Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 04:17, курсовая работа
Целью данной работы является необходимость анализа института «нормотворческой деятельности», его основополагающих принципов, рассмотрения перечня субъектов, участвующих в данном процессе правовой деятельности, их компетенцию и механизм реализации полномочий, формы и методы взаимодействия, а также основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов по принятию, изданию, признанию утратившими силу нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Введение 3
1 Понятие нормотворческой деятельности, порядок принятия нормативных правовых актов республики беларусь 4
1.1 Понятие нормотворческой деятельности. Связь с другими основными понятиями правотворческой деятельности 4
1.2 Основные принципы нормотворческой деятельности 5
1.3 Общие требования, предъявляемые к нормативному правовому акту, нормотворческая техника 8
1.4 Порядок подготвки нормативного документа 10
1.4 Согласование проекта норамтивного правового акта 13
1.5 Обязательная экспертиза нормативных правовых актов 15
1.6 Внесение проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу) 16
1.7 Рассмотрение проекта нормативного правового акта 20
1.7.1 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Президентом Республики Беларусь 21
1.7.2 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 23
1.7.3 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25
1.7.4 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Советом министров Республики Беларусь 26
1.7.5 Рассмотрение проекта нормативного правового акта иными органами государственного управления 26
1.8 Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственного управления Республики Беларусь 28
2 Компетенция органов государственного управления Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 31
2.1 Компетенция Национального Собрания Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 31
2.2 Компетенция Президента Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 34
2.3 Компетенция Совета министров Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов республики Беларусь 35
Заключение 36
Список использованных источников 37
- документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь на внесение законопроекта, если проект закона по содержанию расходится с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь и вносится не Президентом Республики Беларусь;
- документ, подтверждающий соответствующее поручение Президента Республики Беларусь Правительству Республики Беларусь внести проект закона, подготовленный в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международного договора Республики Беларусь;
- информация о назначении докладчика по проекту закона в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь;
- документ, подтверждающий, что Президенту Республики Беларусь направлены копии законопроекта и сопроводительных документов к нему;
- заключения Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», а также иные экспертные заключения, если они давались;
- информация о направлении в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь законопроекта и предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь сопроводительных документов к нему для включения в компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь.
К проекту закона, вносимому в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, прилагаются экспертные заключения по редакции проекта закона, в которой он вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. При этом, если в проект закона вносились изменения и (или) дополнения, носящие технический характер, его повторное направление для подготовки экспертных заключений не производится.
К проектам законов о внесении изменений и (или) дополнений в закон, как правило, прилагается таблица с указанием редакции статьи или иного структурного элемента этого закона и редакции статьи или иного структурного элемента закона с учетом предлагаемых проектом закона изменений и (или) дополнений.
Проект нормативного правового акта должен быть завизирован руководителем государственного органа (организации), который вносит данный проект, а в его отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности. При внесении проекта закона Президентом Республики Беларусь проект должен быть завизирован руководителем уполномоченного структурного подразделения Администрации Президента Республики Беларусь.
При внесении законопроекта депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь либо инициативной группой граждан проект закона визируется соответственно депутатом и председателем (заместителем председателя) инициативной группы.
К проекту закона, представляемому на рассмотрение в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, также прилагаются иные документы, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
Проект нормативного правового акта вносится в нормотворческий орган (должностному лицу) на бумажных носителях и одновременно в виде текстовых файлов на электронных (магнитных) носителях.
Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом). Нормотворческий орган (должностное лицо) по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:
- одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт;
- отклонить проект с указанием мотивов и причин;
- отложить принятие (издание) нормативного правового акта на определенный срок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
- возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Допускается в случае необходимости Субъектом нормотворческой инициативы отозвать направленный им проект нормативного правового акта до его принятия (издания) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона до его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении.
Процедура рассмотрения проектов законов определена регламентами палат Парламента [7, 9], проектов актов Президента Республики Беларусь – Положением о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов [10], проектов актов Правительства – Регламентом Совета Министров Республики Беларусь [8].
Вместе с тем приходится констатировать, что иногда в актах законодательства не предусмотрены сроки предварительного рассмотрения правовых актов в структурных подразделениях нормотворческого органа.
Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.
Согласно п. 1.1, 1.2 Положения о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов на рассмотрение Президенту Республики Беларусь вносятся проекты:
- декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь;
- законов Республики Беларусь для направления в Палату представителей Национального собрания. При этом Президенту Республики Беларусь, как правило, не представляются иные законопроекты, за исключением:
- тех законов, которые в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь не могут быть внесены в Палату представителей иным субъектом права законодательной инициативы, кроме Президента Республики Беларусь;
Палата представителей и Совет Республики Национального собрания, Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Совет Министров, Государственный секретариат Совета Безопасности, управление делами Президента, Комитет государственного контроля, Национальный банк и иные государственные органы представляют проекты декретов, указов и распоряжений Президента, законов и иных правовых актов на рассмотрение Президента Республики Беларусь через Администрацию Президента Республики Беларусь.
Другие государственные органы, а также предприятия, учреждения, организации и граждане вносят проекты декретов, указов и распоряжений Президента, законов и иных правовых актов на рассмотрение Президента Республики Беларусь в государственные органы, полномочные представлять Президенту Республики Беларусь проекты правовых актов, в порядке, установленными этими органами.
Проекты правовых актов, внесенные Президенту Республики Беларусь, рассматриваются соответствующими отраслевыми структурными подразделениями Администрации Президента Республики Беларусь; в необходимых случаях дорабатываются, а затем представляются на экспертизу в главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь.
Администрация Президента, рассмотрев проект правового акта и сопроводительные документы к нему:
- представляет проект правового акта Президенту Республики Беларусь со своим заключением;
- направляет замечания и предложения в государственный орган, представивший этот проект для доработки, если такие имеют место;
- дорабатывает проект правового акта и направляет его на согласование в государственный орган, представивший этот проект, если это требуется;
Подписанные Президентом Республики Беларусь декреты, указы, распоряжения направляются в Администрацию Президента Республики Беларусь для принятия мер по их опубликованию.
Палата представителей принимает решения в форме законов и постановлений по вопросам и в порядке, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и Регламентом Палаты представителей Национального собрания. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.
Законопроект или проект постановления Палаты представителей, внесенный субъектом права законодательной инициативы в соответствии с требованиями законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и Регламента, подлежит обязательному рассмотрению Палатой представителей. Порядок рассмотрения законопроектов или постановлений Палаты представителей регламентируется Регламентом Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь [7].
Порядок работы над проектом закона определяется головной комиссией в соответствии с Регламентом.
Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено Регламентом.
При рассмотрении законопроекта в первом чтении Палата представителей заслушивает доклад субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклад головной комиссии, обсуждаются концепция, направленность, структура законопроекта и целесообразность принятия закона.
По результатам обсуждения Палата представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.
Если по результатам голосования законопроект не принят Палатой представителей, Палата представителей может принять решение об отклонении законопроекта. В случае принятия такого решения рассмотрение данного законопроекта возможно лишь после его повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый законопроект.
Если решение об отклонении законопроекта не было принято либо если предложение об отклонении законопроекта не вносилось, законопроект направляется на доработку в соответствующую комиссию, о чем делается протокольная запись.
После принятия законопроекта в первом чтении Палата представителей передает его на доработку в ту же или другую комиссию, либо расширяет число комиссий, либо поручает доработку законопроекта специальной комиссии, устанавливает сроки для доработки и представления проекта ко второму чтению. По решению Палаты представителей законопроект может направляться для внесения предложений и замечаний Президенту Республики Беларусь, в Совет Республики, Совет Министров и другим государственным органам. По решению Палаты представителей законопроект между первым и вторым чтением может быть вынесен на народное обсуждение.
В результате второго чтения Палатой представителей может быть принято решение:
- о принятии проекта закона;
- об отклонении проекта закона;
- о повторном рассмотрении проекта закона в первом чтении.
Указанное решение оформляется постановлением Палаты представителей. Законопроект считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Проекты программных законов об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Решение о принятии закона по требованию Президента либо по его поручению Правительства в соответствии с частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Совет Республики в пределах своей компетенции издает Постановления и контролирует их выполнение. В основном деятельность Совета республики связана с рассмотрением принятых Палатой Представителей законопроектов [9].
Рассмотрение принятого Палатой представителей законопроекта на заседании Совета Республики начинается с оглашения заключения постоянной комиссии Совета Республики, ответственной за рассмотрение законопроекта, а в некоторых случаях перед оглашением заключения слово для доклада может быть предоставлено представителю субъекта права законодательной инициативы.
По результатам рассмотрения принятого Палатой представителей законопроекта председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении законопроекта Советом Республики. Постановление Совета Республики об одобрении законопроекта принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.