Монархия как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 05:33, курсовая работа

Краткое описание

Не смотря на то, что человечество живет в XXI веке, вопрос о природе и сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности. В современной отечественной теории государства и права актуализация данной темы связана с первоначальным разрушением российской государственности, кризисом верховной власти, недоверия к ней широких слоев населения и поиском оптимальной формы политической организации общества.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1 Монархия как одна из форм правления.........................................................5
Понятие и сущность монархии..........................................................5
Признаки монархии.............................................................................6
Достоинства и недостатки монархической формы правления.......7
2 Виды монархии как формы правления.........................................................11
2.1 Абсолютная монархия......................................................................11
2.2 Ограниченная монархия...................................................................13
2.3 Дуалистическая монархия...............................................................13
2.4 Парламентарная монархия...............................................................14
3 Исторические разновидности монархии......................................................16
3.1 Характерные черты разновидностей монархии.............................16
3.2 Исторические примеры монархии..................................................22
Заключение.....................................................................................................30
Список использованных источников.............................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП- Монархия.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2 Виды монархии  как формы правления

 

2.1 Абсолютная монархия

 

Абсолютная монархия - представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие, каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.

Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного  экономически господствующего класса. Абсолютная монархия характеризуется  ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.

Большому государству  свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной Классического абсолютизма. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

В эпоху Просвещения  существовал принцип общественного  договора в варианте Т. Гоббса (принцип  Левиафана). Суть его в том, что  в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип реализуется в абсолютизме.

Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные  периоды, как это имело место  в России: в XVII в. - боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. - шаг в направлении к буржуазной монархии.

В настоящее время  в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность  абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма  организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов3.

Сословно-представительная монархия также уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляет собой  принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.

 

2.2 Ограниченная монархия

 

Способы, формы ограничения  власти монарха в различные эпохи  неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная  в двух разновидностях - дуалистической и парламентарной ( в эпоху капитализма)4.

Ограничение власти монарха  связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни  замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно - представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно- представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).

Конституционная монархия возникает в период становления  буржуазного общества и представляет собой такую форму правлении, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.

 

 

2.3  Дуалистическая  монархия

 

Дуалистическая монархия, является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция  и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г.,5 а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале6.

В настоящее время  такая форма правления практически себя изживает.

Признаки дуалистической формы правления:

1. Наличие двухпалатной  структуры парламента. Нижняя палата  формируется выборным путем и  представляет интересы буржуазии,  а верхняя — назначается монархом.

2.  Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности министров.

3.  Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом 
законы.

 

2.4 Парламентарная монархия

 

Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит, правительство  формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство  голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.7

 

 

 

 

 

  1. Исторические разновидности монархии

 

      1. Характерные черты разновидностей монархии

 

 

Патриархальная монархия (традиционная)

Она характерна для традиционных обществ  и прямо происходит из развития семейного  принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.

Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.

Сакральная монархия

Это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами.  Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.

Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

Древневосточная монархия

 

Древневосточная монархия может по праву считаться первой формой государственного правления в истории человечества. Первые государства использовали именно ее для организации управления своим обществом.  Появление и развитие рабовладельчества лежало в основе появления первых государств древнего Востока. Поддержка рабовладельцев была главной задачей древневосточной монархии. Осуществление такой поддержки проводилось при помощи деспотии. В своем правлении деспоты опирались на сильную армию и не менее сильный бюрократический аппарат.  Отсутствие ответственности за действия правителя позволяло создать достаточно крепкое государство. Но при его расширении централизация власти терялась и на окраинах страны власть деспота не была достаточно сильна, для предотвращения возможных восстаний и бунтов. Это заставляло верховного правителя искать поддержку у влиятельных, в общественном плане, слоев общества. По этой причине древневосточная монархия не была абсолютной. Во многих странах правитель вынужден был делить власть с аристократией. Такая форма государственного устройства существовала в таких странах Древнего Востока как Египет, Китай, Вавилон, Индия и т.д.

Древнеримская монархия  (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

Древнеримская монархия, как следует из названия, сложилась  на территории Римской Империи в период развала республики, в 1 веке до нашей эры. В отличие от древневосточной древнеримская монархия появилась в развитом рабовладельческом государстве. Вся монархия в Риме делится на 2 этапа.

Первым этапом является "принципат". Его характерной  особенностью является большая роль республиканских органов власти в системе управления.

Несмотря на правление  монархов в стране продолжают действовать  и принимать обязательные решения  сенат и народное собрание. Однако выбираемые этими органами должностные  лица: трибуны, преторы, и стратеги, теряют властные полномочия. Должность одного из двух консулов, управлявших государством по принципу равенства, упраздняется, а второй из них автоматически становится императором. К нему переходят все полномочия глав законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом представительные органы продолжают существовать, но избираемые ими должностные лица не имеют властных полномочий.

Существовавшая при  принципате система скоро изжила себя. Республиканские органы власти не могли существовать при монархии. Это привело к тому, что в 3 веке нашей эры представительские органы были упразднены. С этого момента в истории древнеримской монархии начался новый этап называемый периодом "доминанта". Характерной особенностью системы управления в то время было сосредоточение верховной власти в руках императора. Назначение чиновников на высокие посты римской бюрократической системы осуществлялось только по воле верховного правителя. Он так же являлся главнокомандующим армии, которая была опорой власти. Громадные территории Римской империи требовали создания большого государственного аппарата. Главным чиновником, которого был император. Несмотря на попытки императоров централизовать и усилить власть в стране древнеримская монархия не смогла предотвратить развал и уничтожение Римской империи.

Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно  проходит  три  периода  своего развития:

- раннефеодальная монархия;

- сословно-представительная монархия;

- абсолютная монархия.

         Раннефеодальная  монархия

Как  форма  государственного   правления вырастает непосредственно  из  родообщинных  отношений  у  значительной части   народов   Европы   (Франкское,   Германское,   Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

Раннефеодальное государство характеризуется  следующими признаками:

- раздробленность территории;

- слабость центральной власти;

- непрочность государственного устройства;

- наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные  земли  подвергались отчуждению и  ранее  свободные  крестьяне  попадали  в  зависимость  от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители  верховной власти на своей территории.  У  них  был  свой  суд,  полиция,  войско, сборщики  налогов,  посредством   которых   они   осуществляли   личное властвование на своей  территории  и  защищались  от  нападения  извне.

Одновременно формировался аппарат  центральной власти,  органы  которого были слиты с аппаратом частной  власти крупных феодалов.

Вследствие  завоеваний  слабо   организованных   народов   возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных  империй  (империи  Карла   Великого   и   Чингисхана).

Создававшаяся в центре сильная  власть возглавлялась единым  владыкою  и поддерживалась военной  дружиной  и  народным  ополчением.  Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем,  что  феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть  в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.

Информация о работе Монархия как форма правления