Муниципальное управление в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность тематики настоящей работы обусловлена тем, что значимость социальной сферы, в том числе, сферы здравоохранения, трудно переоценить. В какой бы сфере не проводилась политика – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………2
1. Роль муниципального образования в реализации самоуправления в системе здравоохранения………………………………………………………………………….…...4
1.1 Самоуправление в здравоохранении как реализация муниципальной социальной политики ………………………………………………………………………………………9
1.2 Муниципальное управление в сфере здравоохранения ………………………………11
2. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам здравоохранения. Правовой статус муниципальной системы здравоохранения ……………………………16
3. Муниципальная система здравоохранения города……………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Таушканов курсовик.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные  дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные  программы обязательного медицинского страхования.

Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые  муниципальными лечебно-профилактическими  учреждениями. Они устанавливаются  с учетом специфики муниципальных  организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры  потребностей в них населения, местных  особенностей и других факторов.

В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться  доходы от ценных бумаг, банковские и  другие кредиты, безвозмездные и  благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением задач, реализация принятых программ зависят  от системы управления муниципальным  здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных среде  обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения  требует оптимального использования  предназначенных для этого ресурсов, что, в свою очередь, предполагает выбор  приоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности, следует больше акцентировать  внимание на профилактическом направлении  охраны здоровья граждан с соответствующим  перераспределением финансовых средств  из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор.

 

Серьезной проблемой является низкая заработная плата работников этой отрасли, что негативно отражается не только на текущем состоянии здравоохранения, но и на его развитии, так как  современные медицинские технологии весьма трудоемки. Часто применение нового диагностического и лечебного  оборудования требует дополнительного  числа специалистов различного профиля. В связи с недостаточным финансированием, не позволяющим обеспечить нормальное функционирование материально-технической  базы учреждений и организаций здравоохранения, особую актуальность приобретает эффективное  управление инфраструктурой организаций  и учреждений здравоохранения. Одним  из направлений развития здравоохранения  в условиях рыночных отношений является его коммерциализация, объективными предпосылками которой служат следующие обстоятельства:

– недостаточность бюджетного финансирования для должного развития материально-технической базы, наращивания  научно-практического потенциала, материального  стимулирования работников;

– повышение спроса населения  на высококвалифицированную медицинскую  помощь, комфортные условия пребывания в стационаре; наличие законодательной  базы для оказания платных медицинских услуг.

Для осуществления собственной  и переданной компетенции в области  охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших  муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения  в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).

При муниципальных органах  здравоохранения могут создаваться  комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определения  видов, объемов и объектов медицинской  помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнением установленных норм и правил.

Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными  с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния  здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных  ресурсов отраслевой системы

 

 

 

 

 

1.1 Самоуправление  в здравоохранении как реализация  муниципальной социальной политики

Одной из главных задач  органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики.Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную  социальную политику реализуются как  собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный  уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Социальная сфера и  социальная политика (государственная  и муниципальная) может рассматриваться  в широком и более узком  смысле слова. В широком смысле к  социальной сфере относят все, что  обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная  политика является социальной. В более  узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства  самого человека, его физических и  духовных параметров, тогда как воспроизводство  материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

Социальная политика государства  представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и  допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп  и слоев населения, при котором  они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

Состояние социальной сферы  в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики  страны, гуманности юриспруденции и  политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности  сообщества, его устойчивости, возможности  динамичного развития, недопущения  социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях  публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого  уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Таким образом, муниципальная  социальная политика направлена на обеспечение  населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Муниципальное  управление в сфере здравоохранения

Здравоохранение является одним  из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и  созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения  предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

– новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

– формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения  в условиях рыночной экономики;

– приоритетность в системе  здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения  эпидемий;

– защиту прав пациента на получение  своевременной и качественной медицинской  помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в  области охраны здоровья населения  является Конституция РФ, федеральные  законы «О медицинском страховании  граждан в РФ», «О лекарственных  средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также  иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет  совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система  управления здравоохранением носит  иерархический характер. Основной объем  массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном  уровне. Муниципальная система здравоохранения  включает в себя находящиеся в  муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную  собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения.

Главная цель муниципального здравоохранения – удовлетворение потребностей населения в услугах  сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных  минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться  локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах  здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов  медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических  и др.), обеспечение их качества и  т.п.

Федеральное законодательство возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения  на муниципальные районы и городские  округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской  помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и  больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области  охраны здоровья, передаваемые органам  местного самоуправления. К ним относятся:

– контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

– формирование органов  управления муниципальной системой здравоохранения;

– координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной  и муниципальной систем здравоохранения  в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

– осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию  граждан;

– лицензирование медицинской  и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению  органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;

– регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;

– создание и обеспечение  деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация  их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для  неизлечимо больных пациентов;

– санитарно-гигиеническое  образование населения.

Субъектами здравоохранительной  деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные  учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных  средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государств далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарств.

Для муниципальных учреждений местная администрация может  выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения  и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные  средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены  жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.

Информация о работе Муниципальное управление в сфере здравоохранения