Методологические проблемы изучения форм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования вопроса является раскрытие методологических проблем изучения форм государства.
Задачами исследования рассмотрение и изучение проблем изучения форм государства, а так же их составляющих с различных точек зрения. Достижение поставленной цели будет производиться методом сравнения точек зрения различных авторов, а так же путем анализа и синтеза полученных материалов.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

Решающую  роль в установлении реального характера  форм государства, впрочем, как и  других составных частей – атрибутов  государства, неизменно играет государственный  режим.

Государственный режим не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под  воздействием целого ряда объективных  и субъективных факторов. Среди них самые разнообразные экономические, политические, социальные и иные факторы: характер экономики (централизованная, плановая, децентрализованная, рыночная и др.); уровень развития общества; уровень его общей, политической и правовой культуры; тип и форма государства; соотношение в обществе социально-классовых сил; исторические, национальные, культурные и иные традиции; типовые и другие особенности стоящей у власти политической элиты. Эти и другие им подобные факторы относятся к разряду объективных факторов.

Однако  помимо них и наряду с ними весьма важную роль в становлении и поддержании  определенного государственного режима играют и субъективные факторы. Среди них одним из важнейших является фактор, обычно называемый духом и волей нации или народа14.

В зависимости  от того, какие факторы и каким образом влияют на  осуществление государственной власти в той или иной стране, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).

Авторитарный  режим характеризуется отсутствием  или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных  партий и других организаций, ограничением роли исполнительных органов, сосредоточением  властных полномочий в руках главы  государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

Логически завершенной  и наиболее опасной формой авторитарного  режима является фашизм. В 30-40-е гг. XX в. фашистским режимом в ряде западных стран были ликвидированы буржуазно-демократические права и свободы, уничтожены все или почти все оппозиционные организации и учреждения.

Фашистские  режимы - показатель резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельство  того, что правящая элита не в  состоянии больше обеспечивать свое господство, опираясь лишь на либеральные  демократические методы, и вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к использованию террористических методов. Социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

Характерными  признаками демократического режима являются: конституционное провозглашение и  осуществление социально-экономических  и политических прав граждан и  их организаций; существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость  центральных и местных органов  государственной власти, официальное  признание и осуществление на практике принципов законности и  конституционности, разделения властей15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели тему: «Методологические проблемы изучения форм государства».

Основываясь на всем вышеизложенном материале можно  сделать следующие выводы. Форма государства, по сути, характеризуется тремя составляющими: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим.

В мире не существует какого-либо определенного  понятия формы государства и  поэтому существует множество подходов и точек зрения по этому поводу. В этом и выражается плюрализм. Ведь форма государства как организация, в каждом отдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтверждением. Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется.

Что касается форм правления, то это всем известные  три формы: 1) президентская республика; 2) парламентарная форма правления; 3) смешанная (полупрезидентская) республика.

Такая составляющая формы государства как форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей. Обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация.

Под государственным  режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти. Наиболее распространенным представлением о государственном режиме в настоящее время является вышеназванное понимание его как совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти. различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

 

1. Какой из перечисленных методов  плодотворно применяется для  анализа сходства, различия и  классификация правовых систем?

а) статический

б) метод сравнительного правоведения (правовой компаративистики)

в) кибернетический

 

2. Назовите представителей «  классовой теории» происхождения  государства и права?

а) Н. Макиавелли, А. Гамильтион

б) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

в) Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин

 

3. В какой правовой системе  характерным источником права  является доктрина?

а) в мусульманском праве

б) в романо-германской

в) в англосаксонской

 

4. Для каких нормативных регуляторов  характерны  общеобязательная нормативность и формальная определенность?

А) для правовых норм

Б) для моральных норм

В) для корпоративных норм

 

5.Целенаправленное, как правило,  научное  либо философское  осмысление права как целостного  социального института не в  отдельных его проявлениях, а  в качестве самостоятельного  элемента общества – это

А) правовая психология

Б) моральное сознание

В) правовая идеология

 

6. В чем выражается обратная  сила закона?

А) закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание 

Б) распространяет свое действие на юридические факты, возникшие  до его принятия

В) распространяет свое действие на юридические  факты, возникшие после его принятия

 

7. Назовите элемент правовой  нормы, закрепляющий правило поведения  путем предоставления права и  возложения юридической обязанности

А) санкция

Б) гипотеза

В) диспозиция

 

8. Как называется политико-правовая  связь личности с монархической  формой правления?

А) гражданство

Б) подданство

В) правовой статус

 

9. Чем обусловлена необходимость толкования норм права?

А) нормы права носят общий  характер, а применять их необходимо к конкретным жизненным ситуациям

Б) нормы права содержат множество  специальных терминов и оценочных  понятий

В) всем вышеперечисленным, плюс тем, что законодатель нередко  при формировании нормативных предписаний  употребляет выражения «и т. д.» , «и т. п.», «иные», «другие»

 

10. Принцип поведения всех участников правоотношений, означающий требование соблюдения и исполнения законов и иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами

А) политико-правовой режим

Б) законность

В) правопорядок

 

11. Возникающее в связи с правонарушением особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать предусмотренные законом дополнительные лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение - это

А) моральная ответственность

Б) политическая ответственность

В) юридическая ответственность

 

12. Правовое государство -  это государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод;

13. Формация -  это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства;

14. Формы реализации функций государства -  это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства;

15. Объекты правоотношений -  это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений; то, по поводу чего они вступают в юридические связи;

16. Законность -  это политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Нормативные правовые акты

1.1 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) изм. внесенные в Конституцию РФ  от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ. – СПС «Гарант»

2. Специальная научная и учебная литература

2.1 Бердяев  Н.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Инфра-М: 2009. С. 289

2.2 Венгеров  А.Б. Происхождение права / Общая  теория права: Курс лекций. Н.  Новгород: 2011 – 415 с.

2.3 Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права, М.: Эксмо, 2011. — 832 с.

2.4 Гумплович Л. «Основы государственного строя», 1857 – ModernLib.Ru

2.5 Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М.: 2011 – 297 с.

2.6 Лившиц  Р.З. Современная теория права.  М., 2004 – 522 с.

2.7 Общая  теория государства и права.  Академический курс. В 3-х томах.(том 1) / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: 2012 – 345 с.

2.8 Современное  государство и право. Вопросы  теории и истории. / Под ред.  В.П.Федорова, В.И.Дымченко, Т.А.Гуменюка. Владивосток: 2012. С. 151.

2.9 Топорин Б.Н. Разделение властей и государственная организация. // Разделение властей и парламентаризм. М., 2012 – 455 с.

2.10 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: 2011.  – 258 с.

2.11 Чистяков O.Г. Становление Российской Федерации // Инфра-М. – 2011 – 219 с.

3. Периодические издания

 

3.1 Бойцова В.В. Идея правового государства в трудах русских юристов. // Правоведение. 2012. №3 -  28 с.

3.2 Киримов Д.А. Предмет теории государства и права //  Государство и право. 2012. №7 – 21 с

3.3 Натан Р.П., Хоффмаин Э.П. Современный федерализм: сравнительные перспективы // Международная жизнь. 2010. № 4. – 31 с.

3.4 Чиркин В.В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 2011. № 8–9. – 150 с.

1 Гумплович Л. «Основы государственного строя», 1857 – ModernLib.Ru

2 Бойцова В.В. Идея правового государства в трудах русских юристов. // Правоведение. 2012. №3 -  28 с.

3 Топорин Б.Н. Разделение властей и государственная организация. // Разделение властей и парламентаризм. М., 2012 – 455 с.

4 Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 2004 – 522 с.

5 Венгеров А.Б. Происхождение права / Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород: 2011 – 415 с.

6 Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М.: 2011 – 297 с.

7 Натан Р.П., Хоффмаин Э.П. Современный федерализм: сравнительные перспективы // Международная жизнь. 2010. № 4. – 31 с.

8 Чиркин В.В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 2011. № 8–9. – 150 с.

9 Киримов Д.А. Предмет теории государства и права //  Государство и право. 2012. №7 – 21 с.

10 Чистяков O.Г. Становление Российской Федерации // Инфра-М. – 2011 – 219 с.

11 Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах.(том 1) / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: 2012 – 345 с.

12 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: 2011.  – 258 с.

13 Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права, М.: Эксмо, 2011. — 832 с.

14 Бердяев Н.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Инфра-М: 2009. С. 289

15 Современное государство и право. Вопросы теории и истории. / Под ред. В.П.Федорова, В.И.Дымченко, Т.А.Гуменюка. Владивосток: 2012. С. 151.

Информация о работе Методологические проблемы изучения форм государства