Нормотворческая деятельность органов государственного управления в республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 04:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является необходимость анализа института «нормотворческой деятельности», его основополагающих принципов, рассмотрения перечня субъектов, участвующих в данном процессе правовой деятельности, их компетенцию и механизм реализации полномочий, формы и методы взаимодействия, а также основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов по принятию, изданию, признанию утратившими силу нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Понятие нормотворческой деятельности, порядок принятия нормативных правовых актов республики беларусь 4
1.1 Понятие нормотворческой деятельности. Связь с другими основными понятиями правотворческой деятельности 4
1.2 Основные принципы нормотворческой деятельности 5
1.3 Общие требования, предъявляемые к нормативному правовому акту, нормотворческая техника 8
1.4 Порядок подготвки нормативного документа 10
1.4 Согласование проекта норамтивного правового акта 13
1.5 Обязательная экспертиза нормативных правовых актов 15
1.6 Внесение проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу) 16
1.7 Рассмотрение проекта нормативного правового акта 20
1.7.1 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Президентом Республики Беларусь 21
1.7.2 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 23
1.7.3 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25
1.7.4 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Советом министров Республики Беларусь 26
1.7.5 Рассмотрение проекта нормативного правового акта иными органами государственного управления 26
1.8 Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственного управления Республики Беларусь 28
2 Компетенция органов государственного управления Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 31
2.1 Компетенция Национального Собрания Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 31
2.2 Компетенция Президента Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 34
2.3 Компетенция Совета министров Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов республики Беларусь 35
Заключение 36
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется с обязательным участием юридической службы соответствующего государственного органа (организации).

Следует также отметить, что подготовка проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь осуществляется на плановой основе. Планирование включает в себя разработку государственных программ и планов подготовки нормативных правовых актов.

Проект нормативного правового акта может готовиться самостоятельно тем органом, в компетенцию которого входит его принятие, либо с учетом ведомственной подчиненности могут быть даны поручения другим государственным структурам. Допустимо с согласия руководителей привлекать специалистов из тех организаций, которые не подчинены нормотворческому органу.

Перед началом работы над проектом акта, как правило, составляется план работы по его подготовке, в котором предусматриваются следующие мероприятия:

- определение лиц, ответственных за подготовку проекта акта, а в случае необходимости – состава временной комиссии (рабочей группы) по подготовке акта;

- сбор и изучение материалов, необходимых для подготовки проекта акта;

- определение концепции, вида, структуры проекта акт, разработка предложений по существу вопросов, относящихся к предмету правового регулирования;

- составление текста проекта акта;

- подготовка предложений по изменению и (или) дополнению, признанию утратившими силу актов (их структурных элементов) в связи с принятием акта;

- направление акта на согласование заинтересованным государственным органам (организациям), проведение его экспертизы;

- доработка проекта акта с учетом замечаний и предложений заинтересованных государственных органов (организаций);

- визирование проекта акта;

- принятие (издание) акта, либо внесение проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу) для принятия (издания) акта в установленном порядке, либо внесение проекта в нормотворческий орган (должностному лицу) для направления проекта акта в установленном порядке нормотворческому органу (должностному лицу) для принятия (издания) акта.

Для подготовки проекта акта следует:

- уяснить степень полноты, необходимости и приоритетности правового регулирования соответствующих общественных отношений, цель принятия акта;

- определить вид акта, принятием которого могут быть урегулированы данные отношения;

- определить предметную, пространственную, временную и субъектную (по кругу лиц) серы действия проекта акта;

- изучить относящееся к предмету правового регулирования проекта акта законодательство, в том числе международные договоры Республики Беларусь, а также законодательство иностранных государств и практику его применения, предложения государственных органов и иных организаций, научные исследования и публикации;

- провести анализ совместимости проекта акта с законодательством Республики Беларусь;

- установить в какой мере проект акта направлен на реализацию норм международных договоров Республики Беларусь;

- определить возможные последствия принятия (издания) акта. К ним относятся правовые, политические, экономические, социальные, криминалистические, экологические и другие последствия;

- определить размеры необходимых для реализации проекта акта финансово-экономических затрат, источники их покрытия и оценить целесообразность данных затрат с учетом ожидаемых результатов;

- установить в какой мере проект акта затрагивает интересы других государственных органов и иных организаций.

При изучении законодательства, относящегося к предмету правового регулирования необходимо:

- проверить контрольное состояние текстов актов с учетом внесенных в них изменений и дополнений;

- определить акты (их структурные элементы) подлежащие изменению (дополнению), признанию утратившими силу;

- установить противоречия, пробелы и другие недостатки в изучаемых актах.

1.4 СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА НОРАМТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Нормотворческая деятельность предполагает взаимодействие всех заинтересованных в принятии решения органов. Согласование позволяет выявить позицию соответствующих органов (должностных лиц), в том числе предложения и замечания по тексту проекта.

В законодательстве Республики Беларусь в зависимости от уровня правотворческого органа и принимаемого акта определены субъекты, с которыми должно быть осуществлено согласование его текста.

В соответствии с законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Проект нормативного правового акта до внесения его в нормотворческий орган (должностному лицу) подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также если в нормативном правовом акте содержатся нормативные правовые предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций), в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласование проекта нормативного правового акта проводится посредством:

- выражения в письменной форме согласия либо несогласия государственного органа (организации) с соответствующим проектом с обоснованием имеющихся замечаний и предложений и приложением в случае несогласия с нормативными правовыми предписаниями предлагаемой редакции проекта нормативного правового акта или его отдельных положений в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники;

- визирования, при котором руководитель государственного органа (организации) визирует проект нормативного правового акта (при наличии по нему замечаний и предложений – с их обоснованием и приложением предлагаемой редакции проекта нормативного правового акта или его отдельных положений в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники).

При согласовании проекта нормативного правового акта выражение в письменной форме согласия либо несогласия государственного органа (организации) с соответствующим проектом производится не позднее чем в тридцатидневный срок со дня получения в установленном порядке проекта, а его визирование – не позднее чем в пятидневный срок, если иное не предусмотрено законами, решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь.

Проект закона, внесенный Президентом Республики Беларусь, считается согласованным со всеми заинтересованными государственными органами (организациями), а проект закона, внесенный Советом Министров Республики Беларусь, – согласованным с государственными органами (организациями), подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Обязательному согласованию подлежат вносимые в Палату представителей проекты законов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов. Такие проекты вносятся на согласование Президенту Республики Беларусь субъектами права законодательной инициативы [1, 5].

Ответственность за качество проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь, их согласование со всеми заинтересованными, достоверность информации о согласовании несут руководители государственных органов, которые вносят эти проекты.

1.5 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе.

Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится:

- проектов нормативных правовых актов, вносимых Президенту Республики Беларусь, – уполномоченным структурным подразделением Администрации Президента Республики Беларусь;

- проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей, – Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Поступившие в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов направляются в уполномоченное структурное подразделение Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь для подготовки соответствующего заключения;

- проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь – Министерством юстиции Республики Беларусь, уполномоченным структурным подразделением Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

- проектов нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов – их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов – юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

По решению нормотворческого либо иного уполномоченного законодательными актами Республики Беларусь государственного органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть подвергнут иной экспертизе (финансовой, экономической, экологической, криминологической и т.д.), за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Беларусь предусмотрено проведение экспертизы в обязательном порядке [5].

Проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование общественных отношений в финансово-экономической сфере, в сферах государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов подлежат обязательной криминологической экспертизе. Значение данной экспертизы в первую очередь представляет важность для предупреждения злоупотреблений в данных сферах.

1.6 ВНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА АКТА В НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ОРГАН (ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ)

Порядок внесения проекта нормативного правового акта в нормотворческий орган (должностному лицу) определяется Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В зависимости от вида проекта нормативного правового акта, вносимого в нормотворческий орган для его принятия, к нему прилагаются:

- сопроводительное письмо и обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта, включая финансово-экономическое обоснование. В обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта должна быть включена информация о целях подготовки проекта нормативного правового акта, предмете правового регулирования его структурных элементов, изменяющих существующее правовое регулирование, о проведенном анализе законодательства Республики Беларусь и практики его применения, законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и организаций, относящихся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта, о всестороннем и объективном прогнозе предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта, о перечне нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению, а также разработке в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта (при их наличии).

- документы, содержащие информацию о согласовании (визировании) проекта нормативного правового акта;

- экспертные заключения по проекту нормативного правового акта;

- список лиц, подготовивших проект нормативного правового акта;

- иные документы, относящиеся к проекту нормативного правового акта (по усмотрению субъекта, вносящего проект).

В случае, если в Палату представителей вносится проект закона к нему также прилагаются:

- документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь или его соответствующее поручение Правительству Республики Беларусь и согласие Правительства Республики Беларусь на внесение законопроекта, если следствием принятия соответствующего законопроекта может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

- документ, подтверждающий соответствующее поручение Президента Республики Беларусь Правительству Республики Беларусь внести предложение в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь об объявлении рассмотрения проекта закона срочным, в случае ели законопроект объявляется срочным;

- документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь, если Правительство Республики Беларусь потребовало, чтобы Палата представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь приняли решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь, в случае если такие поправки имеют место;

Информация о работе Нормотворческая деятельность органов государственного управления в республике Беларусь