, но происходит крайне редко. Двусторонний же обычай вообще не имеет смысла.19

Вспомогательными  источниками международного права  принято считать прецедент и  доктрину.

Соответственно  источники международного права  — это формы, в которых выражены правила поведения субъектов  международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Международный договор  в правовой системе РФ.

§3.1 Понятие форм международного договора и его структура.

Форма международных договоров  бывает письменной и устной. Из определения понятия международного договора следует, что под действие Венских конвенций 1969 и 1986 годов подпадают договоры в письменной форме. Однако,  государства могут заключать договоры и в устной форме, получившие наименование “джентльменских соглашений”. Они имеют такую же юридическую силу, что и договоры в письменной форме.21

Встречаются и такие наименования международных  договоров, как пакты, хартии, трактаты, совместные декларации, заявления, коммюнике, уставы, статуты, протоколы, обмен нотами и многие другие. Юридического значения это не имеет. Обмен нотами (письмами) является не только особым наименованием, но и своеобразным, упрощенным способом заключения международного договора. Но договор в форме обмена нотами обладает такой же юридической силой, как и обычный договор. Договоры могут быть не только письменными, но и устными. Последние встречаются  очень редко. Устные договоры так  же обязательны, как и письменные.22

Международные организации заключают международные  договоры в трех основных формах: международное  соглашение (чаще всего), обмен письмами (нотами) и параллельные резолюции. Отсутствуют такие наименования, как договор, пакт, конвенция. Но это  не значит, что таковые не могут  быть использованы в будущем. В отличие  от практики заключения межгосударственных договоров, языковой принцип в договорах  международных организаций не всегда соблюдается. Очевидно, что принцип  равноправия языков и здесь должен применяться более последовательно.23

Под структурой договора понимаются составные части  договора. К ним относятся название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон. Договор представляет собой единую систему взаимосвязанных  норм. Поэтому он должен рассматриваться  как единое целое, в котором все  постановления обязательны для  сторон. Основными элементами структуры договора являются:

1. преамбула  (введение), где указываются цели  договора, а так же ряд формальных моментов (название договора и сторон, иногда фамилии уполномоченных, проверка полномочий и другие) и реже 
многосторонние договоры составляются обычно на наиболее распространенных языках мира: английском, французском, испанском, русском, а заключаемые в рамках ООН — еще и на арабском и китайском языках. Все эти шесть языков являются официальны ми языками ООН.

2. конкретные  нормы (например, в мирных договорах  — о прекращении состояния  войны); центральная часть, которая  содержит положения по существу  регулируемых отношений;

3. заключительная  часть, которая включает положения  о порядке вступления в силу, действии и прекращении действия  договора.

В настоящее  время положения договора обычно делятся на статьи, а иногда на главы (Устав ООН, Женевские конвенции  о защите жертв войны 1949 г.) и даже части (Всемирная почтовая конвенция). Статьи иногда имеют свои наименования. Это облегчает пользование текстом  договора, особенно если он сложен или  значителен по объему.

Все более  широкое распространение получают приложения. Это как бы четвертая  часть договора. Однако для придания им силы самого договора нужно специальное  указание в нем или в приложении к нему. В противном случае такие  акты не будут частью самого договора.

Наличие всех элементов структуры в каждом договоре необязательно и не влияет на его юридическую силу: договор  без преамбулы, без заключительных статей так же обязателен и действителен, как и договор с этими частями.24 Договаривающиеся стороны сами определяют, на каких языках составляется текст договора. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, но они могут выбрать какой-либо другой язык или другие языки. Так, Портсмутский мирный договор 1905 года между Россией и Японией был исполнен на английском и французском языках. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон текст договора составляется и на третьем (нейтральном) языке.  Обязательного “языка договора” современное международное право не знает.25

В средние  века все договоры обычно писались на латинском языке. С XVII века латинский язык был вытеснен французским; в начале XX века английский язык наравне с французским становится языком дипломатии.26 Впрочем, от обычая заключения международных договоров на каком-либо одном общепринятом языке в XX веке отказались.   

После Великой Октябрьской социалистической революции, особенно после второй мировой войны русский язык официально признан международным и получает широкое применение на дипломатической арене. Так, Устав Организации Объединенных Наций составлен на русском, французском, английском, китайском и испанском языках. Договоры Российской Федерации с иностранными государствами обычно заключаются на русском языке и языке контрагента.27

 

§3.2 Соотношение международного договора с российской правовой системой.

Соотношения международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов  интеграции и глобализации.

Конституционное право закрепляет механизмы распространения  действия международно-правовых актов, международного права на национальные правовые системы. Институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы служит созданию государством необходимых правовых условий для реализации взятых на себя международных обязательств. Суверенным является решение государства о том, каким образом будет выполнено взятое обязательство, какая процедура будет избрана для реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве.28

Отечественным правоведением сформулированы критерии имплементации международно-правовых норм в российское законодательство при признании приоритета международного права и обеспечении суверенитета государства. 

Впервые положение о приоритете правил международного договора было включено в Основы гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик, установив, что  международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, которые регулируются гражданским  законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его  применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором  РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.29

В ст. 15  Конституция Российской Федерации 1993 г. утверждает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. Они действуют на основе принципа непосредственности действия международно-правовых норм. Однако речь идет лишь об императивных нормах, обладающих общеобязательным характером, - jus cogens. Императивная норма общего международного права "принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного права, носящей такой же характер" (ст.53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Исчерпывающего  перечня норм, обладающих подобным императивным характером, международное  право не дает. К ним, бесспорно, следует  отнести лишь приведенные в Уставе ООН и в Декларации о принципах  международного права 1970 г. основные принципы международного права.30

Проблема  непосредственности действия международно-правовых норм – предмет принципиальной дискуссии  в отечественном правоведении. Сторонники непосредственного действия (И.П. Блищенко, М.М. Солнцев) и его категорические противники (В.Г. Буткевич, С.В. Черниченко, В.А. Василенко, А.Л. Маковский, К.Ф. Егоров, О.П. Коровин) расходятся не столько  в подходе к роли международно-правовых норм, сколько в толковании самого явления "непосредственное применение".

На основе анализа положения Конституции  РФ о том, что если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, будто  приоритет над национальным законодательством  имеют любые договорные нормы  международного права. Подобным договором  является только международный договор  Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного  характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном  договоре, именно такой договор выступает  в качестве источника российского  права. Именно в момент ратификации  международного договора Россия принимает  на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что  речь идет о международном договоре, "решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона".31

Соотношение норм международного права и международных  договоров России наряду с ч.4 ст.15 Конституции закрепляется в п."б" ст.86, п."г" ст.106, ч.6 ст.125 Конституции  Российской Федерации и Федеральном  законе "О международных договорах  Российской Федерации".

Российское  законодательство в ст.6 Федерального закона "О международных договорах  Российской Федерации" закрепляет следующие  процедуры включения положений  международно-правовых актов, международных  соглашений России в российскую правовую систему: а) согласие Российской Федерации  на обязательность для нее международного договора; б) подписание международного договора; в) обмен документами, образующими  договор; г) ратификация; д) утверждение; е) принятие; ж) присоединение; з) иные способы  выражения согласия по договоренности сторон.32

Федеральным законом "О международных договорах  Российской Федерации" устанавливаются  процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование  целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь  Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических  и иных последствий ратификации  международного договора.

Федеральный закон "О международных договорах  Российской Федерации" впервые в  отечественном праве закрепляет положение, что вместе с осуществлением процедуры ратификации должны быть определены меры по обеспечению выполнения Россией ратифицируемого договора и выработаны механизмы защиты интересов  России в связи с участием в  ратифицируемом договоре. На международные  договоры в полной мере распространяется положение Конституции Российской Федерации об обязательном опубликовании нормативных правовых актов и о неприменении любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы (ч.3 ст.15 Конституции РФ).33

Поэтому наиболее корректной представляется позиция  исследователей, являющихся сторонниками трансформации положений международного права в национальную правовую систему (Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашук, Р.А. Мюллерсон, Г.И. Курдюков, А.М. Васильев).

Включение норм международного права в национальную правовую систему опосредуется решениями  органов государственной власти страны. Ратификация и иные виды трансформации представляют собой  механизм защиты национальной правовой системы от проникновения правовых положений, являющихся чужеродными  для данной правовой системы. В известном  смысле можно говорить о натурализации  правовых норм в системе национального  права.

Информация о работе Международный договор и его соотношение с источниками российского права