Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:57, курсовая работа
Поэтому цель данной работы – изучение института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и выявление недостатков его правового регулирования. Автор ставит перед работой следующие задачи:
1. Провести анализ рассматриваемого института на основе исследования законодательства и научных изысканий в данной области как в бывшем СССР, в эпоху реформ 90-х годов и в современной России .
2. Провести анализ закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству», других нормативно-правовых актов, положений судебной практики.
3. Выявить проблемы механизма реализации и предложить пути их решения.
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§1.1 История развития института обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства……………..5
§1.2 Современное состояние института обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве……………………………………………………8
ГЛАВА 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ, ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§2.1 Меры безопасности согласно действующему законодательству……….14
§2.2 Основания и порядок осуществления мер защиты свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства……………25
§2.3 Права, обязанности и ответственность заинтересованных лиц…………27
Заключение…………………………………………………………………….....31
Список использованных источников…………………………………………..34
Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право: 1) запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты; 2) производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, и меры социальной поддержки, для осуществления государственной защиты; 3) требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, и органов, осуществляющих меры социальной поддержки, применения дополнительных мер государственной защиты; 4) полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной поддержки по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры (ч. 1 статьи 24 Закона).
Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право: 1) избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные законом, определять способы их применения, изменять и дополнять их; 2) требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер; 3) обращаться в суд (к судье), к прокурору, начальнику органа дознания или следователю с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене; 4) проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Органы, осуществляющие меры социальной поддержки, имеют право: 1) запрашивать у органов, принимающих решение об осуществлении государственной защиты, и защищаемых лиц дополнительные сведения, необходимые для осуществления мер социальной поддержки; 2) обращаться в соответствующие органы с ходатайством об отмене мер социальной поддержки в случае установления обстоятельств, исключающих возможность применения указанных мер (ч. 3 статьи 24 Закона).
Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны: 1) немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной поддержки; 2) осуществлять все необходимые меры безопасности и меры социальной поддержки; 3) своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении, изменении, дополнении или отмене применения в отношении их мер безопасности и мер социальной поддержки; 4) разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении его государственной защиты (ч. 4 ст. 24 Закона).
Должностное лицо органа, обеспечивающего государственную защиту, виновное в непринятии решения об осуществлении государственной защиты или в ненадлежащем ее осуществлении, несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ в соответствии со статьей 25 Закона.
Разглашение сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.28
Заключение
В данной работе автором была рассмотрена история появления института государственной защиты участников уголовного судопроизводства в России, определена нормативная база, ставшая его основой еще в советский период и эпоху реформ. Решая следующую поставленную задачу, автором был произведен анализ действующего законодательства, регулирующего данный институт. В честности, особое внимание было уделено положениям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
О внесении изменений в ч.6 ст. 278 УПК РФ
Законодательно установлено
В статье 278 УПК РФ сказано: что в случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.
Недостатки
Данное положение показывает, что раскрытие данных лица, дающего показания, осуществляется без согласия данного лиц на это, что может привести в угрозе его жизни со стороны обвиняемого.
Предложение
Дополнить ч.6 ст. 278 УПК РФ: «В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями только с согласия лица, дающего показания. При отказе данного лица, огласить свои данные, исключив данные показания из исследуемого перечня доказательств».
Обоснование
Вышеизложенное предложение по изменению и дополнению законодательства, в совокупности, позволят осуществлять процесс защиты потерпевших, свидетелей более справедливо, т.к. суд, в случае угрозы данным лицам дающим показания со стороны обвиняемого, будет оглашать их данные только с согласия данных лиц.
О внесении дополнений в ФЗ №119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
Законодательно установлено
В п.1 ст.16 ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», сказано: Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
Недостатки
В данной статье нет точного определения словосочетания «реальная угроза», данное понятие дано расплывчато, без четких указаний на то, что именно может считать «реальной» угрозой.
Предложение
Внести п.4 ст.16 ФЗ №119 точное определение «реальной» угрозы, которое будет четко сформулированы с учетом мнения нескольких ученых, законодательства и экспертизы.
Обоснование
Данное предложение позволит устранить неточность в понимании закона, а также оснований для применения мер безопасности в отношении лиц, которые в ней нуждаются, а также позволит упростить порядок выявления данной необходимости.
Итак, изучив данную тему, автор приходит к выводу, что в российском законодательстве создан институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Он еще далек от совершенства, но несомненно одно: эти нормы помогут лучшему исполнению Российской Федерацией конституционной обязанности правового государства – признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Список использованных источников
Законы и иные нормативные акты:
(ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ – 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
Учебники и учебные пособия:
Статьи и научные публикации:
1 Закон СССР от 12 июня 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства СССР и СР» // Ведомости съезда народных депутатов СССР и ВС СССР. 1990. № 26. Ст. 495.
2 Комментарий к УК РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко. 2008. // http://www.twirpx.com
3 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) // СПС «КонсультантПлюс».
4 Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СПС «КонсультантПлюс».
5 Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // Российская газета № 249 –2001 – 22 декабря.
6 Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СПС «КонсультантПлюс».
7 Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. // Российская газета. №7 – 1994. – 21 января.
8 Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // Российская газета № 249 –2001 – 22 декабря.
9 Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СПС «КонсультантПлюс».
10 Уголовный кодекс Российской Федерации ред. от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ – 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
11 Зайцев О.А. Теория и практика участия свидетеля в уголовном процессе. Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 1992.
12 Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 №792 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
13 Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 200 "Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
14 Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 №792 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
15 Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // Российская газета №249 – 2001 – 22 декабря.
16 Указ Президента РФ от 06.03.1997 №188 (ред. от 23.09.2005) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // СПС «КонсультантПлюс»
17 Прокопьева С.И., Барановский В.М. Процессуальная безопасность свидетелей и потерпевших как средство обеспечения достоверности их показаний // Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Проблемы эффективности и практика применения: Сборник научных трудов / Отв. ред. М.Г. Миненок. – Калининград: Калининградский университет,. 1996. // http://www.twirpx.com
Информация о работе Меры безопасности согласно действующему законодательству