Монархия как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 05:33, курсовая работа

Краткое описание

Не смотря на то, что человечество живет в XXI веке, вопрос о природе и сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности. В современной отечественной теории государства и права актуализация данной темы связана с первоначальным разрушением российской государственности, кризисом верховной власти, недоверия к ней широких слоев населения и поиском оптимальной формы политической организации общества.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1 Монархия как одна из форм правления.........................................................5
Понятие и сущность монархии..........................................................5
Признаки монархии.............................................................................6
Достоинства и недостатки монархической формы правления.......7
2 Виды монархии как формы правления.........................................................11
2.1 Абсолютная монархия......................................................................11
2.2 Ограниченная монархия...................................................................13
2.3 Дуалистическая монархия...............................................................13
2.4 Парламентарная монархия...............................................................14
3 Исторические разновидности монархии......................................................16
3.1 Характерные черты разновидностей монархии.............................16
3.2 Исторические примеры монархии..................................................22
Заключение.....................................................................................................30
Список использованных источников.............................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП- Монархия.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому и создавались крупные  феодальные   землевладения,   которые становились соперниками  центральной власти.

Таким  образом,  с  развитием  крупного  землевладения   постепенно подрываются  корни  раннефеодальной  империи,  и она   распадается   на отдельные изолированные государства.

Сословно-представительная монархия

Это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей  третьего  сословия  (купцов,  ремесленников,           средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.

   В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Конституционная монархия.

Развитие общественных отношений  постепенно приводит к экономическому усилению низших и средних слоев  общества. При этом их права ущемляются высшими слоями. Постепенно первые буржуа начинают требовать выравнивания своих прав с дворянами. Не желая терять власть, монархи вынуждены были пойти на создание представительного сословного органа.

Однако существовавшие при абсолютизме законодательство не предусматривало независимого представительского органа власти.

Это неминуемо приводило к проблемам  в функционировании государственного аппарата. При конституционной монархии представительным всесословным органом, который во многих странах называют парламентом, была создана конституция, которая защищала законодательную власть от вмешательства в нее со стороны исполнительной власти.

Монарх не мог вносить изменения  в главный закон страны, которым  являлась конституция, без согласия парламента. Помимо этого правитель вынужден был каждый принятый им закон выносить на обсуждение парламента и в случае если закон противоречил конституции или не отражал интересов общества, он отменялся. При этом представительный орган зачастую следил за функционированием органов судебной власти.

     Подобная государственная система показала свою эффективность в период складывания буржуазных отношений.

Существует две главные  разновидности конституционной  монархии: парламентарная и дуалистическая монархии. Особенностью парламентерской монархии состоит в том, что верховная власть в ней принадлежит главе партии и имеющей большинство депутатских мест в парламенте.   

Правительство формируется  из членов этой партии. Ее глава становится председателем правительства и главой государства, а власть монарха становится чисто символической. Он не принимает участия в фактическом управлении государством. Правительство отчитывается не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии полномочия монарха ограничиваются только исполнительной властью. Он делит власть в стране с парламентом, который, как правило, защищает интересы буржуазии.

В то время как монарх поддерживает феодалов. Вопросы формирования правительства лежат только в  компетенции главы исполнительной власти и не зависят от законодательной и судебной власти.

Тирания

По Аристотелю: искажение  монархии есть "тирания".

Тирания - власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: "Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники".

Тирании - часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.

 

3.2 Исторические примеры монархии

 

Абсолютная монархия во Франции.

Французское королевство, возникшее  в IX веке с распадом франкской державы  Королингов внесло существенное изменение  в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав. В период с IX-XIII вв. господствуют феодальная раздробленность и соответствующие ей производственные отношения. Они определили классовую структуру общества и антагонистические отношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Земля, как основное средство производства, стала монопольной собственностью господствующего класса.

  Начиная с XVI века формируются новые прогрессивные капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве.

Появляется мануфактура  в судостроении, в горном деле, в  металлургии, в книгопечатании. Образовались крупные экономические центы в Париже, Марселе, Лионе, Бордо.

Развитие товарно-денежных отношений  привело к формированию единого  общенационального рынка, а зарождение капиталистических отношений вызвало  важные сдвиги в социальной структуре общества.  Наряду с основным классом эксплуататоров- феодалов появился новый класс эксплуататоров - буржуазия, основу которого составляли купцы, ростовщики, мануфактуристы. В этот период возрастает внешняя торговля Франции с древне-европейскими странами.

Но сдвиги      в    сторону   капитализма  медленно меняли характер французского общества. Феодальные производственные отношения  были по-прежнему господствующими.

В этот период происходит перевод части крестьянской повинности в соответствующие денежные платежи.

Многие буржуа покупают должности  в королевских судах или административных    органах,    которые   передаются по наследству (эдикт 1604 г.).  Некоторые    должности     давали     право     носить дворянский титул. Правительство Франции шло на это, так как постоянно нуждалось в средствах. Король передает значительную часть налоговых поступлений привилегированным сословиям в виде жалований, субсидий, пенсий. Королевский фиск становится важнейшим инструментом эксплуатации крестьянства. И дворянство, желая увеличить доходы, постоянно требует от короля увеличения налогообложения.

 К началу XVI века Франция предстает  единым государством. Формой этого  государства становится абсолютная  монархия.

При этом абсолютная монархия последовательно  защищала классовые интересы дворянства. Феодалы так же понимали, что в условиях

обострения классовой  борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма.

 В расцвет абсолютной  монархии в стране утвердилось  социально-политическое равновесие двух основных эксплуатационных        классов - привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.

Значимую роль в становлении  существующего строя во Франции  сыграл первый министр Людовика XIII - Ришелье. В период с 1624- 1642 гг. он , оказывая огромное влияние на короля, практически правил страной. При этом его политика защищала интересы дворянства, в чем Ришелье видел укрепление абсолютизма.

При   Людовике   XIV (вторая  половина  XVII  - начало XVIII века) французский абсолютизм достигает высшей ступени своего развития.

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия безусловно играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как  сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

Но формирование абсолютизма постепенно лишало феодальную знать страны влияния в королевском совете и в провинциях.

В XVIII веке в промышленности окончательно утвердился, а в сельском хозяйстве  усилился капиталистический уклад. Феодально-абсолютистский строй стал затруднять дальнейшее развитие производительных сил.

По мере укрепления буржуазии росла  ее опозиционность к абсолютной монархии.

Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI-XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух

веков управлять многоукладным  и динамично-развивающимся государством.

Концентрация всей государственной  власти    в      руках      короля  привела  к прекращению  деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году,  где каждое сословие: - духовенство, дворянство и “третеесословие” были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов).

В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам  запрещалось брать в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства.

Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю   и  церковь,  и  именно  у   него   через   некоторое  время  появляется исключительное право назначать  кандидатов на высшие посты во французской церкви.

 Укрепление власти короля  сопровождалось усилением влияния  бюрократического аппарата. Как  отмечалось ранее, государственному  аппарату французского абсолютизма  были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству. Государственные чиновники, купившие должность чувствовали себя независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы. Отзыв был возможен лишь за должностное преступление и только в судебном порядке.

В период политических кризисов, охвативших Францию в XVI веке, особенно во времена  религиозных войн, правительство, с  целью привлечения влиятельной  знати на свою сторону, передало ей некоторые 

важные посты в государственном аппарате, которые впоследствии стали достоянием отдельных аристократических семей.

Проблемы, возникшие при формировании старого государственного аппарата, были решены путем создания новой  системы государственных органов. Важнейшие посты в новой системе занимали лица, назначаемые правительством, и которые в любое время могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные  органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью.

В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

Бюрократический механизм абсолютизма  был громоздкий, сложный,      коррумпированный    и    дорогостоящий.   

Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Служащие получали огромные жалования. Так король привлекал на свою сторону знать.

Во главе органов государственного управления стоял Генеральный контролер  финансов, он же являлся министром  финансов, и четыре государственных  секретаря, курировавших военные, иностранные, морские дела и дела двора.

Значение и влияние  Генерального контролера финансов определяла его компетенция, куда входили сбор и распределение денежных и иных

ресурсов королевства, а также контроль и проверка должностных  лиц на местах. В его ведении  находились промышленность, финансы, государственные работы по строительству портов, крепостей, дорог и т.д.

Важнейшие вопросы внутренней и  внешней политики решались королем  в узком кругу лиц. Этот круг назывался  Малым королевским советом. Структура  аппарата Генерального контролера походила на систему министерства.

В период абсолютизма территория Французского королевства имела многоступенчатое деление, куда входили женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства и  др.

Важное место, как и в структуре любого государства, заняла полиция, которая была наделена королевской властью широкими полномочиями.

Информация о работе Монархия как форма правления