Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 04:17, курсовая работа
Целью данной работы является необходимость анализа института «нормотворческой деятельности», его основополагающих принципов, рассмотрения перечня субъектов, участвующих в данном процессе правовой деятельности, их компетенцию и механизм реализации полномочий, формы и методы взаимодействия, а также основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов по принятию, изданию, признанию утратившими силу нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Введение 3
1 Понятие нормотворческой деятельности, порядок принятия нормативных правовых актов республики беларусь 4
1.1 Понятие нормотворческой деятельности. Связь с другими основными понятиями правотворческой деятельности 4
1.2 Основные принципы нормотворческой деятельности 5
1.3 Общие требования, предъявляемые к нормативному правовому акту, нормотворческая техника 8
1.4 Порядок подготвки нормативного документа 10
1.4 Согласование проекта норамтивного правового акта 13
1.5 Обязательная экспертиза нормативных правовых актов 15
1.6 Внесение проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу) 16
1.7 Рассмотрение проекта нормативного правового акта 20
1.7.1 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Президентом Республики Беларусь 21
1.7.2 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 23
1.7.3 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25
1.7.4 Рассмотрение проекта нормативного правового акта Советом министров Республики Беларусь 26
1.7.5 Рассмотрение проекта нормативного правового акта иными органами государственного управления 26
1.8 Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственного управления Республики Беларусь 28
2 Компетенция органов государственного управления Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 31
2.1 Компетенция Национального Собрания Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 31
2.2 Компетенция Президента Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов Республики Беларусь 34
2.3 Компетенция Совета министров Республики Беларусь по принятию нормативных правовых актов республики Беларусь 35
Заключение 36
Список использованных источников 37
Постановления Совета Республики об одобрении проекта Конституции, законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, а также законопроектов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики.
Если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения на рассмотрение Совета Республики законопроект не был рассмотрен Советом Республики, то закон считается одобренным.
Совет Министров Республики Беларусь на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их выполнение [5, 8].
На рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь вносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть разрешены республиканскими органами государственного управления, другими государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом самостоятельно или совместно.
Проекты постановлений, рассматриваются на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, в случае необходимости дорабатываются в соответствии с принятыми на заседаниях решениями.
Ведомственное нормотворчество является значительной сферой деятельности республиканских органов исполнительной власти.
Содержание ведомственного правотворчества в основном составляет деятельность по подготовке и изданию ведомственных нормативных правовых актов, которые детализируют и конкретизируют законы, облегчая тем самым их применение. Республиканские органы государственного управления издают следующие нормативные акты: постановления, приказы, инструкции, положения, уставы, правила. Правительство Республики Беларусь вправе отменять акты республиканских органов государственной власти [12].
Наиболее значимые признаки ведомственных актов следующие:
- принимаются республиканскими органами исполнительной власти, обладающими специальной компетенцией;
- ведомственные акты подзаконны – они издаются на основании и во исполнение закона, в соответствии с актами Президента, Правительства и не могут им противоречить;
- ведомственные акты носят вторичный характер, т.к. они направлены на реализацию и организацию исполнения актов вышестоящих органов;
- ведомственные акты являются формой реализации компетенции республиканских органов исполнительной власти;
- правовое воздействие ведомственных актов направлено на регулирование внутриведомственных отношений и строго ограниченной сферы, отрасли управления в пределах компетенции соответствующих органов.
- ведомственные акты, затрагивающие права и свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций и имеющие межведомственный характер должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции и быть официально опубликованными.
Нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию [5]. Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты (изданы).
Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: вида акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.
Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь нормативного характера после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.
Иные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Нормативные правовые акты, поступившие от уполномоченных государственных органов (должностных лиц) в органы официального издания (кроме издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь), должны быть опубликованы не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления, за исключением декретов Президента Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, подлежащих немедленному опубликованию.
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, за исключением указанных выше, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.
Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования [5].
Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998г. № 22 «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь» определены следующие официальные издания для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Беларусь [11]. Это следующие периодические издания:
- издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии;
- газета «Советская Белоруссия» (решения республиканских референдумов, декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме указа Президента Республики Беларусь или постановления Совета Министров Республики Беларусь, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда);
- газета «Звязда» (законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, решения Конституционного Суда (на белорусском языке);
- «Народная газета» (законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, решения Конституционного Суда (на русском языке);
- газета «Рэспубліка» (постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств и иных республиканских органов государственного управления, международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера);
- периодические печатные издания, определяемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового уровня (нормативные правовые акты этих органов, решения областного, Минского городского, районного, городского (городов областного подчинения) референдумов).
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики [4].
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера [1, 4, 5].
Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.
Решения палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат.
Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.
Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Палата представителей рассматривает следующие виды законов:
- рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
- рассматривает проекты законов,
в том числе об утверждении основных направлений
внутренней и внешней политики Республики
Беларусь; военной доктрины; ратификации
и денонсации международных договоров;
об основном содержании и принципах осуществления
прав, свобод и обязанностей граждан; о
гражданстве, статусе иностранцев и лиц
без гражданства; о правах национальных
меньшинств; об утверждении республиканского
бюджета и отчета о его исполнении; установлении
республиканских налогов и сборов; о принципах
осуществления отношений собственности;
об основах социальной защиты; о принципах
регулирования труда и занятости; о браке,
семье, детстве, материнстве, отцовстве,
воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;
об охране окружающей среды и рациональном
использовании природных ресурсов; об
определении порядка решения вопросов
административно-
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. При этом не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования.