Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:57, курсовая работа
Поэтому цель данной работы – изучение института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и выявление недостатков его правового регулирования. Автор ставит перед работой следующие задачи:
1. Провести анализ рассматриваемого института на основе исследования законодательства и научных изысканий в данной области как в бывшем СССР, в эпоху реформ 90-х годов и в современной России .
2. Провести анализ закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству», других нормативно-правовых актов, положений судебной практики.
3. Выявить проблемы механизма реализации и предложить пути их решения.
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§1.1 История развития института обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства……………..5
§1.2 Современное состояние института обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве……………………………………………………8
ГЛАВА 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ, ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§2.1 Меры безопасности согласно действующему законодательству……….14
§2.2 Основания и порядок осуществления мер защиты свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства……………25
§2.3 Права, обязанности и ответственность заинтересованных лиц…………27
Заключение…………………………………………………………………….....31
Список использованных источников…………………………………………..34
В ходе судебного разбирательства возможны следующие меры защиты его участников: запрет председательствующим фотографирования, видеозаписи и киносъемки в судебном заседании, а также аудиозаписи – с тем чтобы ограничить круг граждан, которым защищаемый становится известен визуально (ч. 5 ст. 241 УПК РФ).20
Допрос в отсутствие публики отдельных лиц при открытом в целом судебном заседании – в соответствии с ч. 3 ст. 241 УПК РФ, где установлено, что определение суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено «в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части» (под «соответствующей частью» судебного разбирательства следует понимать не только, например, судебное следствие в целом, но и допрос отдельного участника процесса).
За рубежом применяются и другие меры безопасности, получившие признание со стороны Европейского Суда по правам человека как не противоречащие международно-правовым стандартам в сфере уголовного судопроизводства: 1) видеозапись показаний защищаемых граждан и воспроизведение ее в стадии судебного разбирательства без вызова в суд самих защищаемых; 2) ограничение материалов уголовного дела, предъявляемых для ознакомления обвиняемому и защитнику при окончании предварительного расследования; 3) использование видеотрансляции для допросов в суде лиц, находящихся вне зала судебного заседания; 4) допрос в суде вместо потерпевших и свидетелей должностных лиц правоохранительных органов, которым в ходе их служебной деятельности от потерпевших и свидетелей стали известны обстоятельства совершенного преступления; 5) временное ограничение права защитника и содержащегося под стражей подзащитного на свидания.21
Российский УПК этих мер не содержит, но в нем есть такая норма: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство (ч. 3 ст. 1 УПК РФ). Решения же Европейского Суда, в которых вышеперечисленные меры безопасности признаны правомерными, основаны на международном праве, более того, сами являются одним из важнейших его источников. Отсюда вывод, что, несмотря на отсутствие в УПК РФ прямого указания на вышеперечисленные защитные меры, использование их в России правомерно (при соблюдении определенных условий, установленных Европейским Судом по правам человека).
Куда более обстоятельно меры безопасности прописаны в Законе, в соответствии с которым в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место; 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
При наличии оснований, указанных в статье 16 Закона, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Такие меры безопасности, как переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица обеспечиваются органами, осуществляющими меры безопасности, в порядке, установленном Правительством РФ. Занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией. Органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (статья 8 Закона).
По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.22
В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.
Защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства. При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему. При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине. В исключительных случаях может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена внешность защищаемого лица в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.
Защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, кроме того оно может быть временно помещено в место, в котором ему будет обеспечена безопасность.
Безопасность военнослужащего, являющегося защищаемым лицом, обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 13 Закона, с учетом особенностей прохождения им военной службы: с письменного согласия командирование в другую воинскую часть, военное учреждение, перевод на новое место военной службы; командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, военное учреждение.
Безопасность защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо содержания в дисциплинарной воинской части, обеспечивается путем применения в отношении его мер безопасности, предусмотренных пунктами 3, 5, 6, 8 и 9 части 1 статьи 6 Закона, или иных мер, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В целях обеспечения безопасности лица, могут применяться также: 1) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний; 2) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое; 3) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия; 4) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в установленном порядке.
В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, а также в случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего либо не повлекшего за собой наступление инвалидности, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11. 2006 г. № 66423.
Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.24
За рубежом, в частности в США, имеется положительный опыт использования такой меры государственной защиты, как вынесение ограничительного приказа и ограничений на места работы, проживания и передвижения, встречи с определенными субъектами в отношении подозреваемого, обвиняемого, осужденного (в том числе отбывшего наказание) и других лиц, оказывающих на защищаемое лицо посткриминальное воздействие. Ограничительный приказ предписывает совершать или не совершать определенные действия (например, требование находиться вне дома, школы, места работы защищаемого лица, не совершать противоправного воздействия на защищаемых лиц). 25
Следует согласиться с мнением Л. Брусницына, что использование ограничительного приказа целесообразно и в России.
2.2 Основания и порядок осуществления мер защиты свидетелей, потерпевших, других участников уголовного судопроизводства
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты (ч. 1 ст. 16 Закона). Такая формулировка неизбежно вызывает вопрос: каким образом может быть определена реальность угрозы? Учеными справедливо указывается на то, что «расплывчатая формулировка «реальность» таит опасность произвольного толкования».26 Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, в отношении несовершеннолетних – на основании письменного заявления его законных представителей или с их письменного согласия. В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица, иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их письменное согласие.
Порядок применения мер безопасности определяется Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд (судья), начальник органа дознания или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства лица, указанного в частях 1–3 статьи 2 Закона, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества и тому подобное, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд в течение 24 часов.
В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон (ст. 18 Закона).
Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, а также по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты. Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело. В постановлении (определении) об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица (статья 20 Закона).
Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты установлен Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 13427.
2.3 Права, обязанности
и ответственность
Защищаемые лица имеют право: 1) знать свои права и обязанности; 2) требовать обеспечения личной и имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности лиц, указанных в части 3 статьи 2 Закона; 3) требовать применения мер социальной поддержки в случаях, предусмотренных законом; 4) знать о применении в отношении себя, а также своих родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер; 5) обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных законом, либо об их отмене; 6) обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту (ч. 1 статьи 23 Закона). Расходы, связанные с обеспечением государственной защиты, не могут быть возложены на защищаемое лицо (п. 3 статьи 28 Закона).
Защищаемые лица обязаны: 1) выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту; 2) немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их; 3) при обращении с имуществом, указанным в пункте 2 части 1 статьи 6 Закона и выданным им органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; 4) не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту (ч. 2 статьи 23 Закона). Продажа, залог или передача другим лицам, утрата или порча имущества, указанного в пункте 2 части 1 статьи 6 ФЗ №119 и выданного в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 27 Закона).
Информация о работе Меры безопасности согласно действующему законодательству