Муниципальное управление в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность тематики настоящей работы обусловлена тем, что значимость социальной сферы, в том числе, сферы здравоохранения, трудно переоценить. В какой бы сфере не проводилась политика – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………2
1. Роль муниципального образования в реализации самоуправления в системе здравоохранения………………………………………………………………………….…...4
1.1 Самоуправление в здравоохранении как реализация муниципальной социальной политики ………………………………………………………………………………………9
1.2 Муниципальное управление в сфере здравоохранения ………………………………11
2. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам здравоохранения. Правовой статус муниципальной системы здравоохранения ……………………………16
3. Муниципальная система здравоохранения города……………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Таушканов курсовик.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………2            

1. Роль муниципального  образования в реализации самоуправления  в системе здравоохранения………………………………………………………………………….…...4          

1.1 Самоуправление в здравоохранении  как реализация муниципальной  социальной политики ………………………………………………………………………………………9    

1.2 Муниципальное управление  в сфере здравоохранения ………………………………11            

2. Полномочия органов  местного самоуправления по вопросам  здравоохранения. Правовой статус  муниципальной системы здравоохранения ……………………………16          

3. Муниципальная система здравоохранения города……………………………………...18           

Заключение…………………………………………………………………………………...20           

Список литературы…………………………………………………………………………. 21           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность тематики настоящей  работы обусловлена тем, что значимость социальной сферы, в том числе, сферы  здравоохранения, трудно переоценить. В какой бы сфере не проводилась  политика – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального  и социального неравенства, социально-экономических  потрясений в обществе. Государственное  регулирование социально-экономических  отношений, будучи одной из предпосылок  экономического развития общества и  особой формой управления, выступает  в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Управление социальными  процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной  комплексной системой. Комплексная  система социальной политики – деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных  общностей в сфере производства распределения и потребления.

Основной закон нашей  страны – Конституция Российской Федерации в полной мере отразила в своих статьях положения  Всеобщей декларации прав человека. Российская Федерация согласно Конституции  РФ является социальным государством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране самостоятельно развиваются отдельные системы  здравоохранения – государственная, муниципальная и частная. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научно медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его  долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Перечисленный комплекс мер  реализуется через функционирование организаций и учреждений многих служб и ведомств, объединенных целью  в систему охраны здоровья, где  ведущей (центральной) подсистемой  является здравоохранение. В свою очередь здравоохранение является многофункциональной, разноведомственной и разномасштабной системой, состоящей из государственной, муниципальной и частной систем.

Понятие “здравоохранение”  означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация  системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической  политики государства. Здравоохранение  рассматривается как государственная  система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской  помощи, реальной гуманистической направленностью.

Целью настоящей работы является  описание системы самоуправления в  здравоохранении в контексте  местного самоуправления.

Задачами работы являются:

а) определение рациональной структуры управления муниципальным здравоохранением;

б) определение оптимальной модели финансирования муниципального здравоохранения;

в) выяснить где проходит граница «независимости» муниципального здравоохранения от региональной и федеральной систем обеспечения граждан медицинской помощью?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль муниципального образования в реализации самоуправления в системе здравоохранения

Здравоохранение является одним  из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и  созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения  предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

– новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

– формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;

– приоритетность в системе  здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения  эпидемий;

– защиту прав пациента на получение  своевременной и качественной медицинской  помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в  области охраны здоровья населения  является Конституция РФ, федеральные  законы «О медицинском страховании  граждан в РФ», «О лекарственных  средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также  иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет  совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система  управления здравоохранением носит  иерархический характер. Основной объем  массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном  уровне. Муниципальная система здравоохранения  включает в себя находящиеся в  муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную  собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения.

Главная цель муниципального здравоохранения – удовлетворение потребностей населения в услугах  сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных  минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться  локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах  здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов  медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических  и др.), обеспечение их качества и т. п.

Федеральное законодательство возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения  на муниципальные районы и городские  округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской  помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области  охраны здоровья, передаваемые органам  местного самоуправления. К ним относятся:

– контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

– формирование органов  управления муниципальной системой здравоохранения;

– координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной  и муниципальной систем здравоохранения  в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

– осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

– лицензирование медицинской  и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению  органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;

– регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;

– создание и обеспечение  деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация  их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

– санитарно-гигиеническое образование населения.

Субъектами здравоохранительной  деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные  учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных  средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государств далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарств.

Для муниципальных учреждений местная администрация может  выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения  и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные  средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены  жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.

Одной из важных задач органов  местного самоуправления является обеспечение  санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического  надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные  программы обеспечения санитарной благополучия населения.

Необходимым условием обеспечения  санитарного благополучия населения  является гигиеническое воспитание и образование граждан. Гигиеническое  воспитание и образование граждан  осуществляется в образовательных  учреждениях путем включения  в программы обучения и воспитания 'разделов о гигиенических знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией  пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием  населения и т. д., предусматривается гигиеническая подготовка.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать  население, в том числе через  средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний  и заболеваний, представляющих опасность  для окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19) устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной  информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих  на него вредное влияние. Основное внимание уделяется информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Эта информация должна представляться органами местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно гражданам  по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Одной из самых сложных  проблем муниципального здравоохранения  является его финансирование, которое  носит многоканальный характер. За счет бюджетных средств финансируется  профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т. п.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств  государственного внебюджетного Фонда  обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских  услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программа обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможности выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество. Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании.

Информация о работе Муниципальное управление в сфере здравоохранения