Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа
Мы можем без сомнений утверждать то, что вопросы, которые касаются государственной власти, государства всегда вызывают глубокий общественный интерес. Они являются наиболее актуальными и в настоящее время: затрагивают отношения парламентских и президентских структур, сложности федерализма, налоговую политику, высокий уровень преступности, острую проблему, связанную с выплатой зарплаты и пенсий, и многие другие проблемы.
Введение. 4
Глава 1. Форма государственного устройства 6
§1. Форма государственного устройства: понятие и основные виды 6
§2. Особенности российского федерализма на современном этапе 8
Глава 2. Форма правления 9
§1. Понятие формы правления 9
§2. Особенности российской республики 10
Глава 3. Политический режим 11
§1. Понятие политического режима 11
§2. Особенности российской демократии 11
Заключение. 13
Список литературы 14
Государственное
бюджетное образовательное
(университет «Дубна»)
Факультет социальных и гуманитарных наук
кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория государства и права
Тема: «ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ».
Студентки гр. 1062
Пиксаева А. С.
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук,
доцент Суворов А. И.
Дубна, 2013
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Форма государственного устройства 8
§1. Форма государственного устройства: понятие и основные виды 8
§2. Особенности российского федерализма на современном этапе 11
Глава 2. Форма правления 16
§1. Понятие формы правления 16
§2. Особенности российской республики 19
Глава 3. Политический режим 23
§1. Понятие политического режима 23
§2. Особенности российской демократии 25
Заключение. 28
Список литературы 31
Мы можем без сомнений утверждать то, что вопросы, которые касаются государственной власти, государства всегда вызывают глубокий общественный интерес. Они являются наиболее актуальными и в настоящее время: затрагивают отношения парламентских и президентских структур, сложности федерализма, налоговую политику, высокий уровень преступности, острую проблему, связанную с выплатой зарплаты и пенсий, и многие другие проблемы.
Форма государства есть собирательное понятие, состоящее из совокупности трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима, отражающих специфику правосознания и правового мышления населения страны.
В настоящее время в учебной литературе, в интернете и в периодических изданиях, мы можем найти множество других трактовок данного понятия и мнений о структуре формы государства. В науках, изучающих государства, форма государства понимается как комплексный институт, обладающий определенными особенностями в каждой стране, даже если для их характеристики используется одно, и тоже название.
Еще в Древнем Риме и Греции великие юристы и философы высказывали множество, часто весьма противоречивых мнений и суждений по поводу того, какие существуют формы государства, чем они друг от друга отличаются и что вообще следует понимать под «формой государства».
Вклад в изучение и разрешение данных вопросов вложили такие ученые и мыслители, как: Платон, Аристотель, Цицерон, Полибий, Г.Н. Манов, К. Поппер, Б.А. Кистяковский, Н.А. Бердяев и многие другие. На их трудах и будет основываться моя курсовая работа.
К примеру, Платон – один из самых великих мыслителей античного мира, придерживался того, что лучшей формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, он выделял и рассматривал «законную монархию» как царскую власть, а «незаконную» как олигархию.1
Так же можно сказать об Аристотеле, который был учеником и критиком Платона. Под формой государства он понимал систему, которая олицетворяется в лице верховной власти государства. В зависимости от количества властвующих лиц, а именно - один, немногие, большинство, эту власть он определял как монархию, аристократию или политико-демократию. Данные формы государства понимались «правильными», так, как в них была видна общая пoльза правителей. Аристотель считал, что «Неправильные формы», правители использовали только в личных целях.
В Древнем Риме, так же присутствовали взгляды и суждения о формах государства. В качестве примера можно назвать Цицерона, в зависимости от количества правителей, он определял три основные формы государства: царская власть – монархию, власть оптиматов – аристократию и наконец, народную власть – демократию, помимо этого он так же рассуждал о смешанной форме.
Учения и различные взгляды, которые касаются формы государства, существовали не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах, не только в античном мире, но и в настоящее время.
Так, к примеру, в 1956 году Г.Н. Манов. предложил отождествлять политический режим с понятием формы государства в целом, а форму правления и форму государственного устройства исследовать как его составные части. 2 По мнению А.И. Денисова форму государства следует анализировать в узком и широком смысле: в первом случае, это образ правления и государственного устройства, а во втором – лишь форма правления.
Однако, большинство отечественных правоведов (А.Б. Венгеров. , М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.С. Петров, В.М. Сырых, В.Е. Чиркин и др.) последние шестьдесят лет под формой государства понимают совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. 3 С этой точки зрения мы и будем рассматривать в курсовой работе форму Российского государства.
Актуальность работы: В нынешнее время вопрос о форме государства занимает актуальное положение у населения всех стран. С точностью можно сказать, что данный вопрос будет актуален вне зависимости от периода времени, поскольку люди желают жить в совершенном государстве, пытаются усовершенствовать существующие порядки, это и является неотъемлемым элементом развития общества и осознанием им значимости данного вопроса.
Цель данной работы: раскрытие особенностей формы Российского государства на современном этапе, а именно формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
Использованные методы научного познания:
Структура работы: Работа содержит введение, 3 главы и заключение.
Форма государственного устройства
(ФГУ) представляет собой национальное
и административно-
В настоящий момент различают два вида ФГУ: простые и сложные. Простая форма государственного правления включает в себя всего один тип – унитарное государство, а сложная подразделяется на два типа – федеративное и конфедеративное государство. Для того что бы понять для чего вообще существует такое понятие, как ФГУ, необходимо обозначить некоторые особенности каждого типа.4
Унитарное государство является единым государственным
образованием, состоящим из административно-
Федеративное государство - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.5 Данный тип обладает следующими признаками:
Говоря о «федерации» необходимо так же указать то, что виды данной ФГУ в науке классифицируют по различным основаниям, наиболее часто встречается деление федераций по принципу построения: территориальные и национально-территориальные.
И наконец, конфедерация представляет собой, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.7
Данному типу государства присущи такие признаки как:
Согласно выше изложенному, можно сделать вывод, что форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию государства, характеризуемую соотношением государства в целом и его отдельных составных частей. Она показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства.
Россия, согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, является Федеративным государством.8 Российский федерализм является довольно проблематичной категорией, это область, имеющая на сегодняшний день целый ряд нерешенных вопросов. Это относится к форме, содержанию федеративных отношений в России, а так же, к сохранению территориальной целостности государства.
Говоря о российском федерализме, необходимо подчеркнуть его уникальность. Сложно найти, что то подобное в современном мире, да и в истории тоже. Его нельзя характеризовать только как национально-государственное устройство (было присуще советскому государству), ни как территориальное (свойственное многим странам). Не увенчались успехом попытки копировать опыт государств, с федеративным устройством, так как они расходились с реалиями России, и во многом противоречили интересам её развития. В конституционных положениях o федеративной организации России присутствует асимметрия, она отражает непростой состав и непростое прошлое страны.
Россия, провозгласив федеративное устройство, оставляет немало конструкций, которые свойственны унитарным государствам, по той причине, что больше половины субъектов федерации не являются государствами в составе Российской Федерации, а тридцать два из них образованы по этническому признаку.9 Говоря об этом, важно выделить то, что в мире чаще встречаются ситуации, когда при формировании федерации субъекты объединяясь, создают центр и передaют ему чaсть своих полномочий. В России же наоборот, полномочия передаются от центра – субъектам, самостоятельность которых неравномерно изменяется. Полномочия и предметы ведения между органами государственной власти федерации и ее субъектов разграничиваются в первую очередь Конституцией РФ, федеральными и иными договорами.10 “Иные договоры” вероятнее всего остались бы гипотетической возможностью, но в отношениях между центром и отдельными субъектами Федерации стали возникать серьезные проблемы.
Сепаратистские настроения в регионах во многом зависят от нестабильности центральной власти. Но эта стабильность, в свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом.11 Большей или меньшей самостоятельности хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу.12
Информация о работе ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ