Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:57, курсовая работа
Поэтому цель данной работы – изучение института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и выявление недостатков его правового регулирования. Автор ставит перед работой следующие задачи:
1. Провести анализ рассматриваемого института на основе исследования законодательства и научных изысканий в данной области как в бывшем СССР, в эпоху реформ 90-х годов и в современной России .
2. Провести анализ закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству», других нормативно-правовых актов, положений судебной практики.
3. Выявить проблемы механизма реализации и предложить пути их решения.
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§1.1 История развития института обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства……………..5
§1.2 Современное состояние института обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве……………………………………………………8
ГЛАВА 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ, ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§2.1 Меры безопасности согласно действующему законодательству……….14
§2.2 Основания и порядок осуществления мер защиты свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства……………25
§2.3 Права, обязанности и ответственность заинтересованных лиц…………27
Заключение…………………………………………………………………….....31
Список использованных источников…………………………………………..34
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§1.1 История развития института обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства……………..5
§1.2 Современное
состояние института обеспечения безопасности
свидетелей, потерпевших, других участников
уголовного судопроизводства в российском
законодательстве……………………………………
ГЛАВА 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ, ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§2.1 Меры безопасности согласно действующему законодательству……….14
§2.2 Основания и порядок осуществления мер защиты свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства……………25
§2.3 Права, обязанности и ответственность заинтересованных лиц…………27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..34
Введение
Статья 2 Конституции РФ провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства.
С начала 90-х годов проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела особую остроту. Для усиления государственной защиты этих лиц был принят ряд специальных правовых норм.
Одним из гарантов противодействия данному «посткриминальному» воздействию является в настоящее время система норм, обеспечивающих личную безопасность участников уголовного судопроизводства. Этот институт является относительно новым для российской правоприменительной практики, в связи с чем возникает множество проблем, от своевременного и правильного разрешения которых зависит эффективность защиты прав личности в уголовном процессе.
В первую очередь это касается мер и оснований государственной защиты свидетелей и потерпевших, поскольку именно государство должно быть заинтересовано в укреплении правопорядка, полноты и объективности расследования, которые невозможно обеспечить, если в стране отсутствует надежная система защиты указанных лиц. На мой взгляд, оптимальное решение этих вопросов должно быть основано не только на теоретических изысканиях, но и учитывать реалии российской правовой, экономической, политической, социальной действительности.
Данная курсовая работа посвящена изучению этого института уголовно-процессуального права, он является объектом и предметом исследования. В первой главе рассматривается история становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России, вопрос о его сущности и назначении. Вторая глава посвящена главным направлениям современного института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, кроме того, здесь сопоставляются законодательные нормы с условиями реальной действительности.
Актуальность темы обусловлена тем, что институт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства является новой и весьма специфической сферой правоохранительной деятельности. Практическая реализация данной функции представляет для правоохранительных органов определенную сложность.
Поэтому цель данной работы – изучение института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и выявление недостатков его правового регулирования. Автор ставит перед работой следующие задачи:
1. Провести анализ
рассматриваемого института на
основе исследования
2. Провести анализ
закона «О государственной
3. Выявить проблемы
механизма реализации и
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
1.1 История развития
института обеспечения
Современная постановка проблемы, связанной с защитой свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, как правило, ассоциируется с реформационными процессами начала 90-х годов прошлого столетия. Именно в это время Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик пополнились статьей 271, которая гласила: «при наличии достаточных данных, что потерпевшему, свидетелю или другим, участвующим в деле лицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны принять предусмотренные законодательством... меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности».1 Конечно, и до 1990 года свидетели и потерпевшие нуждались в обеспечении личной безопасности. Однако вопрос этот не ставился столь остро ни практиками, ни учеными.
Можно предположить, что безопасность свидетеля выводилась из наличия в Уголовном кодексе РСФСР (1960 г.) статьи 183, карающей за понуждение свидетеля к даче ложных показаний.
Вместе с тем наличие давления на свидетеля никогда не освобождало его от обязанности давать свидетельские показания. Привлечение его к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний по закону должно наступать независимо от мотивации противоправного поведения. Боязнь мести со стороны обвиняемого, по мнению комментаторов УК, всего лишь мотив для преступления против правосудия (дачи заведомо ложных показаний и отказа от свидетельствования) – не более.2
С начала 90-х годов проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела особую остроту. Для усиления государственной защиты этих лиц был принят ряд специальных правовых норм. Пункт 5 ст. 7 Закона РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»3 предусматривает одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Пункт 6 ст. 14 названного Закона предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, членов их семей, близких от преступных и иных противоправных посягательств. 6 мая 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».4
В 1997 году принятый Государственной Думой Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству» был одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом РФ. Основной причиной отклонения явилось то, что на реализацию указанного закона потребовались бы значительные финансовые ресурсы. Эта причина актуальна и сегодня. Однако следует отметить, что, по подсчетам специалистов, в случае принятия законопроекта раскрываемость преступлений значительно повысится, в том числе и в сфере экономических преступлений, что позволит вернуть в бюджет миллиарды похищенных средств и тем самым окупить если и не все, то большую часть затрат на реализацию закона.
Итогом всей предыдущей законотворческой деятельности стало введение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее УПК РФ)5 института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: свидетелей, потерпевших, иных участников уголовного процесса, а также их близких родственников, родственников и близких лиц, а затем и принятие в 2004 году соответствующего Федерального закона (далее – ФЗ №119, Закон).6
Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
1.2 Современное
состояние института
В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной защите основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона 20.08.2004 года №119-ФЗ, Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», других федеральных законов, Государственной программе, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации. Рассмотрим основные из перечисленных нормативных актов.
Как уже было сказано выше, Конституции РФ (а именно статья 2)7 провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства.
С принятием нового УПК РФ в российском законодательстве появились меры процессуального характера, направленные на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. В пункте 3 статьи 11 УПК РФ перечислены участники уголовного судопроизводства, в отношении которых в случае необходимости могут быть применены меры безопасности8. Кроме того, в УПК РФ названы некоторые виды мер безопасности: использование псевдонима (п. 9 статьи 166), контроль и запись переговоров (п. 2 статьи 186), опознание и допрос в судебном заседании в условиях, исключающих визуальное наблюдение (п. 8 статьи 193, п. 5 статьи 278), закрытое судебное заседание (пп. 4, п. 2 статьи 241). С появлением указанных мер можно говорить о создании специального института государственной защиты указанных лиц.
Однако одних лишь мер процессуального характера для защиты интересов потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, оказывающих ему содействие, явно недостаточно. Для обеспечения надлежащей государственной защиты целесообразно принятие специального закона, в котором предусмотрен комплекс соответствующих мер и механизм их реализации. Таким законом является Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на современном этапе – осуществление предусмотренных Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами 9. Государственной защите подлежат, в том числе, потерпевший; свидетель; частный обвинитель; гражданский истец, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Защите подлежат и близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных лиц (статья 2 Закона).
Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются: органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты; органы, осуществляющие меры безопасности; органы, осуществляющие меры социальной поддержки. Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.
В статье 3 Закона названы органы, на которые возлагается осуществление мер безопасности: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством РФ осуществление отдельных мер безопасности. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или прокурора соответствующими органами, расположенными по месту нахождения защищаемого лица (п.2 статьи 3 Закона). Меры безопасности в отношении военнослужащих осуществляются командованием соответствующих воинских частей, в отношении лиц, содержащихся в следственных изоляторах, находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Меры социальной поддержки осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
В стастье 4 Закона также названы принципы осуществления государственной защиты: законность, уважение прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц; прокурорский надзор и ведомственный контроль, использование гласных и негласных методов, недопустимость ущемления жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых лиц.
Информация о работе Меры безопасности согласно действующему законодательству